экономика в сфере культуры обещанные Две темы

Две темы, рассмотренные на лекциях. (Тезисно)

Тема. Хозяйственный механизм организаций культуры

Основные вопросы:

1. Коммерческое хозяйствование в культуре: основные черты, виды и сфера использования.

2. Основные черты некоммерческих организаций.

3. Реформирование бюджетных организаций культуры.

Механизм хозяйствования — это совокупность прав, которыми хозяйствующий субъект обладает в вопросах определения структуры использования ресурсов, ценообразования, получения и распределения доходов, т.е. это система хозяйственных прав организации как юридического лица, прав, которые она реализует в своей экономической деятельности.

Практика выработала два типа моделей хозяйствования (хотя внутри каждого из типов существуют свои виды и подвиды): это коммерческое хозяйствование, которое осуществляют коммерческие организации, и некоммерческое хозяйствование, свойственное некоммерческим организациям.

Для модели коммерческого хозяйствования характерны такие основные черты:

- прибыль — главная цель ее деятельности;

- свобода (отсутствие запретов и ограничений) в определении структуры использования ресурсов (в определении сферы, направления деятельности), в получении и распределении прибыли среди участников организации;

- сопоставление расходов и доходов, самофинансирование и самоокупаемость.

Эта модель хозяйствования используется при производстве частных благ (см. тему «Продукты труда отраслей культуры»). В этом секторе национального рынка у организаций частных по форме собственности есть возможность, гибко реагируя на конъюнктуру, менять ассортимент производимых товаров и услуг, заполнять вновь образующиеся рыночные ниши. Как правило, здесь есть возможность четко описать ожидания и запросы групп потребителей в количественных и качественных показателях результатов работы.

Разновидностью модели коммерческого хозяйствования является регулируемое коммерческое хозяйствование, которому свойственны ограничения, накладываемые, как правило, государственными органами, на структуру затрат, т.е. на направление деятельности организации, профиль ее продукции. Эти ограничения могут быть установлены: в виде выдачи лицензий, периодического перезаключения контракта учредителя с администрацией предприятия (если речь идет о государственном предприятии), с помощью налоговых ставок (повышения их для одних видов деятельности и предоставления льгот — другими видам), ограничения определенного аспекта деятельности (например, месторасположения организации.) Эта модель применяется чаще всего в секторе по производству исключаемых смешанных благ. И если модель коммерческого хозяйствования не имеет примеров в

сфере культуры, то модель нормативно регулируемого рыночного хозяйствования чаще всего применяется в сфере шоу-бизнеса, в кинопроизводстве, книгоиздании.

В ситуациях, когда при производстве благ имеются значительные внешние эффекты или информационная асимметрия или в случае естественной монополий,появляется необходимость побудить некоторые звенья экономики ориентироваться непосредственно на достижение какой-либо социальной цели, на стабильное производство отдельных, четко специфицированных видов благ, а не на извлечение прибыли. В таких зонах рынок (частные предприятия) отказывается производить блага.

Здесь действуют некоммерческие организации, основными чертами которых являются:

- фиксированный профиль деятельности;

- ограничения на распределение чистого дохода, между участниками организации.

Эти ограничения устанавливаются в разных формах: полный запрет на распределение прибыли в пользу собственников организации; установление предельного процента прибыли, которая может быть распределена в виде дивидендов; ограничения на оплату труда в форме установления предельной средней или предельной максимальной величины заработной платы работников организации; установление штатного расписания и тарифно-квалификационных схем.

Учредителями некоммерческих организаций могут быть государственные органы управления, юридические и физические лица. Поступления финансовых средств от учредителя некоммерческой организации могут быть дополнены зарабатываемой самостоятельно прибылью, которая поступает на развитие организации, т е. на достижение главной (социальной) цели ее деятельности. Эти организации создаются для производства общественных и смешанных благ, и поскольку они выполняют социально значимую функцию, чаще всего пользуются налоговыми льготами.

В зависимости от того, кто является учредителем некоммерческой организации, от способа ее создания и формы собственности. Гражданский кодекс РФ в части первой определяет следующие формы организаций, реализующих некоммерческую модель хозяйствования: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения (частные государственные и муниципальные), объединения юридических лиц (союзы и ассоциации) и др. Почти 90% зарегистрированных организаций культуры — бюджетные учреждения.

Реформирование бюджетных учреждений культуры является частью проводимых с 2004года в РФ бюджетных реформ. Суть реформы бюджетных учреждений — отказ от финансирования сети учреждений и переход на финансирование государственных ( муниципальных) услуг определенного объема и качества, смещение акцентов бюджетного процесса от « управления бюджетными ресурсами» к «управлению результатами». Одновременно реформа должна существенно расширить финансово-хозяйственную самостоятельность учреждений нового типа, повысить эффективность расходов бюджета. Целью реформы является повышение качества и доступности услуг.

Реформирование происходит в следующих направлениях:

— изменение методологии финансирования бюджетных учреждений;

— изменение организационно-правовых форм бюджетных учреждений.

Технологически реформирование бюджетного процесса в бюджетных организациях характеризуется сменой методов финансирования: метод сметирования (регулирования движения финансовых ресурсов на основе сметы) уступает место методу субсидирования.

На основании Бюджетного кодекса РФ «В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества». (Бюджетный кодекс РФ, часть 2, глава 10, ст.78.1. )

Государственное задание бюджетного учреждения – документ, который определяет требования к составу, объему и качеству деятельности учреждения, составу, объему и качеству услуг.

Порядок финансирования работы учреждения зависит от его статуса. В соответствии с Федеральным законом №83 от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», с 2012г. в РФ функционируют три типа бюджетных учреждений: казенные, автономные и бюджетные. Характерные черты новых типов учреждений см. в таблице 1. (Приложение 2) Учреждение выбирает форму самостоятельно, при этом четких критериев выбора нет, однако общий принцип сформулирован таким образом: если учреждение может зарабатывать и вести внебюджетную деятельность, если у него сильный менеджмент — то это бюджетное учреждение может претендовать на то, чтобы стать автономным. Если учреждение не имеет никакой внебюджетной деятельности, то оно — казенное.

Реформа бюджетных учреждений прошла только первый этап, впереди время корректировок.

Контрольные вопросы:

1. Объясните смысл принципов самоокупаемости и самофинансирования.

2. Ограничения хозяйственной деятельности могут быть заданы в виде четкого установления профиля деятельности, распределения затрат, прибыли, величины оплаты труда, численности работников, лицензирования деятельности и др. методами. Найдите в практике культурной деятельности примеры использования этих методов.

3. Может ли некоммерческая организация заниматься деятельностью, приносящей прибыль?

4. Можно ли цель деятельности, например, театра задать количественными показателями?

5. Как отличить платные услуги культурного характера (доходы от них направляются, в том числе, на оплату труда) и предпринимательскую деятельность (доходы от нее должны поступать в фонд развития).

Тема 6. Финансирование отрасли культуры и ее организаций

Основные вопросы

1. Сущность, принципы и формы финансирования отрасли культуры.

2. Финансирование организаций культуры и искусства

Финансирование — предоставление на безвозмездной основе денежных средств с целью полного или частичного покрытия расходов организации. Источники финансирования отрасли культуры и ее организаций обычно делят на бюджетные и внебюджетные, а всю систему финансирования в связи с этим называют многоканальной.

Исторический опыт развития культуры и искусства большинства стран свидетельствует, что рыночные отношения в этой отрасли экономики ограничены определенными участками, в то же время государственная финансовая поддержка остается основой существования и развития большинства видов организаций культуры и искусства..

Бюджетное финансирование подразделяют на прямое (выделение ассигнований из бюджетов разных уровней — федерального, региональных, муниципальных) и косвенное (предоставление организациям культуры льгот по налогам, оплате коммунальных платежей, арендной плате, кредитам; налоговое стимулирование частных пожертвований культуре и искусству). Одна из основных проблем бюджетного финансирования культуры — его ненормируемый характер.

Не смотря на практики многих регионов, а так же разработки и рекомендации исследовательских организаций по внедрению других методов финансового планирования (программно-целевого, нормативного и др.) в отрасли культуры, остаточный принцип был и остается главным. Остаточный принцип финансирования отрасли культура – это подход к бюджетному обеспечению культурных потребностей, на основании которого сумма бюджетных ассигнований на отрасль культуры при формировании бюджетов всех уровней устанавливается после распределения бюджетных средств на развитие других отраслей. В обоснование этой системы часто закладывают теорию иерархии потребностей или пирамиду потребностей А. Маслоу, суть которой состоит в том, что человек не может испытывать потребности высокого уровня (познавательные потребности, потребность в эстетике — жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством — пока нуждается в более примитивных вещах. В основании пирамиды — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.).

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ. Целевая программа – комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи (развития отраслей, регионов и др.) Например, в культуре это — Федеральные целевые программы «Культура России», разрабатываемые с начала 90-хгодов и принимаемые на пятилетние периоды. В качестве примера региональных программ можно привести Приоритетный региональный проект «Культура Омской области», принятой 2009г. Правительством Омской области на период до 2014г.

В соответствии с Законом РФ о культуре, размер ассигнований на расходы по финансированию отрасли культура должен соответствовать определенной доле расходной части соответствующего бюджета: 2% от расходной части федерального бюджета и не менее 6% — бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Фактические объемы финансирования отрасли не достигают предусмотренного законом нормативного уровня. « За годы с момента его (закона – Ч.И.) принятия ни разу обозначенного рубежа достичь не удавалось, более того, он никогда не превышал 1%. …Анализ финансирования культуры в субъектах Федерации показал, что отношение к этому бюджетному параметру в разных регионах выглядит по-разному. В основном доля расходов на культуру в консолидированном бюджете регионов колеблется в пределах 2%–4,5%.  Есть регионы, где доля расходов на нужды культуры значительно превосходит среднюю по стране. Например, в Белгородской области этот показатель на 2014 г. составит 6,8%».

Финансирование учреждений культуры любого уровня (федерального, регионального, муниципального) находится в зависимости от наполняемости бюджета территории, что определяет размер субсидий, выделяемых учреждениям культуры для выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовые ресурсы бюджетных учреждений культуры формируются за счет следующих источников:

— субсидии на выполнение государственного (муниципального ) задания;

— субсидии на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества.

— бюджетные инвестиции — это бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

— доходы от собственности (в том числе интеллектуальной собственности на основе договоров франчайзинга);

— доходы от оказания платных услуг (доходы от платных форм культурной деятельности,    платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами);

— средства кредитных организаций (для автономных учреждений культуры)

— добровольные пожертвования и взносы и др.

Совершенствуются методы и технологии привлечения, планирования и эффективного использования финансовых ресурсов сферы культуры и ее организаций: государственно-частное партнерство, создание и развитие эндаумент-фондов, использования краудфандинга ( народное финансирование социокультурных проектов), «процентной филантропии» и проч.

В современных условиях хозяйствования особую актуальность приобретают модели взаимодействия государственного и частного секторов национальной экономики, направленные на привлечение дополнительных ресурсов в развитие общественной инфраструктуры, повышение эффективности функционирования объектов управления, а также на снижение нагрузки на бюджеты всех уровней при условии сохранения высокого качества услуг, оказываемых населению в рамках реализуемых проектов. Еще в опубликованном в 2005 году тексте Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2010 гг.) отмечалось, что «важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает: развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры; развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.

Значительное внимание современные организации культуры уделяют разработке технологий фандрайзинга — метода привлечения средств частных лиц на финансирование культуры.

В кризисных общественно-экономических условиях, когда и доходы государства, и доходы граждан имеют неудовлетворительную динамику, актуальным остается рациональное и эффективное использование финансовых средств за счет реструктуризации сети учреждений культуры и искусства, перераспределения бюджетных потоков разных уровней и др. Так, министр финансов А. Силуанов уже заявил, что число бюджетных учреждений «зашкаливает» и должно быть сокращено. « Наглядно видно, когда вместо оказания госуслуг для граждан функционал бюджетного учреждения сводится к выполнению работ для учредителя, заказ на выполнение которых может быть размещен на рынке», — подчеркнул Силуанов. — Поэтому, считает министр, можно провести  еще раз инвентаризацию и сокращение бюджетных учреждений. Федеральные органы власти будут формировать базовые перечни государственных и муниципальных услуг, а на их основе — задания для бюджетных учреждений.).

Экономия бюджетных расходов так же рассматривается государством как метод повышения эффективности использования бюджетных расходов. Министр экономического развития А. Улюкаев на Гайдаровском форуме в 2014г. уже поставил перед бюджетными учреждениями задачу сокращения издержек путем отказа от излишне энергозатратных площадей и посоветовал установить энергосберегающее оборудовние.

Контрольные вопросы

1. Что означает остаточный принцип финансирования культуры?

2. Что такое смета и какие виды статей содержит смета расходов организации культуры (смета бюджетных средств)? Согласуйте свой ответ с контрольным заданием к теме 3 на с. .

3. Одной из форм прямого бюджетного финансирования является социально-творческий заказ. На какой основе (по какому принципу) он размещается среди организаций культуры?

4. Как, по-вашему, какие территориальные приоритеты имеет бюджетное финансирование на федеральном уровне?

5. Каким методом планируются финансовые потребности организации культуры и искусства:

а) Аналитический метод — основан на анализе фактических затрат прошлых периодов.

Б)Нормативный метод — базируется на нормативных документах.

В) Метод калькуляции — исходит из утвержденных норм на основные процессы.