файнал эссе 3

Шакарим Кудайбердиев родился в предгорьях Чингистау нынешнего Абаевского района Семипалатинской области в 1858 году. В семилетнем возрасте он остался без отца, и его воспитывал родной дядя — великий Абай. Абай сумел точно уловить способности своего племянника и направить его на путь истины.

Систематического образования Шакарим не получал, зато он усиленно занимался самообразованием. По настоятельному совету и при материальной поддержке Абая Шакарим посетил Турцию, побывал в Аравии, во Франции, совершил паломничество в Мекку, работал в библиотеках Стамбула и Парижа. При всем том особенно близкой ему была русская культура, с которой он был знаком не понаслышке.

На его долю выпала нелегкая жизнь. После смерти Абая и его сыновей Шакарим стал отшельником, уединился в дальних местах Чингистау, где в одиночестве писал стихи, излагал раздумья и обосновывал свои научные открытия.

Наследие Шакарима весьма разнообразно и при том довольно трудоемко по своей трактовке. В большей степени это касается его теоретических философских воззрений. В этой сфере он не признавал истинности ни одного из известных ему воззрений. Он был предельно толерантным буквально ко всем идеям, начиная от фантастических идей религии и кончая строго научными положениями философского материализма. Его нисколько не смущала полная абсурдность оккультизма и спиритизма, экстрасенсов и магов. И в то же время он серьезно задумывался над значением новейших открытий естествознания, особенно атомной физики. Центральный объект философии Шакарима — человек. Он считал, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании, прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах. Человек может увидеть ее только глазами разума, так как главной основополагающей истиной является истина о причинах возникновения и сущности мироздания.

Шакарим ставит по существу глобальные философские проблемы, имеющие принципиальное мировоззренческое значение. И с этого момента начинается поиск путей их решения. В своей философии он формулирует два основных направления развития человеческой мысли: одно — признающее идею творца-хозяина, другое — признающее, что в мире все возникло самопроизвольно и нет никакой бессмертной души. Представителей всех форм религии, спиритуалистов, мистиков он относит к приверженцам первой идеи; материалисты же верны второй идее.

Философски осмысляется Абаем высокая роль и значение труда в жизни и историческом развитии человечества. Причину прогресса, успехов и достижений в области экономики и культуры он видит в честном труде на благо человека, народа и родины. “Ум и знания-плоды труда”,-пишет он в “Сорок третьем слове”. Однако и тут ограниченность просветительско-демократического воззрения казахского мыслителя не позволила ему подняться до понимания классового характера труда.

Абай решительно осуждал строй насилия, эксплуатации, родовые междоусобицы, боролся с культурной отсталостью, звал народ к просвещению. Своим творчеством Абай содействовал пробуждению и развитию национального самосознания казахского народа. Тяготеющий к русским революционным демократам, но ограниченный условиями казахского общества, Абай не мог подняться до осознания необходимости революционных преобразований, Сторонник просветительских идеалов, он переоценивал роль образования, видя в нем единственный путь к новой жизни. Не будучи атеистом, Абай призывал людей к моральному самоусовершенствованию, боролся за улучшение нравов. Но Абай не был и религиозным догматиком, в религии он искал ответы на морально-этические вопросы и, естественно, не мог их найти. Одной из пяти главных тем прозаических назиданий и наставлений Абая являются вопросы, связанные с религией. Будучи идеалистом по своим философским воззрениям, Абай в своих нравоучениях “иногда ссылается на моралистические догмы ислама.  Основная философская мысль обоих гениев в том, что человек не от природы нравственен или безнравственен, он становится тем или другим в процессе воспитания. Абай говорил: «Если бы в моих руках была бы власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим.»

ПОДАРКИ

Традиционные подарки казахского народа

Ауыз бастырык – это просьба о молчании. Колкое слово, сатира или обидная выходка быстро становятся известными окружающим. По казахской традиции тот, кто не хочет стать всеобщим посмешищем, должен подарить «ауызбастырык» – своеобразную просьбу или извинение. Люди, которые приняли «ауызбастырык», которым является какой-либо ценный подарок, не имеют права на разглашение.

Жиен курык – традиционный казахский подарок ребенку дочери. В Казахстане детей дочери называют «жиен». По традиции казахского народа такому ребенку полагается «жиенкурык». «Нагашы», то есть родственники со стороны матери, не имеют права отказывать «жиену» и выполняют все его просьбы три раза.

«Каде» – презент или небольшой сувенир. Во время больших праздников или соревнований всем победителям и гостям раздают обязательные подарки. они называются «каде». Более того, «каде» является обязательным подарком казахской свадьбы при сватовстве. Отсутствие такого сувенира – знак неуважения и нарушения обычаев. Казахская культура подарков имеет много различных видов «каде»: например, «коримдик» – традиционный подарок за только что увиденную невестку, новорожденного ребенка и т.д. При сватовстве: шаге-шапан, каргыбау, калын мал, бата аяк и т.д. Для детей: ат кою, кыркыдан шыгару, киндик кесер и т.д.

Коримдик – традиционный подарок в Казахстане, который преподносится за впервые уведенного новорожденного ребенка, невестку и т.д. Слово «коримдик» происходит от «кору» — видеть, смотреть. Такой подарок является выражением самых добрых намерений близких и родных. У казахов есть традиция, похожая на «коримдик».

«Байгазы» — это подарок за увиденную новую вещь или предмет. Калау. По этой древней казахской традиции подарков каждый может получить понравившуюся лошадь, верблюда или какую-либо вещь. Надо лишь придти в дом хозяина и сказать о «калау», то есть изъявить о желании. Однако важно при этом преподнести роскошный подарок хозяину и его семье. Традиции и обычаи жителей КазахстанаКапка салар – это традиционный подарок зятю в Казахстане. Жених и его свита в назначенный день со свадебными подарками едет за невестой. Тогда начинается «тойбастар». Перед отъездом отец невесты преподносит зятю подарок, который и носит название «капка салар». По древней традиции казахов в состав подарка входит конская сбруя или дорогая одежда. Чем богаче и авторитетнее тесть – тем дороже и изысканнее подарок.

«Суйинши» – это оповещение радостного известия. Тот, кто приносит в дом радостную весть – достоин самых лучших подарков. Именно поэтому по старой казахской традиции хозяин может сказать такому человеку: «Бери то, что захочешь!».

Табарик – небольшой подарок. Тот, кому повезло выиграть приз или получить хороший подарок, должен им поделиться с тем, кто попросит «табарик». Отказывать в выполнении такой просьбы по казахскому обычаю нельзя.

Шеге-шапан – подарки или сувениры, которые дарят сваты в качестве знака уважения на казахской свадьбе.

Оли-тири – подарок, который по казахскому обычаю преподносится со стороны жениха сватам после договора о свадьбе. Это своеобразный символ уважения и признательности.