Экономика знаний

В  традиционной  экономике  доступ  к  природным  источникам  и  сырью  обеспечивали  конкурентные  преимущества,  но  в  современной  экономике  интеллектуальный  капитал  (далее  —  ИК)  становится  основой  богатства,  выступая  ключевым  ресурсом  развития.  Инновации  и  предпринимательство,  которые  основываются  на  знаниях  и  информации  с  развитой  инфраструктурой  являются  залогом  успеха  организации. 

В постиндустриальной стадии развития мировой экономической системы приоритет природных, трудовых и материальных ресурсов сместился в сторону ресурсов интеллектуальных и информационных.Понятие «информационная экономика» (как и информационное общество) было введено в научный оборот в начале 1960-х годов. Оно стало фактически общепризнанным по отношению к сложившейся в западном мире реальности. Знания и информация являются критически важными элементами во всех экономических системах, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации.

Согласно определению К. Маркса, «Развитие основного капитала является показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание превращается в непосредственную производительную силу, и отсюда — показателем того, до какой степени условия самого общественного жизненного процесса подчинены контролю всеобщего интеллекта и преобразованы в соответствии с ним»[4].

Новые стоимости образуются как следствие взаимодействия интеллектуальных факторов фирмы со средствами и предметами труда. Для теоретического описания этого процесса необходимо структурировать семантику, субстантивные и процедурные знания, и дать экономическую интерпретацию используемых здесь понятий новой стоимости, интеллектуальных факторов и подпроцессов производства новых стоимостей.

Как уже отмечалось, выгода, или стоимость (value, wealth, benefit) — экономическая, социальная или какая-либо иная — на микроуровне чаще всего принимает формы прибыли, ренты, маржи, роста рыночной стоимости фирмы и её активов, конкурентоспособности, снижения трудоёмкости и потребности в рабочей силе и др. Самостоятельной формой стоимости является инновационные результаты научно-технического прогресса как следствие единого взаимообусловленного процесса развития науки и техники. В настоящее время именно этот вид стоимости, производимый, точнее, воспроизводимый интеллектуальным капиталом, является основным гносеологическим и онтологическим объектом и предметом исследований теории экономики, основанной на знаниях. Вместе с тем с экономической точки зрения актуальными являются гносеологические и онтологические исследования прагматического аспекта интеллектуального капитала, связанного с генерированием других форм стоимости.

Интеллектуальная компонента прибыли как разность между доходами и издержками может расти (формировать дополнительную стоимость) как вследствие роста доходов, так и в результате снижения издержек, возникших на основе функционирования интеллектуального капитала.

Доходы могут расти в результате выпуска новых товаров, в том числе нематериальных и интеллектуальных (консалтингэкологический консалтинг и т. п.), увеличения объёма продаж, обусловленного, в частности, ростом рынка сбыта, цены, рекламой, совершенствованием каналов сбыта и др.

Интеллектуальный капитал Т. Стюарт трактует следующим образом: «…интеллектуальный капитал — это накопленные полезные знания», «интеллектуальный материал, который сформирован, закреплен за компанией и используется для производства более ценного имущества. Разум становится имуществом, когда под влиянием свободно действующей силы мозга создается нечто полезное, имеющее определенную форму: перечень сведений, база данных, описание процесса и т.д.». Таким образом, по Стюарту, интеллектуальный капитал — это знания, воплощенные в более осязаемую, чем мысль, форму. В этом определении подчеркивается интеллектуальное происхождение: интеллектуальный капитал рассматривается как результат работы мысли, результат знаний. С тех пор определение интеллектуального капитала многократно корректировалось и дополнялось. В отечественных публикациях интеллектуальному капиталу уделяется также большое внимание и вариации точек зрения на данную категорию также весьма разнообразны и противоречивы. В  современной отечественной литературе под интеллектуальным капиталом понимается совокупность интеллектуальных активов, к которым могут быть отнесены: рыночные активы (нематериальные активы, связанные с рыночными операциями); интеллектуальную собственность как актив (патенты, авторские права, торговые марки товаров и услуг, ноу-хау, торговые секреты и др.); человеческие активы (совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков, а также психометрические данные и сведения о поведении отдельных личностей в разных ситуациях).

Важность Исследования интеллектуального капитала объективно обусловлена тем, что в конце XX века затраты на получение, хранение и обработку научно-технической информации составляют основную часть стоимости продукции. Так, затраты на электронику и системы управления составляют более половины цены современных станков и автомобилей, стоимость продаваемых за год микросхем превышает стоимость выплавленной за тот же период стали; «каждые четыре доллара из пяти, расходуемых Леви Страусом на производство пары джинсов, тратятся на информацию, а не на то, чтобы произвести, покрасить, скроить и сшить столько-то метров ткани» [Стюарт. С. 40], «благодаря научным исследованиям… ныне фермеры производят в пять раз больше пшеницы на один акр, чем в двадцатые годы… сегодняшний колос на 80% состоит из знаний»

Появляется новый тип управляющих — информационные менеджеры, которые обеспечивают эффективную работу системы получения, классификации, отбора, исправления и распространения данных. Управление информацией становится такой же сферой деятельности, как управление людьми, материальными потоками и финансами. Существуют различные методы оценки величины интеллектуального капитала. Наиболее простой оценкой является разность между рыночной стоимостью акций компании и учетной стоимостью ее фондов (земля, здания, оборудованиеи т. д.). Так, если Microsoft оценивается на рынке в 85,5 миллиарда долларов, а учетная стоимость ее основных фондов — 6,9 миллиарда, значит, стоимость интеллектуального капитала составляет 78,6 миллиарда долларов.

Погрешность такого метода обусловлена колебаниями цены акций, которые часто не зависят от данной компании. Поэтому лучше сравнивать относительные величины разных компаний или данные одной компании в динамике.

Для оценки интеллектуального капитала используются также величина интеллектуальной собственности компании и ряд частных показателей: удельный вес новой продукции в общей стоимости продаж, данные о квалификации персонала, величина добавленной стоимости на одного специалиста или одного сотрудника, имидж фирмы. Весьма важным показателем является внимание, которое уделяют сотрудникам фирмы так называемые «охотники за головами», т. е. люди и организации, специализирующиеся на выявлении и оценке перспективных специалистов для творческой деятельности.

Из всего сказанного ранее можно подвести итог:

1.В нашем времени значимость интеллектуальных ресурсов существенно возросла , материальные ресурсы перестали в достаточной степени обеспечивать экономический рост, при этом инновационные изменения в экономике обеспечиваются в первую очередь на базе интеллектуального капитала. Сейчас лидирующие компании США, Западной Европы и Японии основное внимание в своей деятельности уделяют созданию, развитию и эффективному использованию интеллектуального капитала.