экономика атп

Одной из самых массовых отраслей, давно занявшей ведущие позиции в транспортном комплексе страны, является автомобильный транспорт. На этапе становления рыночных отношений в России он получил новый импульс для своего развития и в настоящее время является одной из наиболее быстро растущих подотраслей национальной экономики.

Надежное функционирование транспорта является одним из необходимых условий целостности страны, обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с основными положениями «Транспортной стратегии до 2020 г.», реализация транзитного потенциала и повышение конкурентоспособности транспортной системы РФ будет способствовать формированию в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и созданию прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему и изменению роли транспортной отрасли в формировании валового национального продукта. Реализация комплексных инфраструктурных проектов, направленных на повышение привлекательности российских транспортных коридоров, позволит получить дополнительные доходы в размере более $6 миллиардов.

Повышение доступности транспортных услуг для населения является одной из основных задач Минтранса РФ.

Транспортная стратегия до 2020 года предполагает, что через 15 лет на 10 российских семей будет приходиться 8 автомобилей. Кроме того, сократится число дорог, не соответствующих техническим требованиям — с 63 до 50 процентов. Предполагается также, что к этому времени значительно возрастет и подвижность населения. Если сейчас в среднем каждый человек за год проходит или проезжает около 4 тысяч километров, то к 2020 году этот показатель возрастет уже до 6 тысяч километров.

На автомобильный транспорт приходится более 80% общего количества перевозимых грузов. В связи с расширением сети межпроизводственных связей возрастает роль автомобиля как наиболее мобильного и доступного транспортного средства. Так как автомобили перевозят грузы, по сравнению с другими видами транспорта, на небольшие расстояния, то удельный вес грузооборота автомобильным транспортом в России остается всего 7% от общего грузооборота страны, в то время как в зарубежных странах этот показатель доходит до 75%.

Экономичная и эффективная работа автомобильного транспорта обеспечивается рациональным использованием многомиллионного парка подвижного состава – грузовых и легковых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов.

По данным ГИБДД, на 1 января 2012 г. в России зарегистрировано более 33 млн. ед. автомототранспортных средств, в том числе более 24 млн. легковых и 4,7 млн. грузовых автомобилей, а также 770 тыс. автобусов. Данный факт свидетельствует о массовой автомобилизации страны. С одной стороны, он обеспечивает более высокое качество жизни населения и способствует развитию экономики, а с другой, — сопровождается и негативными последствиями – загрязнением окружающей среды, перегрузкой автомагистралей, ростом числа ДТП и т.д.

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 г. дорожно-транспортный травматизм может стать третьей среди основных причин гибели и увечий людей и представлять более серьезную проблему для здоровья населения, чем малярия, туберкулез, СПИД.

В целом состояние аварийности как в России, так и за рубежом во многом определяется уровнем автомобилизации. Ответственность за ДТП в основном лежит на водителях (76%), немалую лепту вносят пешеходы. Еще одна причина проблем на дорогах – неисправный транспорт.

Состояние автомобиля, находящегося на дороге, не менее важно, чем профессионализм его водителя. Ежегодно, по статистике, на дорогах России погибает население небольшого города (35 тыс. человек). Такое положение обусловлено и ослабленным контролем за тем, какой транспорт выходит на дорогу, каково его техническое состояние.

По данным статистики, половина автопарка страны – машины старше 10 лет (50 %). Автомобилей возрастом от 5 до 10 лет – 30,5%; от 0 до 5 лет – 19,5%. В создавшихся условиях актуальным становится вопрос о своевременном и качественном техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Определяющими условиями увеличения срока службы и повышения производительной работы автотранспортных средств являются их грамотная эксплуатация и техническое обслуживание.

Эффективную работу автотранспорта обеспечивает автосервис, основное назначение которого – сохранение потребительских качеств и физических свойств транспортных средств: снижение интенсивности износа узлов и деталей, предупреждение дефектов в работе узлов, агрегатов, двигателя.

Этот сектор бытового обслуживания населения динамично развивается, однако остается очень молодым и испытывает ряд серьезных проблем.

Наметившееся многообразие объектов автобизнеса вызывает необходимость изучения тенденций развития российского рынка и прогнозирования функционирования сети обслуживания и восстановительного ремонта автотранспортных средств.

Проведенное исследование позволяет выделить несколько условий, влияющих на предпочтения автовладельцев при выборе предприятия, выполняющего ремонт и техобслуживание автортанспорта:

1.       Месторасположение офиса и автомастерской.

2.       Перечень работ по ремонту легковых автомашин.

3.       Прайс-лист на выполняемые работы.

4.       Выполняет ли автосервис работы по гарантийному обслуживанию легковых автомобилей.

5.       Есть ли возможность доставки неработающих автомобилей специальным автотранспортом.

6.       Рекламно-технические описания имеющегося оборудования и его фотографии.

7.       Сведения о наличии и ценах сопутствующих товаров.

8.       Порядок приема автомашин для ремонта и технического обслуживания (предварительная запись по телефону, личный приезд владельца автомашины, обязательность предоставления паспорта на транспортное средство и т.д.).

9.       Месторасположение ближайших бензозаправок.

10.   Действующие правила обслуживания клиентов. Порядок разрешения спорных вопросов.

11.   Возможен ли ремонт автомобилей по кредитным карточкам и по безналичному расчёту.

12.   Скидки, предоставляемые постоянным клиентам.

13.   Рекомендации по эксплуатации, техническому обслуживанию и содержанию различных автомобилей.

14.   Ответы на наиболее распространенные вопросы клиентов.

Анализ рынка свидетельствует о том, что прогнозирование спроса на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта  является очень сложной задачей. Спрос может измеряться как в натуральных и условно-натуральных показателях (число заявок на ремонт и обслуживание автомобилей, затраты нормочасов), так и в стоимостном выражении (общая стоимость выполненных работ).

Комплекс факторов, формирующих спрос на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств можно представить в виде схемы:

 

Уровень спроса на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта зависит от многих факторов как объективного, так и субъективного характера. К числу основных факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину спроса, следует отнести следующие:

·        парк автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан и в собственности организаций. Его общая численность и структурные характеристики — распределение по маркам и моделям, величина годового и общего пробега с начала эксплуатации, срок службы, оценка общего технического состояния;

·        уровень организации автотехобслуживания — количество станций технического обслуживания и других предприятий отрасли, их производственные возможности, номенклатура и комплексность производимых работ; время обслуживания клиента, зависящее от пропускной способности постов по каждому виду ремонта; удобство размещения сети автосервисов; резервы запасных частей (как для производства ремонта, так и для продажи), средний уровень качества производимых работ, а также ряд экономических показателей — цена, обеспеченность ресурсами и т.д.

·        состояние дорожной сети, протяженность и плотность автомобильных дорог и их состояние, интенсивность дорожного движения и соответствие ему размещения СТО по территории города, района, области.

·        комплекс социальных условий – демографическая характеристика населения, структура занятости с дифференциацией по уровням доходов, квалификация владельцев автомобилей как водителей, общий уровень их технического образования, навыков, склонность к самообслуживанию, транспортная подвижность населения, соблюдение экологических требований к размещению предприятий автосервиса и т.п.

Отдельные факторы, влияющие на спрос, являются взаимозависимыми величинами, что оказывает усиливающее влияние на динамику спроса.

Система взаимосвязей перечисленных факторов может быть представлена схемой:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два фактора на этой схеме образуют замкнутый цикл взаимосвязей. Это уровень качества работ и доходов потребителей.

Уровень качества работ оказывает двойное воздействие: прямо влияет на объемы выполняемых работ и создает базу для расширенного автосервиса в будущем. Таким образом, возникает мультипликативный эффект самоподдержания спроса на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, своего рода обратная связь между динамикой парка автомобилей и качеством автосервиса.

Увеличение мощностей автосервисной отрасли, развитие сети в условиях конкурентной борьбы существенно повысило качество обслуживания автотранспортных средств. Этот фактор явился стимулом для роста парка автомобилей и повышения степени автомобилизации страны.

Следующий узловой фактор рассматриваемой схемы — доходы потребителей — также оказывает на изменение спроса мультипликативный эффект. При этом прямое воздействие величины доходов на объемы автосервисного обслуживания является не столь существенным (для различных доходных групп потребность в обслуживании и ремонте определяется главным образом техническим состоянием автомобиля). Гораздо сильнее в рассматриваемом контуре взаимозависимостей действует обратная связь — через увеличение парка автотранспортных средств и изменение его структуры. Это определяется различными возможностями приобретения автомобиля, сильно дифференцированными по доходным группам населения.

Контур, образуемый фактором качества работ в автосервисной отрасли, непосредственно зависит от эффективности ее работы. Даже при условии неизменности доходов потребителя он может оказать стимулирующее воздействие на рост парка автомобилей и развитие самой автосервисной отрасли. Поэтому именно этот контур должен быть фокусом дальнейших исследований в вопросах прогнозирования развития автосервисной отрасли.

Предложенная концептуальная схема позволяет осуществить прогнозирование спроса на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта на основе комплексного подхода, учитывающего весь спектр основных факторов и их взаимосвязей, определяющих спрос.

Второй составляющей рыночных отношений является предложение. Именно через учет предпочтений продавцов и покупателей формируется в рамках различных рынков система цен на продукцию и услуги.

В условиях рыночной экономики никакая деятельность не будет стоить ничего, пока она не будет востребована покупателем. Поэтому очень важно — какие работы и как будет выполнять фирма. Клиента завоевывают разумным соотношением цена — качество, стараясь чтобы второе было выше первого.

 Изучение литературы по теме, а также проведенные исследования позволили сделать прогнозы развития рынка обслуживания и ремонта:

1.     Увеличение количества автомобилей в собственности граждан, повышающее спрос на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

2.     Формирование российских сетей с участием крупных зарубежных сетевых операторов из независимых автосервисных предприятий

3.     Усложнение управленческих технологий и опора на множественные источники доходов (торговля запчастями и сопутствующими товарами, дополнительное оборудование, дополнительные услуги).

4.     Увеличение объема кузовных и малярных работ вследствие увеличения количества ДТП из-за возрастающей плотности движения на дорогах.

5.     Увеличение объема работ по дополнительному оборудованию, обеспечивающему повышенный комфорт водителям и пассажирам транспорта.

6.     Рост спроса на тюнинг.

7.     Острый дефицит квалифицированных кадров и рост спроса на их подготовку.

8.     Повышение спроса на техническую информацию и новые средства ее систематизации и использования.

В современных условиях рыночной экономики выживают сильнейшие предприятия — те, кто пользуется доверием, заслуженным авторитетом у населения и организаций, и постоянно стремятся усовершенствовать свою работу. Поэтому приоритетными задачами для структур автосервиса будут: улучшение качества обслуживания, освоение дополнительных видов работ и ассортимента товаров, привлечение новых клиентов.

Организация сервиса отечественной техники пока не соответствует современному уровню. Низкий уровень развития сервиса снижает конкурентоспособность нашей техники. Рынок остро нуждается в скорейшем увеличении числа ремонтных и сервисных предприятий, которые обеспечат новые рабочие места. Сервисным предприятиям целесообразно объединяться в союзы и защищать свои интересы в администрациях областей и в  правительстве. Ассоциации и союзы должны лоббировать принятие необходимых актов, нормативов для стимулирования развития отрасли технического обслуживания и ремонта автотранспорта.

Успех деятельности предприятия технического обслуживания зависит от всестороннего изучения потребностей и потребительской оценки качества выполняемых работ. Современная стратегия развития предприятия предполагает комплексный подход, сочетающий материальные аспекты производства, а также другие менее осязаемые элементы, выходящие за рамки области рациональных мотивов. Речь идет и об оптимизации производственного процесса, и о хорошей рекламе, и о грамотном менеджменте, и о культуре отношений с потребителем. Только стремление к рациональному использованию всех имеющихся в наличии ресурсов, ориентирование на потребителя может привести к запланированным результатам деятельности, что в свою очередь обеспечивает финансовую устойчивость организации на рынке и ее платежеспособность.

 

Литература

1.     Приказ министра транспорта РФ №45 от 12 мая 2005г. «Об утверждении Транспортной стратегии РФ на период до 2020года».

2.     Омский областной статистический ежегодник. – Омск, 2005 г. ч. 2.

3.     Экономические аспекты управления и предпринимательства на вторичном рынке // Экономические проблемы управления предприятием: Сборник научных трудов / Омский государственный технический университет Омск 2005 г.

4.     Залознов В. Как стать европейским дилером? // АвтоОмск. – 2005. — № 7.

5.     Волгин В.В. Автосервис // Организация, управление, анализ. 2005.

6.     Ситник Л. Автомобильная Россия. Итоги 2005 года // Автопанорама. – 2006.- № 3.