элективные курсы

8

Треугольник (применение тригонометрии (теоремы синусов и теоремы косинусов)).

1

Практическое занятие,тестирование

9

Четырехугольники (параллелограмм, вписанные и описанные четырехугольники).

1

Практическое занятие

10

Четырехугольники (трапеция, свойства трапеции определенного вида).

1

Практическое занятие

11

Четырехугольники (метод подобия).

1

Практическое занятие

12

Четырехугольники (метод опорного элемента; метод площадей).

1

Практическое занятие

13

Четырехугольники(метод введения вспомогательного параметра).

1

Практическое занятие

14

Четырехугольники (свойства трапеции определенного вида).

1

Практическое занятие

14

Четырехугольники ( метод дополнительного построения).

1

Практическое занятие, тестирование

16

Итоговое занятие

2

Тестирование

II Содержание курса

Тема 1. Методы решения геометрических задач

Три основных метода решения геометрических задач: геометрический; алгебраический; комбинированный.

Анализ и синтез. Метод восходящего анализа.

Дополнительные методы и приемы решения задач. Анализ условия задачи, анализ решения задачи – этапы решения задачи.

Решение задач.

Тема 2. Треугольник

Обзор теоретического материала по теме.

Решение задач с использованием методов:

1. метода опорного элемента, метода площадей;

2. метода введения вспомогательного параметра;

3. метода дополнительного построения:

а) проведение прямой параллельной или перпендикулярной одной из имеющихся на рисунке;

б) удвоение медианы треугольника;

в) проведение вспомогательной окружности;

г) проведение радиусов в точки касания окружности и прямой или двух окружностей;

4. использование свойства медиан, биссектрис и высот треугольника;

5. метода подобия;

6. применение тригонометрии (теоремы синусов и теоремы косинусов).

Тема 3. Четырехугольники

Обзор теоретического материала по теме.

Параллелограмм. Вписанные и описанные четырехугольники.

Трапеция. Свойства трапеции определенного вида.

Решение задач с использованием:

1. метода подобия;

2. метода опорного элемента; метода площадей;

3. метода введения вспомогательного параметра;

4. свойств трапеции определенного вида;

5. метода дополнительного построения.

Задания для самостоятельной работы учащихся

Работа с рекомендованной литературой.

Самостоятельное решение предложенных задач с последующим обсуждением вариантов решения.

Самостоятельный подбор задач по теме элективного курса с использованием дополнительной математической литературы.

Самостоятельное конструирование задач по изучаемому курсу и их презентация.

Самоанализ когнитивной и креативной деятельности учащихся.

III Учебно-методическое обеспечение курса

1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

2. Габович И.Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач. – М.: Просвещение, 1996.

3. Гусев В.А. и др. Практикум по решению математических задач. – М.: Просвещение, 1985.

4. Пиголкина Т.С. Математическая энциклопедия абитуриента. – М.: изд. Российского открытого университета, 1992.

5. Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Просвещение, 1959.

6. Семенов С.В., Хазанкин Р.Г. Математика. Трапеция. – УРЭК, 1997.

7. Шарыгин И.Ф. Геометрия-8. Теория и задачи. – М.: Рост, МИРОС, 1996.

8. Шарыгин И.Ф. Решение задач: учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1994.

9. Сборник конкурсных задач по математике для поступающих во ВТУЗы. Под ред. М.И. Сканави. Учеб. пособие. – С.-Петербург

МОУ Высоковская средняя общеобразовательная школа №4

Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:

Заседании районного ШМО Зам. директора по УВРИ.о. директора МОУ

протокол № __ от ___Высоковской СОШ №4

руководитель ШМО ________-Н.Т.Сиверина _________ Г.В.Седлачек

______________О.П.Садовникова приказ №___ от ______

« » _________2011 г.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «ПРОЦЕНТНЫЕ РАСЧЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»для 9 класса

2011 -2012 учебный год

Структура программы

Программа является обучающей и содержит: • Пояснительную записку. • Цели курса. • Содержание курса. • Примерное тематическое планирование. • Требования к умениям и навыкам. • Методические рекомендации.

• Литературу. • Приложения.

Пояснительная записка

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у обучающихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства, ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса способствует не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

— сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показать широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

— способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

— сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

— решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

— привить учащимся основы экономической грамотности;

— помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий.

Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Программа может быть эффективно использована в 9 классе с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

В результате изучения курса обучающиеся должны: понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины; — уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % — 1/2; 20 % — 1/5; 25%—1/4ит.д.); — знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов; — производить прикидку и оценку результатов вычислений;

— при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления. В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности обучающихся. Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся

Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекция

Практика

Семинар

1

Проценты. Основные задачи на проценты

2

0,5

0,5

1

2

Сложные проценты

2

2

3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

3

2

1

4

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

0,5

0,5

1

5

Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА

3

3

6

Задачи с литературными сюжетами

1

1

7

Деловая игра «Проценты в современной жизни»

1

1

8

Решение задач по всему курсу

2

2

9

Заключительное занятие.

1

ИТОГО

17

1

12

3

1

Содержание программы

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 часа). Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 2. Сложные проценты. (2 часа)

Рассматриваются задачи более сложные, чем в курсе 5 и 6 классов. Форма занятий: практическая работа. Форма контроля: самостоятельная работа.

Тема 3. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (3 часа). Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы. (2 часа). Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Форма занятий: комбинированные занятия.

Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Тема 5. Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА (3 часа)

Решение данных задач позволит выпускнику подготовиться к ГИА. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 6. Задачи с литературными сюжетами. (1 час)

Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях.

Методы занятий: беседа, творческие задания. Форма контроля: самостоятельная работа

Тема 7. Деловая игра «Проценты в современной жизни» (1 час) Игра позволит ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме, создать условия, в которых обучающиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.

Форма занятий: урок-деловая играФорма контроля: самостоятельная работа.

Тема 8. Решение разнообразных задач по всему курсу. (1 час). Форма занятий: практическая работа. Методы занятий: беседа, творческие задания. Форма контроля: самостоятельная работа.

Заключительное занятие. (1 час). Итоговая проверочная работа.

Критерии оценок.

Оценка «отлично» —обучающийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно. Оценка «хорошо» — обучающийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений обучающегося. Оценка «удовлетворительно» — обучающийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задании

ЛИТЕРАТУРА 1. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. — М.: Просвещение, 2002. 2. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления. Математика в школе. —2003. 3. Башарин, Г. П. Начала финансовой математики. — М., 1997. 4. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики. — М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»).№27— 1995. 5. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. — М., 1997. 6. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений. Математика в школе.—2001. №4. 7. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4—6 кл.): пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. 8. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10—11 класс. — М.: Издательский дом <Генжер», 2001. 9. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10— 11 классы: учеб.-метод. пособие. — М.: Дрофа, 2003. 10. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты. Математика в школе.—№5. —1995.11. Левитас, Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе . Математика в школе. —№ 4199112. Липсиц, И. В. Экономика без тайн. — М.: Вита-Пресс, 1994. 13. Лурье, М. В., Александров, Б. И. Задачи на составление уравнений. — М.: Наука, 1990. 14. Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты. Математика в школе.— №1.— 199215. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). — М.: Просвещение, 1995. 16. Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты. Математика в школе. — 1998. — 4.

МОУ Высоковская средняя общеобразовательная школа №4

Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:

Заседании районного ШМО Зам. директора по УВРИ.о. директора МОУ

протокол № __ от ___Высоковской СОШ №4

руководитель ШМО ________-Н.Т.Сиверина _________ Г.В.Седлачек

______________О.П.Садовникова приказ №___ от ______

« » _________2011 г.

Программа элективного курса по математике «Параметры и модули»

для 11 класса

Учитель: Невская И.Н.



Страницы: Первая | ← Назад | ... | 2 | 3 | 4 | Вперед → | Последняя | Весь текст