эссе по русскому

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ЭССЕ

«Синтез гордости за Отечество и национальной идеи как концепции консолидации общества»

Выполнила: Тополян Сусанна СуриковнаГФБ-12.Проверила: Кремер Елена Николаевна.

Москва, 2013

Государственная идеология — это важнейшая составляющая любого государства, которая регулирует все общественные и политические взаимоотношения в стране. Как писал известный французский философ Ж.Сорель: «Каждое общество нуждается в каком-либо великом мобилизующем мифе», и этим «мифом» является общая идеология. Но возможно ли существование «здорового» общества при существовании единой государственной концепции? На этот вопрос я постараюсь ответить в данном эссе.

Со времен существования России как государства на смену не раз приходили разные идеологии. Например, теория официальной народности, которая пропагандировала лозунг: «Православие, Самодержавие, Народность». По мнению Уварова, сподвижника Николая I и автора данной идеи, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась, как необходимость придерживаться собственных традиций.

Или же рассмотрим другую концепцию объединения Российского государства: марксистская теория, в которой говорилось, что в эпоху империализма важнейшей задачей должна быть разработка теории социалистической революции и подготовка захвата власти рабочим классом. Возьмем период под предводительством Иосифа Сталина, в чье время правления существовал абсолютистский режим власти. Из истории известно, что ни одна из этих идеологий не прижилась в Российском государстве. Конечно, консолидирующая идея необходима, но и существование единой идеологии не дает гарантии сохранения и объединения государства. Тогда встает вопрос, какая же концепция нужна для консолидации общества?

Одна из возможных идей объединения общества — идея консолидации на религиозной почве. При возможном принятии этой идеи за религиозную основу можно взять православие, как религию большинства. Сразу возникает проблема религии «меньшинства» и ее места в жизни государства. К тому же, конфессиональная принадлежность не является критерием правового государства, каким является Российская Федерация. Это и есть главная отрицательная сторона данной теории.

Возможно, наличие единой партии может стать средством консолидации. Отличным примером из истории является время правления всех вождей ЦК КПСС начиная от первого, заканчивая развалом СССР. Единая история, единое мышление и единая партия приводили в заблуждение людей, граждане боялись свободно мыслить, а попытки это сделать карались законом. Система гражданского образования представляла собой хорошо отлаженную идеологическую машину, нацеленную на изменение общественного сознания и воспитание «строителя коммунизма». Конечно, ей нельзя было отказать в эффективности.

Находясь в страхе за свою единую концепцию, власть повесила «железный занавес», тем самым не давая возможность развиваться и познавать новое. Как средства консолидации единая история и партия показали, в целом, неплохие результаты, но для науки, культуры и искусств это были годы тоталитарного контроля и запрета на свободное творчество.

Одним из инструментов консолидации общества в государстве могла бы служить национальная идея. Конечно, я не имею в виду идею пропаганды национализма и возвышения своей национальности над другими. Эта концепция заключается в проявлении своих лучших национальных качеств, таких как самобытная культура и чувство своей национальной уникальности.

Но главной, и возможно самой удобной концепцией государственной идеи для объединения общества является гордость за достижения. Я считаю, что именно эта идея лучше всех подходит для современной России, так как она сводит к нулю межнациональные и религиозные конфликты. Российская Федерация – страна с величайшей историей, в которой немалую часть занимают представители других национальностей, народностей и рас. Но все же они представляют Россию, и мы можем гордиться ими также, как гордимся русскими писателями, поэтами и композиторами. Российские ученые и деятели искусств хорошо известны и почитаемы во всем мире.

В заключение хотелось бы сказать, что в современной России невозможно вести единую идеологию, как это было в прошлом веке. Государственной идеей для консолидации общества мог бы служить синтез таких идей как национальная и гордость за достижения.