Час общения Толерантным быть хочу пусть меня научат_25238

Час общения

«Толерантным быть хочу, пусть меня научат»

Васильчикова Галина Николаевна

МБОУ – лицей №10 г. Белгорода

Цели: ознакомить с понятием «толерантность»; показать значимость толерантности как качества личности; способствовать развитию умения социального общения.

Ученик:

- Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ведущий: Давайте и мы на капельку радостней, добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем сделать это? Что для этого нужно?

Ответы детей

Действительно, для этого нужно быть добрыми по отношению ко всем людям, делать их счастливыми, помогать слабым и беззащитным, уметь строить отношения на основе уважения и доброжелательности, жить со всеми в мире. Именно об этом мы и будем сегодня говорить с вами на нашем занятии. Оно проходит у нас сегодня не случайно.

- Кто знает, почему?

ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости).

I.Что такое толерантность?

Сегодня наш разговор будет посвящен толерантности.

Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации. Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, проводить соответствующие мероприятия, которые способны донести до каждого человека суть такого понятия, как толерантность.

- Скажите, а вы раньше слышали такое слово: толерантность?

- Что же оно означает?

Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное. Слово «толерантность» произошло от латинского «tolerantia» — терпение.

Давайте послушаем, что означает слово  толерантность на разных языках земного шара?

1уч-к: Во французском – это отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

2уч-к:  В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.

3уч-к: В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

4уч-к: В русском – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Ведущий: На разных языках по-разному поясняется слово «толерантность», но в основе всех этих определений лежит следующая мысль – нужно быть терпимыми к тому, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, сохраняя при этом свою индивидуальность. Все обладают правом жить в мире.

II. Все мы разные, все мы равные

Ведущий: Наша страна – многонациональная. Здесь проживает огромное количество народностей и национальностей. У каждого из них свой язык, своя культура, свои обычаи, но все равные, потому что мы – граждане одной страны.

Ученик:

У речки стоял удивительный домик,

В том домике жил удивительный гномик.

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном,

Звезда освещала собою весь дом.

И печку топила, и кашу варила, И

сказки ему перед сном говорила.

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века…

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород…

— Ха-ха, хо-хо-хо! — стал смеяться народ.

Вот чучело! — каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода.

И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.

Живёт в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода.

Но больше к нему не вернулась Звезда.

А. Усачёв.

— О чём это стихотворение?

— Что делает нас не похожими на других? (Разные имена; рост, вес; цвет волос, глаз, кожи; способности, пол и т. д.)

Ведущий: В жизни человек общается с представителями разных национальностей, культур, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.

На нашей планете более 200 государств, расположенных на пяти континентах. Между разными государствами много общего, но есть и различия: свои собственные законы, обычаи и порядки.

Мы в знак согласия киваем головой. У болгар это означает отрицание. Французы любят жареных лягушек, а мы едим варёных раков. На одном из островов Индийского океана новорожденному приписывают сразу 60 лет. С каждым годом его возраст уменьшается.

Жители каждого государства говорят на своём родном языке, а в мире их существует около двух тысяч. У них свои обычаи, своя культура, но при этом у всех людей есть общее — все они хотят жить в мире, радоваться, смеяться, дружить и встречаться друг с другом.

Игра «Чем мы похожи»

Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого — либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы учимся в одном классе, или мы одного роста, живем в одном доме и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом по другому признаку.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

Ведущий. Как много у нас общего. Сходство можно найти с любым человеком. Похожи не только люди, но и народы. Пословицы и поговорки у разных народов обозначают приблизительно то же самое, что у нас, русских. К примеру, арабская пословица гласит: «Бежал от дождя — попал под ливень», а русская: «Из огня да в полымя».

Упражнение «Соотнеси пословицу»

Задание: Подберите к пословицам и поговоркам других народов их аналог в русском языке.

1. Татарская: «Где много пастухов, там все овцы передохнут»

2. Английская: «Любишь танцевать плати скрипачу»

3. Иранская: «Где нет фруктовых деревьев свекла сойдёт за апельсин»

4. Африканская: «Сын леопарда тоже леопард»

5. Чечено-ингушская: «Задвигать засов после кражи коровы бесполезно»

Русские:

«У семи нянек дитя без глазу»

«Любишь кататься люби и саночки возить»

«Яблоко от яблони недалеко падает»

«На безрыбье и рак рыба»

«После драки кулаками не машут»

Ведущий: И если мы с вами научимся принимать и уважать тех, кто отличается от нас цветом кожи, взглядами и вкусами – жить станет намного проще и интереснее.

-Что значит быть толерантным по отношению к людям другой национальности?

Ответы детей

III. Стремись творить добро

Ведущий: Ребята, сегодня хотелось поговорить о терпимом, гуманном отношении к людям с ограниченными возможностями, т.е. инвалидам.

3 декабря в календаре отмечен как международный день инвалида. Поэтому мы не можем не затронуть эту тему. Эти люди нуждаются в особой заботе. Ведь они лишены многого. Зачастую люди с ограниченными возможностями здоровья  остаются один на один со своими проблемами. Современное общество готово принять таких людей, считать их равными себе.

-Приходилось ли вам общаться с детьми с ОВЗ?

-А вот как вы поступите в следующих ситуациях?

Обсуждение ситуаций.

К тебе подходит ребёнок-инвалид…

1.Ты естественным образом разговариваешь с ним.

2.Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать.

По Интернету ты познакомился с девочкой, с ней очень интересно общаться. Когда встретились с ней, оказалось, что у неё есть значительные недостатки.

1.Ты продолжишь общение с ней.

2.Найдёшь любой предлог, чтобы с ней не общаться.

- Люди с ОВЗ нуждаются в жалости или в чём-то другом?

Ведущий: Такие люди нуждаются в защите, поддержке психологической, человеческой. Им нужно наше признание, принятие их такими, какие они есть. А некоторые из них достойны нашего уважения и восхищения, потому что судьба наградила удивительными талантами. Я хочу, чтобы сегодня по-новому взглянули на детей с ограниченными возможностями и узнали, какие  замечательные они слагают стихи, не видя света, как они танцуют, не слыша музыки. А какие картины они рисуют, держа карандаш ногами и зубами! Как они, не умеющие ни говорить, ни читать, ни писать, тонко чувствуют природу, цвет, музыку, какие шедевры наивного искусства выходят из-под их неловких рук. А те, кто не могут ничего, проникновенно смотрят своими прекрасными глазами прямо в нашу душу.

Просмотр слайдов с рисунками детей-инвалидов. (На фоне музыки).

  Ведущий: Эти дети пришли в мир точно так же, как и все другие люди. Нет сомнения, для них очень важно наше уважение, понимание, любовь, доверие.

-Что значит проявление толерантности к таким людям?

Ответы детей

IV. Толерантным быть хочу, пусть меня научат

  Ведущий: В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются. Стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, уметь видеть свои ошибки.

Давайте проверим, насколько мы толерантны.  Я называю ситуацию и два варианта ответа, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе выражение.

• Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты его бьешь.

Ты поссорился со своим другом.

1. Ты попытаешься объясниться с ним.

2. Ты обижаешься и мстишь.

Ты недоволен собой.

1. Ты борешься со своими недостатками.

2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты объясняешь причину отказа.

2. Ты устраиваешь истерику.

Саша плохо одет…

1. Это неважно.

2. Ты подсмеиваешься над ним.

Пожилая женщина медленно идет.

1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

2. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

На твоих глазах на кого-то нападают…

1.Ты пытаешься защитить его.

2.Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

Твой одноклассник питается не так, как ты, по причине своей религии:

1. Ты просишь, чтобы он объяснил это.

2. Ты говоришь, что он выглядит смешно и нужно питаться, как все нормальные люди.

Дети считают.– Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.

- Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

  Ведущий: Давайте попробуем проверить себя, как мы проявляем толерантность в различных ситуациях. (Каждой группе предлагается ситуация.)

1 ситуация. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает.Как бы ты разрешил конфликт?

2 ситуация. Коля построил замок из песка, и все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше. Когда Коля ему не поверил, Игорь разбежался и затоптал всю постройку. Как разрешить конфликт?

3 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Один ученик упал. Кто-то крикнул:«Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?

Ученик:

«Берегите друзей»

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену.И судом поспешным не греши,Гнев на друге, может быть, мгновенный,Изливать покуда не спеши.Может, друг твой сам поторопилсяИ тебя обидел невзначай,Провинился друг — и повинился — Ты ему греха не поминай.Люди, я прошу вас, ради бога,Не стесняйтесь доброты своей.На земле друзей не так уж много,Опасайтесь потерять друзей!

Расул Гамзатов

  Ведущий: Всех нас когда-либо обижали; несправедливо, как нам кажется, ругали, толкали, били. И внутри нас до сих пор сидит обида, горечь на того, кто их нам нанес. А правильно-ли это?

- По этому поводу мне хочется вам рассказать притчу «Учитель и картошка».

Учитель и картошка

Однажды учитель сказал своим ученикам принести чистый полиэтиленовый пакет и мешок картошки в школу.

Когда они всё это принесли, каждый из учеников набрал несколько картофелин — по 1 клубню за каждого человека, на которого они держали обиду за что-то. После этого они написали на каждом клубне имена людей, которых они отказывались прощать, и дату, и положили картофелины в пластиковый пакет. Некоторые из этих пакетов оказались достаточно тяжёлыми.

Затем им было сказано носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время занятий в школе.

Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это привело к тому, что с самими этими людьми было неприятно находиться рядом.

Не понадобилось много времени, как ребята поняли, что избавиться от этой картошки было намного важнее, чем таскать её за собой повсюду.

Это превосходная метафора иллюстрирует нам, какую цену мы платим за то, чтобы сохранять наши обиды и тяжёлые негативные переживания!

-Как должны были ребята проявить толерантность по отношению к своим обидчикам?

Ответы детей

Игра «Мусорное ведро»

- Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора?

-Представьте себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаю детям выбросить ненужные обиду, гнев , страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева).

Ученик:

“Доброта”

Добрым быть совсем-совсем не просто,Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета.Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым бытьИ в беде друг друга не забыть.И завертится земля быстрей,Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,Не зависит доброта от роста.Доброта приносит людям радостьИ взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет.Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.

Е. Трутнева

V.Толерантная личность

- А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название?

Ученик: На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто князь Талерайн Перигор.Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Ведущий: Как видите, Талерайн Перигор умел быть толерантным человеком. Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

 Качества:

Терпимость

Бессердечность

Конфликт

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Милосердие

Злорадство

Доброта

Ложь

Сотрудничество

Уважение прав других

Раздражение

Принятие другого таким, какой он есть

Зависть

Творческая работа “Дерево толеранстности

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы наш класс  стал  “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев.

Ведущий: Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.

 Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы не только в нашем  классе  всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, но и в мире все люди дружили. Вы наше будущее и многое зависит от того, какой путь вы выберите.

Подведение итогов.

- Что вы вынесли из сегодняшней беседы?

-Что вы поняли, уяснили для себя?

— Что стало открытием в себе?

Ведущий: Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, признавать за другими людьми права на собственное мировоззрение, проявлять уважение к другим народам, помогать тем, кто нуждается в помощи.

Литература:

 Максимова И.П.,Сценарии интеллектуальных игр для начальной и средней школы.-Ростов – на Дону: Феникс, 2010.-206с.

Элисберг Н.И.,Скнгурова Г.А., Нерознак Д.А., К толерантности – шаг за шагом:Учебное пособие для учащихся основной школы: 2-е изд., перераб.СПб.: Перспектива; – Союз, 2008.-203 с.

Мир, в котором мы живем: методико – библиографический материал в помощь проведению областной молодежной акции по воспитанию толерантности/Сост.А.Меженская.- Белгород:БГЮБ,2005.-51с.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст