эссе Финогеновой

«Ни самые прекрасные, ни самые отвратительные устремления человека не заложены в нем биологически, от природы; они – результат социального прогресса.» (Э.Фромм) В своем высказывании автор затрагивает проблему формирования личности в социуме, ее социализации. Он говорит о том, что каждый человек рождается без устремлений и целей, и только на протяжении жизни, под влиянием общества выбирает для себя какую-либо цель. Я полностью согласна с мнением Э.Фромма. Действительно, огромное влияние на человека, его образ жизни, цели и устремления влияет его окружение: друзья, знакомые, родные. Ни у одного человека биологически не заложены устремления от природы, а это только результат самого выбора человека. Из курса обществознания мы знаем, что человек рождается индивидом( отдельная особь) и только в процессе социализации(усвоение культурных норм и социальных ролей) становится личностью(совокупность социально значимых качеств и субъект сознательной деятельности).На становление личности влияют три основных фактора: наследственность, воспитание, влияние окружающей среды. Также влияют институты (конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта) и агенты социализации(это отдельные люди, группы или организации, которые проводят обучение и помогают человеку осваивать роли). В произведении Р.Киплинга «Маугли» говорится об истории мальчика, который жил в волчьей стае и перенял их повадки. К сожалению, таких детей невозможно научить человеческим повадкам, если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации  происходит значительно проще. Те, кто жил в обществе животных первые 3,5—6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни. Ярким примером в становлении личности может послужить история В.В. Путина, в его жизни одну из главных ролей сыграл его тренер по самбо Анатолий Рахлин, который заложил в него те качества, которые помогли ему стать Президентом Российской Федерации. Вот фрагмент  воспоминания в книге «От первого лица»: «Это Анатолий Семенович меня, на самом деле, из двора вытащил. Ведь обстановка там была, надо честно сказать, не очень…».Владимир Владимирович во многом обязан и благодарен этому человеку. Таким образом, именно от окружения зависит то, каким человек станет. А какие цели и устремления он выберет, зависит от самого человека.