эссе ифн

Античные представления о материи

Введение Античные представления о материи Учение Платона о материи Взгляды Аристотеля на природу и сущность материи Представления стоиков о материи А.Ф. Лосев о сходстве и различии Платона и Аристотеля в учении об эйдосе и материи и о материализме стоиков Заключение Литература

Влияние науки на жизнь общества

Введение. Наука и целостное развитие человека. Плюсы и минусы развития науки. Заключение. Список литературы.

3. Вненаучные формы познания

Характеристика вненаучного познания Вненаучные формы познания Социокультурные формы вненаучного познания Обыденное познание Философское познание Художественное познание Религиозное познание Введение, заключение, список использованной…

4. Возникновение и развитие письменной речи

Введение. Основные этапы развития письма. Пиктографическое письмо. Идеографическое и смешанное идеографическое письмо. Египетское иероглифическое письмо. Клинописное письмо. Шумерская клинопись. Китайское иероглифическое письмо. Слоговое (силлабическое) и смешанное слоговое письмо….

5. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста

Контекст и источники философской герменевтики XX века. Герменевтическая концепция языка. Герменевтическая концепция текста. Герменевтическая концепция понимания.

6. Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности. А что же породило глобальные проблемы? Экологическая проблема. Проблема войны и мира. Доля населения развивающихся стран. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму.

7. Деятельностный подход и его роль в изучении общества и культуры Деятельность как способ общества

Введение Деятельностный подход. Понятие деятельности Сущность и структура деятельности Деятельностный подход в философии Понятие «культура» Деятельный подход в изучении общества Деятельностный подход в изучении культуры Заключение

8. Знание и информация

Проблема познания и знания, знание и информация. Познание предстает как процесс смыслопорождающей активности сознания, осуществляемый на основе получаемой информации. Это объясняет наличие в познавательном процессе определенной динамики понимания, обусловленной…

9. Индукция как метод познания

Введение Развитие взглядов на индуктивную теорию познания Индукция и ее виды Полная индукция Неполная индукция Популярная индукция Научная индукция Индуктивные методы установления причинно-следственных связей Вероятностная логика Пути повышения степени достоверности индуктивного умозаключения Достоинства и недостатки индуктивных методов познания…

10. Информатика как междисциплинарная наука

История развития информатики. Место информатики среди других наук. Перспективы развития информатики.

11. Информация, интернет и информационно-коммуникационные технологии как основа информационного общества

Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека – самый впечатляющий феномен последней четверти XX века….

12. Искусственный интеллект

истоки и проблемы, историческая подоплека, биологические и социальные модели интеллекта, обзор прикладных областей ИИ, автоматические рассуждения и доказательство теорем, экспертные системы, понимание естественных языков и семантическое моделирование, планирование и робототехника. Также это может служить материалом для реферата.

13. Истоки становления классической науки

Первая научная революция. Персоналии. Методы исследования природы. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт. Механическая картина мира. Метафизический подход. Иммануил Кант. Крушение архаичной антично-средневековой космософии. Соединение абстрактно-теоретической (умозрительной-натурфилософской) традиции

14. История развития понятия массы от Ньютона до Эйнштейна PDF

Введение Формирование понятия инертной массы Механика Ньютона. Масса как мера инерции. Понятие электромагнитной массы в работах Томсона, Хевисайда, Вина и Абрагама Понятие массы в теории относительности Принцип эквивалентности инертной и гравитационной масс Понятие массы в классической механике…

15. История ЭВМ и философия науки

Введение. Философия науки. История развития ЭВМ. Принципы периодизации. Механические счетные машины. История создания ЭВМ. Поколения ЭВМ. Компьютеры первого поколения. Компьютеры второго поколения. Компьютеры третьего поколения….

16. Картины мира в философии Исаака Ньютона

Философское значение творчества Ньютона. Жизнь и творчество Четыре правила философского рассуждения Порядок мира и существование Бога. Три ньютоновских закона движения Вывод

17. Классическое естествознание и его методология

Этап механистического естествознания, Первая и вторая глобальные научные революции, Ф. Бэкон, Методы экспериментального исследования природы Галилея, И. Ньютон, И. Кеплер, Механическая картина мира, Электромагнитная картина мира.

18. Клонирование как социально-нравственная проблема

Введение. Клонирование. Применение и виды. Проблемы клонирования. Размышления в пользу клонирования. Причины невозможности клонирования человека. Альтернатива проблемы клонирования. Заключение.

19. Конкурентоспособность личности в философских и психолого-педагогических исследованиях

понятие «конкурентоспособность личности». Профессиональное самоопределение является необходимым компонентом конкурентоспособности личности.

20. Концепция научного знания И. Канта

Введение «Критика чистого разума» Границы человеческого познания — «вещь в себе» Заключение Список используемых источников и литературы.

21. Культура и техника. Образы техники в культуре

Что такое техника? Техника как социокультурное явление. Образы техники в культуре.

22. Мартин Хайдеггер

Хайдеггер, М. Мой путь в феноменологию / Перевод В. Анашвили при участии В. Молчанова // Логос. — 1995. — № 6. — С. 303—309. Хайдеггер, М. Что это такое — философия? // Вопросы философии. — 1993. — № 8. — С. 113—123.

23. Математическое моделирование как философская проблема

Общие положения математического моделирования. Моделирование как метод научного познания. Понятие математического моделирования как методологии научных исследований. Особенности кибернетического моделирования. Моделирование мыслительной деятельности человека….

24. Методология научного исследования

введение метод и методология классификация методов общенаучные методы и приемы исследования методы эмпирического исследования Методы теоретического познания

25. Модели развития науки (Циклические модели Т.Куна и И.Лакатоса)

Введение. Модели развития науки. Циклическая модель Т.Куна. Методология исследовательских программ И. Лакатоса. Достоинства и недостатки моделей Т.Куна и И.Лакатоса. Выводы.

26. Моделирование как метод познания

введение Моделирование как метод познания Определение понятия модель (моделирование). Классификация моделей и методов моделирования История развития моделирования Философский аспект моделирования как способа познания Формы представления моделей Математическое моделирование

27. технологии в современном мире: проблемы и перспективы развития

Введение Сущность понятия нанотехнологии Основные подходы к определению понятия нанотехнологии Генезис нанотехнологии Философские проблемы развития и применения нанотехнологий Теоретико-философские аспекты развития и применения нанотехнологий Онтологические и социально-философские аспекты развития и применения нанотехнологий Возможные последствия развития…

28. Наука в системе философских знаний

Введение. Наука как отвлеченное исследование жизни. Наука как альтернатива религиозной духовности. Религия и наука. Преодоление противоречий Наука как основа сотворения мира. Свободная теософия Высший синтез как система мировоззрения. Заключение.

29. Наука и религия

Введение. Понятия «наука» и «религия». Специфика науки и религии. Отношения между наукой и религией в исторической перспективе. Основные взгляды на соотношение науки и религии. Заключение.

30. Наука как социальный институт

Наука и ее функции в обществе. Наука фундаментальная и прикладная. Наука и развитие человека. Социальные особенности науки.

31. Наука как социальный институт, вид деятельности, часть общества, тип знания

Понятие науки. Наука как специфический тип знания. Наука как познавательная деятельность. Наука как особый социальный институт. Наука как часть инновационной системы современного общества.

32. Наука как элемент культуры

Введение. Культура: определение и смысл. Культура как деятельность. Разные значения понятия «культура». Структура культуры. Место науки в системе культуры. Специфика науки. Становление науки. Институционализация науки. Наука и техника. Заключение.

33. Научное и вненаучное знание

Структура научного знания Происхождение науки и ее периодизация Вненаучное знание Формы вненаучного знания

34. Научное познание

Методы научного познания: эмпирические и теоретические. Основные формы научного познания: научный факт, идея, гипотеза, теория, закон. Введение, заключение

35. Научное познание в античных цивилизациях

Античная наука. История формирования научного метода познания. Развитие представлений о природе в эпоху эллинизма. Возникновение науки. Появление первых научных программ.

36. Научные факты и их роль в научном исследовании

Введение Понятие научного факта Мнение ученых о природе и особенностях научного факта Структура научного факта Методы установления научного факта Выводы и рекомендации

37. Общая характеристика научной революции 16-17 веков

Введение. Понятие научной революции. Предпосылки и возникновение научной революции XVI-XVII веков. Ф. Бэкон. Р. Декарт. И. Ньютон. Завершение научной революции. Заключение.

38. Основные проблемы биомедицинской этики

Практические проблемы этики. Этика в практике и теории. Основные проблемы биомедицинской этики. Культурологические и социологические истоки возникновения этических проблем. Причины актуализации теории этики на примере ее практических проблем.

39. Особенности научного познания

В поисках логики открытия Критические аргументы От логики открытия к логике подтверждения Фальсифицируемость как критерии научности Концепция «Третьего мира» Карла Поппера Научные революции, парадигмы и научные сообщества Методология исследования программ

40. Методология научного познания в работах Т. Куна и И. Лакатоса

Методология научного познания в работах Т. Куна и И. Лакатоса. Т. Кун и его «Структура научных революций» И. Лакатос и его «Методология исследовательских программ» Выводы

41.Понятие истины в философии науки

Введение Что есть истина в науке? Определения Проблема научной истины Истина в современных науках Интуиция как инструмент научной истины Истина в точных науках Истина в социально-гуманитарных науках Заключение

42. Право на смерть как философская проблема

Введение Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Бытие к смерти. Бытие к смерти и повседневность присутствия. «Право на смерть» Заключение.

43. Природа научного открытия и особенности развития науки

Парадигма и ее значение в науке. Научный прогресс как смена парадигм. Индукция и дедукция как методы открытия нового. Интуиция — главное оружие ученого. Судьба и путь первооткрывателя. Парадигмы и противоречия…

44. Природа технического знания

Понятие и характеристика технического знания Природа технического знания Формирование технического знания Развитие технического знания Современное техническое знание Введение, заключение

45. Проблема истины в современной науке

Что есть истина в науке? Определения. Проблема научной истины. Истина в современных науках. Интуиция как инструмент научной истины. Истина в точных науках. Истина в социально-гуманитарных науках. Заключение.

46. Проблема исторического возраста науки

47. Проблема социальной и профессиональной ответственности ученых. Разработка кодексов для профессиональных научных сообществ

Введение. Актуальность вопроса. Постановка целей. Этика науки и ответственность ученого. Этика ответственности. Профессиональная ответственность ученого. Социальная ответственность ученого. Этические кодексы научных сообществ. Заключение.

48. Проблемы взаимодействия философии и научного знания

49. Проблемы сходства Естественных и технических наук

Проблема сходства естественных и технических наук Особенности технических наук Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках Структура технической теории и специфика технического знания Абстрактные объекты технической теории Эмпирический уровень Теоретический уровень Заключение.

50. Прогноз развития науки и техники

Что ожидает человечество от развития науки и техники в 21 веке; Прогноз развития науки и техники во втором десятилетии 21 века; Нанотехнологии и продукция наноиндустрии; Робототехника; Водородная энергетика

51. Психоанализ Зигмунда Фрейда.

Сознательное и бессознательное. Обоснование культуры как сублимации эроса

Структура психики в психоанализе Сознательное и бессознательное Логика бессознательного конфликта Обоснование культуры как сублимации эроса Психоаналитические концепции культуры Философия истории и культуры Введение, заключение.

52. Роль философии в развитии науки и человечества

Введение. Мировоззренческие функции философии. Социально-аксиологическая функция. Культурно-воспитательная функция. Объяснительно-информационная функция. Методологические функции. Философия науки и концепция устойчивого развития. Заключение.

53. Связь науки и производства

Введение. Единство донаучных знаний. Наука как деятельность по производству знаний. Сближение научного и технического прогресса в XVI – XVIII веках. Роль науки в первой промышленной революции. Наука как непосредственная производительная сила. Современный этап…

54. Символическое понимание природы в средневековом мышлении

55. Синергетический подход и идея глобального эволюционизма

Синергетика как новое направление междисциплинарных исследований и новое миропонимание. Уровни самоорганизации материи и концепция развития. Диалектика эволюции живой природы.

56. Современная цивилизация и русский космизм

Введение. Зарождение русского космизма. Философия космизма. Течения русского космизма. Персоналии. Религиозное направление космизма. Концепция Федорова. Естественнонаучное направление в космизме. Идеи взаимосвязи человека и космоса. Циолковский. Идеи Чижевского. Третий синтез космоса Вернадского. Заключение.

57. Современные аксиологические концепции

Введение Современный ценностный кризис и поиск общечеловеческих ценностей Традиционные и новые ценности в контексте аксиологической парадигмы современности Заключение

58. Социальные функции науки

Познавательная и мировоззренческая функции науки. Функция науки как непосредственной производительной силы. Функция науки в качестве социальной силы. Культурная функция науки, образовательная функция. Прогностическая функция. Управленческо — регулятивная функция. Идейно-преемственная, традиционная функция….

59. Специфика предсказания как функция научной теории

Прогностическая функция научного познания Научное предсказание Формы и виды предвидения Виды предвидения Введение, заключение, список использованных источников.

60. Становление гелиоцентрической картины мира

Введение Гелиоцентризм в античности. Картина мира в эпоху Средневековья Смена картины мира Борьба за признание гелиоцентрической системы мира Заключение Список использованной литературы

61. Становление социально-гуманитарных наук

Введение. Разделение наук. Переориентировка целей науки. Научная революция нового времени. Влияние историцизма. Появление социально-гуманитарных наук. Конвергенция с техническими науками. Заключение

62. Творческое наследие В.И. Вернадского и проблемы формирования современного экологического сознания

63. Теоретические и эмпирические методы научного познания

Опыт, его роль в познании В науке различают эмпирический и теоретический уровень исследования. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдений и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез и…

64. Техника: сущность, закономерности развития и роль в жизни общества

Понятие техники. Различные толкования понятия техники. Развитие техники. Закономерности развития техники и технического прогресса. Взаимодействие техники и общества. Проблемы и противоречия развития техники.

65. Учение Томаса Гоббса о государстве

66. Философия и наука

Классический период древнегреческой философии. Проблемы научности философского мировоззрения. Философия и наука. Функции философии. Выдающиеся философы античной Греции. Черты древнегреческой философии. Три периода в развитии античной философии: Взгляд античных философов-материалистов на природу (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит) Гераклит. (ок. 535 г. до н. э. – ок. 475…

67. Философия и религия

Введение Возникновение философии Религия Философия древнего востока Философия средних веков и эпохи возрождения Усиление философии в Новое время

68. Философия науки

ведение Наука нового времени Предпосылки научного переворота Некоторые движущие силы научной революции Дух Реформации Развитие науки в XIX в Этап зарождения и формирования эволюционных идей Социальная значимость естественных и технических наук История развития отечественной науки Заключение…

69. Философия науки: постпозитивизм

70. Философия свободного воспитания в пед.концепциях Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого

Введение. Концепция естественного воспитания. Педагогическая теория Руссо. Сущность естественного(свободного воспитания). Влияние взглядов мыслителей на формирование творчества Руссо. Педагогические воззрения. Первый период — от рождения до 2 лет. Второй период жизни ребенка — возраст от 2 до 12 лет. Третий период — от 12 до 15. Трудовая деятельность подростка. Четвёртый…

71. Философские проблемы виртуальной реальности

Введение Термин «virtus» Понятие виртуализации. Компьютерные симуляции: киберпротез общества Виртуальная реальность и современное общество Философские проблемы виртуальной реальности Заключение Литература

72. Человек в мире техники

Введение. Развитие системы Человек – техника. Проблема человек – техника на современном этапе. Современное понимание термина «техника. «Человек — техника» с точки зрения «технологического детерминизма». Влияние техники на человека. Перспективы развития системы «человек — техника. Заключение.

73. Что может дать гуманитарное знание современному специалисту технического профиля? Что может этот специалист привнести в гуманитарное знание?

74. Эволюция представлений о материи в истории философии

75.Экологическая проблема

Проблема выживания человечества. Философия, как поиск гармонии, и социальная экология. Взаимодействие общества и природы. Роль философии в решении экологических проблем.

76. Эксперимент в научном познании

Эксперимент, его виды и функции в научном познании Применение эксперимента в науке и технике

77. Этика науки

Нравственность, мораль и этика в науке. Свобода и ответственность ученого.

78. Этика ученого в современном мире

Введение. Этика как наука о морали. Моральный выбор и моральная ответственность. Основания морали. Профессиональная ответственность ученого. Ролевая структура научной деятельности Этические проблемы современной науки. Заключение.

Проблемы начала науки.

Наука на Древнем востоке.

Наука в античности.

Наука в средневековье.

У истоков классической науки.

Современная наука.

Наука будущего.

Предмет и основные исторические этапы развития современной философии науки.

Сущность и основное содержание проблемы соотношения философии (метафизики) и науки.

Проблема единства науки на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Наука и вненаучные типы знания.

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

Основные уровни научного знания (эмпирический, теоретический, метатеоретический ), критерии их выделения и механизм взаимодействия между ними.

Структура философских оснований науки.Законы в структуре науки и природа научного объяснения. Объяснение, предсказание и ретросказание.

Интерналистская и экстерналистская модели развития науки ― философский и историографический аспекты проблемы.

Проблема преемственности в развитии научного знания. Принцип соответствия и его методологическая роль в развитии научных теорий.

Научные революции, парадигмы и научные сообщества (по работе Т. Куна «Структура научных революций»).

Гипотетико-дедуктивная модель науки. Применима ли она к сфере социально –экономического и гуманитарного познания?

Концепции развития науки в западной философии науки ХХ в. (концепции Т. Куна, М. Поланьи, К. Поппера, С. Тулмина, И. Лакатоса и др.).

Проблема развития науки в отечественной философии науки ХХ в.

Наука как социальный институт. Наука и политика, наука и бизнес.

Наука как инновационная деятельность. Этика научной деятельности.

Наука и ценности. Свобода научных исследований и ответственность ученого.

Проблема детерминизма в философии науки ХХ в. Детерминизм и случайность. Детерминизм и свобода человека.

Проблема причинности в философии науки ХХ в.

Причинность и телеологические объяснения в современной науке.

Проблема редукции в философии науки ХХ в. Редукционизм и холизм. Редукционизм и эмерджентизм.

Системное движение в науке ХХ в. (общая теория систем, кибернетика, синергетика и др.) и его революционная роль в трансформации науки и научного мировоззрения.

Научная картина мира и её роль в развитии науки. Глобальный эволюционизм как стержень современной научной картины мира.

Человек как проблема философского и научного познания. Человек в современной научной картине мира.

Постмодернизм и современная наука. Плюрализм научных концепций и объективность научной истины.

Проблема единства науки на рубеже ХХ-ХХI веков. На пути к преодолению раскола «двух культур» (естественнонаучной и гуманитарной).

111. Научные знания в Древнем Египте.

112. Наука Древнего Вавилона.

113. Значение апорий Зенона для развития науки.

114. Математические достижения античного пифагореизма.

115. Аксиоматический метод в атичной науке.

116. История возникновения дифференциального и интегрального исчисления.

117. Научное значение «Начал» Евклида.

118. Возникновение и развитие математического понятия «функция».

119. Возникновение и развитие понятия «числа» и теории чисел.

120. Возникновение и развитие теории правильных многогранников.

121. Создание неевклидовых геометрий, их значение для науки и философии.

122. История возникновения и развития теории вероятностей.

123. Теорема Гёделя о неполноте и исследования по основаниям математики.

124. Теория множеств, парадокс Рассела и генезис математической логики.

125. Физика Аристотеля.

126. Статика и гидростатика Архимеда.

127. Оптика в Средние века.

128. Проблема относительности движения в истории физики.

129. Коперниканская революция в астрономии.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст