эссе Ордабаева А.

Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус.

Национальный Банк представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Национальный Банк при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли.

Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности.

Национальный Банк координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.

Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.

Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

- разработка и проведение денежно-кредитной политики государства

- обеспечение функционирования платежных систем

- осуществление валютного регулирования и валютного контроля

- содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Национальный Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

- проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;

- осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;

- осуществление функции банка банков;

- осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;

- организация функционирования платежных систем;

- осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;

- управление золотовалютными активами Национального Банка;

- осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка и др.

- осуществление доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан.

Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.

Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен.

Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:

- официальной ставки рефинансирования;

-уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;

-нормативов минимальных резервных требований;

Денежно-кредитное регулирование – это осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота. [2]

Основные цели денежно-кредитного регулирования:

На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

поддержание стабильности цен;

достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);

обеспечение экономического роста;

обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;

поддержания равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;

обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен – в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Уменьшение инфляционных процессов способствует улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долгосрочного экономического роста.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

уменьшение макроэкономических рисков;

расширение внутреннего кредита;

концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

Реализуя государственные и общественные интересы в области управления денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать:

-удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота;

защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг;

создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проинфляционных) процессов в денежном обороте;

формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;

развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений;

расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;

совершенствование системы безналичных расчетов.

Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты регулирования.

В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:

спрос на деньги и предложение денег;

объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;

скорость оборота денег;

объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;

коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;

объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;

курс национальной денежной единицы.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.

Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложение денег.

Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне, (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.

Для этого необходимо:

создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков; формирование соответствующих показателей денежного оборота, снижение рисков для инвестиций участников денежного оборота;

проведение мероприятий по снижению издержек участников денежного оборота и расходованию полученных в результате экономии средств на возврат займов;

достижение определенной динамики денежного оборота для потребителей (пользователей) банковских услуг.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также являются важным фактором денежно-кредитного регулирования.

Собственники денежных ресурсов, каковыми являются министерство финансов или центральный банк, согласно законодательству располагают всеми необходимыми полномочиями для проведения преобразований, результатом которых должно стать снижение риска инвестирования и повышение кредитоспособности страны.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Роль государства ограничена регулированием отношений и защитой прав участников денежного оборота, установлением основных его принципов, норм и правил. Правовое регулирование не должно отменять права и свободы участников денежного оборота, а возможные ограничения должны быть соразмерными и обуславливаться необходимостью защиты основ конституционного строя путем соответствующей законодательной регламентации – определения содержания прав участников, основных гарантий осуществления таких прав. Это обеспечит недопущение возможных ошибок или своевременное их устранение и тем самым гарантирует реальное восстановление нарушенных прав.

При правовом регулировании устанавливаются пределы осуществления прав, то есть возможные их ограничения, принимаются меры к достижению разумного баланса конкурирующих прав и законных интересов. Правовые нормы этим требованиям часто не удовлетворяют, поскольку допускают (следовательно, создают возможность определенных ограничений) регулирование ведомственными (прежде всего банковскими) нормативными актами существенных элементов конституционного права.

В связи с этим нормативная база государственного денежно-кредитного регулирования формируется по следующим направлениям:

снижение барьеров входа участников денежного оборота на отдельные сегменты финансового рынка;

введение системы регистрации участников денежного оборота;

мониторинг их деятельности;

ограничение административного регулирования.

При регулировании денежного оборота применяется принцип разграничения действия норм гражданского и банковского законодательства в части регламентации отношений по использованию денег. Регулирование конституционного права ведомственными нормативными актами служит основанием неправомерных ограничений данного права, ставя реализацию права в зависимость от наличия специального разрешения.

Особое внимание уделяется мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений, клиринговые (неттинговые) расчеты.

Благодаря строгой, подчас жесткой правовой регламентации денежно-кредитного регулирования вырабатывается действенный механизм его реализации.

Таким образом, денежно-кредитное регулирование является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитное регулирование нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.

Цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Методы денежно-кредитного регулирования –кредитное регулирование, процентное регулирование, управление государственным долгом, валютное регулирование.

Инструменты денежно-кредитного регулирования — официальные процентные ставки, норма обязательных резервов, валютная интервенция, операции на открытом рынке, кредиты банкам, прямые количественные ограничения.

Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка

Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен.

Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:

- официальной ставки рефинансирования;

- уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;

- нормативов минимальных резервных требований;

- в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.

В целях реализации денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:

- предоставление займов;

- прием депозитов;

- валютные интервенции;

- выпуск краткосрочных нот Национального Банка Казахстана;

- покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;

- переучет коммерческих векселей;

- другие операции по решению Правления Национального Банка Казахстана.

Заключение

Денежно-кредитное регулирование является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитное регулирование нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.

Цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Методы денежно-кредитного регулирования –кредитное регулирование, процентное регулирование, управление государственным долгом, валютное регулирование.

Инструменты денежно-кредитного регулирования — официальные процентные ставки, норма обязательных резервов, валютная интервенция, операции на открытом рынке, кредиты банкам, прямые количественные ограничения.

Национальный Банк Казахстана – центральный банк страны и является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.

Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любой экономической политики. Действительно, в ее пользу можно привести несколько конкретных доводов:

Быстрота и гибкость, то есть по сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого рынка Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно принимает решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное предложение и процентную ставку.

Слабая зависимость от политического давления. Например, провести в Государственной Думе новый налог либо поднять ставку уже имеющегося значительно сложнее, нежели повысить учетную ставку Центрального банка, хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме того, даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов. В то время как кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного положения и количества денег в обращении — ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

Однако, следует признать, что кредитно-денежная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей:

Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком как орудие государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики ЦБ на внутригосударственную деловую активность.

В современной экономике широко используются кредитные отношения. Поэтому знание теоретических основ кредита является необходимым условием для рационального использования ссуд в качестве инструмента, позволяющего обеспечить удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах.

Кредитная система расширяет масштабы денежного накопления, позволяет осуществить переход денежных средств из одной отрасли в другую и поэтому способствует росту эффективности производства.

Роль и значение кредитной системы характеризуются рядом показателей: общий объем кредитных вложений, доля банковских ссуд в формировании основного и оборотного капитала предприятий и организаций, совокупный платежный оборот и др.

Список использованной литературы

1.Закон РК от 30 марта 1995 г. №2155 «О национальном Банке Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями)

2.ТаттимбетоваЖ.К. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения по дисциплине: Денжно-кредитное регулирование экономики, Караганда 2009г.

3.www.nationalbank.kz – официальный сайт Национального банка

4.Правила о минимальных резервных требованиях, Утверждены Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 мая 2006 года №38

5.http://www.afn.kz/

6.Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.02.2006 г.)

7.Постановление Правления Агенства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 г. №358 «Инструкция о нормативных значенияхи методике расчетов пруденциальных нормативов для БВУ»

8.Правила об условиях и минимальных требованиях к порядку предоставления информации поставщиками информации, о порядке оформления согласия субъектов кредитных историй на предоставление информации о них в кредитные бюро, оформления согласия на выдачу кредитного отчета и об условиях и порядке предоставления кредитного отчета от 21 августа 2004 года N 250

9.Абрамова М., Александрова Л. «Финансы, денежное обращение и кредит» — М., 2000г.

10.Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина.- М.: Финансы и статистика, 1998год

11.Борисова Е.И. Финансирование и кредитование инвестиций / УПП – Караганада 2004

12.«Деньги Кредит Банки» /под ред. Конакбаева А.Г.: Учебное пособие.-Караганда,2007.-223с

13.Есекина Б. Финансовые механизмы обеспечения устойчивости национальной экономики. //Финансы Казахстана. – 2004. – N5

14.Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система Казахстана.- Астана, 2008 г.

15.Журнал «Банки Казахстана»

16.Жуков В. Политика Национального банка по развитию системы безналичных платежей для физических лиц. //Банки Казахстана. – 2005.

17.Ковалев В.В. Финансы: учебник. / Под ред. В.В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006

18.Исина С. Переход от корпоративного кредитования к розничному. //Мир финансов №11, 2006г.

19.Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово- кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 1994.

20.Лапуст М.Г. Современный финансово-кредитный словарь. / Под. общ. ред. М.Г. Лапуста, П.С. Никольского – 2-е изд. доп.– М.: ИНФРА, 2002,

21.Мельников В.Д. Основы финансов.- Алматы, 2007

22.Сейткасимов Г.С. Банковская система Казахстана. – Алматы, 2008

23.Сейткасимов Г. С Банковское дело.- Алматы, 2007

24.Гарбузов, А.К. Финансово-кредитный словарь, том II. Москва, Финансы и статистика, 2000 г.

25.Лаврушина, О.И. Организация и планирование кредита. Москва, Финансы и статистика, 2004 г.

26.Долан Э. Дж. Кэмпбелл Р. Дж. «Деньги, банковское дело и денежно- кредитная политика» — Москва – Ленинград, 2004