Чудо-камешек на ладони Публикация в Учительской газете

«Учительская газета», №6 от 10 февраля 2009 года

Чудо-камешек на ладони

Share on vkShare on facebookShare on twitterShare on googleShare on favoritesMore Sharing Services0

С самого начала работы в школе, а это уже четверть века, всегда рядом была «Учительская газета». Объясняла, отвечала на многочисленные вопросы и сомнения, знакомила с интересными людьми и идеями; поддерживала, вселяла оптимизм и, самое главное, вдохновляла.

Учительская Газета

Очень нравятся письма читателей из всех уголков России. По ним хорошо изучать географию: «А вот здесь я была сама, а отсюда родом мой папа, а вот — Уэлен, где так безнадежно всегда хотелось побывать». Из писем черпаю новые идеи, убеждаюсь в верности своих и заряжаюсь оптимизмом. Очень нравятся публикации из Омска. Много дает пищи для размышлений освещение конкурсов педагогического мастерства. Полезны юридические консультации. Спасибо, газета!

Пишу впервые, может, кого-то тоже вдохновит мой опыт.

Начинала я свою педагогическую деятельность учителем географии и биологии в небольшой сельской школе. Однажды ребятишки принесли на «опознание» настоящий зуб мамонта. Его оставили в кабинете, показали всем классам, рассказали о мамонтах и причинах их вымирания, поставили в шкаф и сделали этикетку для этого экспоната. И «экспонаты» посыпались как из рога изобилия. В природе есть чему удивляться: была огромная медвежья лапа с впечатляющими когтями; лист каштана, привезенный кем-то из Украины, засушенная саранча… Так начинался неофициальный музей природы.

Потом переехала в город и стала вести только уроки географии. Постепенно и там собирался музей. Любознательный вездесущий школьный народец приносит очень много интересного — из домашних коллекций и охотничьих трофеев, из соседних прудов и карьеров. Каждый экспонат с любовью принимается. Кто-то приносит навсегда, кто-то всего на две недели, кто-то лишь на урок.

Если в самом начале урока, сразу после звонка, едва кивнув гомонящему классу, показать камешек, лежащий на ладони, и сказать: «Смотрите, эта голубая глина всего 2 недели назад лежала в кратере вулкана Дзензур на Камчатке» — класс замирает. В эти минуты удивления-восхищения решается столько много педагогических задач! Не всякому уроку под силу. Мы посмотрим на карту, найдем Камчатку, вулканы. Не обнаружим там Дзензур, заодно выясним, почему его нет на нашей карте. Послушаем про вскипяченный в горячем источнике чай и булькающую, словно каша в кастрюльке, горячую голубую глину. А потом такое же удивление от рогов северного оленя, привезенных из Дудинки. А на роге — дырочка от пули. И понятие «тундра» нам, таежным жителям, становится ближе. И оленя жалко.

В пластиковой бутылке стоит вода из Черного моря, специально привезенная для музея. Тут же крабики, раковины, морские звезды и ежи…

Хулиганистый второгодник Гриша принес череп собаки со дна ближайшего водоема. Изучали строение челюстей млекопитающих, хоть девочки сначала и повизгивали.

Шишка секвойи, иглы дикобраза, перья павлина, огромный трутовик — все это побывало в нашем музее.

В нашем городе работал горно-обогатительный комбинат, поэтому свинцово-цинковые руды самые популярные в геологической коллекции. Теперь с каждого вновь открывающегося рудника папы наших учеников везут образцы полезных ископаемых. Мы знаем медные руды с малахитом и лазуритом, самородную медь, молибденовые руды, золотоносные породы.

А нынче пятиклашки, главные «пополнители» наших фондов, понесли… иностранную валюту. И доллар у нас побывал, и на евро мы полюбовались, и юани, и тугрики, и тенге, и даже иены лежали на учительском столе. Они помогали осваивать политическую карту мира.

После знакомства всех с экспонатом он помещается в музей и сопровождается пояснительным текстом. Музей — это шкаф со стеклянными дверцами. Его можно открыть на перемене, и рассмотреть то, что не увидел раньше.

Для учителя этот процесс еще более увлекателен, чем для детей! Как бы я поняла, что рог лося такой тяжелый?! Вместе с хрупкой любознательной девчушкой подержали его на весу и прониклись к лосю уважением!

Мне хочется, чтобы у ребят не пропадало удивление перед миром, его разнообразием, красотой, неповторимостью, многогранностью. И наш мини-музей помогает в этом.

Елена ЧЕПАИНОВА, учитель географии школы №25, Салаир, Кемеровская область