формирование навыков и умений в чтении на начальном этапе обучения английскому языку

ГБОУ ДПО « Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования».

Кафедра иностранных языков и методики их преподавания

Курсовая работа по методике

«Формирование навыков и умений в чтении на начальном этапе обучения английскому языку»

слушателя курсов № 42

Андреевой Натальи Михайловны

Учителя английского языка МБОУ СОШ №23

Волжский

2012

Содержание:

Глава I. Теоретические основы методов обучения чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в школе…………………………………………………………………………………………….1

Характеристики чтения как вида речевой деятельности.

Требования к чтению на начальном этапе обучения иностранному языку.

Содержание обучения чтению на начальном этапе обучения иностранному языку.

Технология обучения чтению на начальном этапе обучения иностранному языку.

Глава II. Приложение……………………………………………………………………….……………………………….7

Характеристики чтения как вида речевой деятельности.

Чтение — один из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся, которая направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста.

Чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесения графем с морфемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.

Чтение несет в себе и воспитательное значение- это развитие психики, мышления, памяти, эстетического и нравственного воспитания, развитие черт характера( любознательности, стремление к самосовершенствованию, настойчивости)

Чтение и аудирование очень близки, так как основной целью этих видов речевой деятельности является извлечение определенной информации. Но чтение также имеет и отличия от других видов речевой деятельности:

Чтение, как и письмо, существует опосредованно,

Чтение, как и аудирование, является реактивным видом речевой деятельности и осуществляется на основе заданной извне информации,

Чтение, как и аудирование, является рецептивным видом речевой деятельности,

Форма протекания данного вида речевой деятельности скрытна, внешне может быть не выражена, так как человек чаще всего читает про себя и для себя.

Предметом чтения, как деятельности, является чужая мысль, закодированная в тексте, и её распознавание идет на основе уже созданных у учащихся слуховых и зрительных речемоторных образов.

Психологи считают, что основой внутренних механизмов чтения являются такие психические процессы, как

Зрительное восприятие;

Соотнесение зрительных образов с речемоторными и слуховыми;

Узнавание;

Осмысление;

Антиципация;

Группировка;

Выделение смысловых вех;

Обобщение;

Понимание на уровне значения слов, на уровне значения и смысла;

Реакция на прочитанное.

Чтение- сложный вид деятельности, имеющий внутренний и внешний план протекания, протекающая в двух формах: вслух и про себя. Он существует в тесной взаимосвязи с другими видами речевой деятельности.

Требования к чтению на начальном этапе обучения иностранному языку.

В программе по иностранным языкам имеются как общие требования к чтению, так и требования по классам. К концу обучения учащиеся должны уметь читать несложные неадаптированные тексты из научно-популярной литературы, а также тексты из художественной литературы и овладеть двумя видами чтения:

Чтением текстов с извлечением их основного содержания, при котором учитываются скорость чтения, число незнакомых слов и умение догадываться о значении;

Чтением с извлечением полной информации из текста, при котором учитывается объем текста и число незнакомых слов в нем.

На начальном этапе закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.

На первом году обучения учащиеся должны овладеть:

буквами алфавита английского языка,

усвоить звуко-буквенные соответствия,

уметь читать слова, сочетания слов, что позволит им читать вслух с правильным делением фраз на смысловые группы,

уметь читать с полным пониманием впервые предъявляемые тексты, построенные на усвоенном программном языковом материале.

На втором году несколько усложняются требования к чтению. Так, допускается до 2% незнакомых слов, поясняемых в материалах справочного характера (сноски, словарь) или понимаемых по догадке. К концу начального этапа обучения учащиеся должны уметь :

читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

читать про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова,

уметь находить в прочитанном тексте необходимую информацию( имена персонажей, где происходит действие и др.)

3. Содержание обучения чтению на начальном этапе обучения иностранному языку.

Достижение сформулированных в программе требований обеспечивает достаточный уровень сформированности чтения для дальнейшего развития и совершенствования на среднем и старшем этапах изучения иностранного языка в школе.

Содержание обучения чтению, то есть чему следует учить, чтобы заложить прочные основы этого вида речевой деятельности на начальном этапе, включает в себя три компонента:

лингвистический компонент;

психологический компонент;

методологический компонент.

Лингвистический компонент включает в себя буквы, буквосочетания, слова, словосочетания, предложения и текст. Учащиеся усваивают буквы английского алфавита: они должны уметь назвать букву и звук, который она передает. В английском языке соотношение согласных (буква-звук), как правило, однозначно: Р-[p].Но, что касается гласных и некоторых согласных(Cc, Gg, ), то они представляют наибольшую трудность для учащихся, поскольку каждая из них передает больше, чем один звук. То же самое можно сказать и о буквосочетаниях: одни из них передают один звук (ck-[k], ph-[f]), а другие- разные звуки (th-[ð], [θ];wh-[w], [h]).

Минимальной единицей обучения чтению на английском языке является слово, которое и позволяет учащимся овладевать техникой чтения — озвучиванием графического образа слова- по правилам чтения( ex.lake) или путем запоминания самого образа слова (ex. Great), и соотносить его со значением; то есть понимать читаемое.

Чтение словосочетаний обучает детей и расстановке ударений на словах, а чтение предложений- интонационному оформлению читаемого.

Тексты служат для развития техники чтения и являются источником значимой для детей информации. Тексты для начального этапа обучения иностранному языку должны соответствовать определенным требованиям:

Воспитательная ценность текстов;

Познавательная ценность текстов;

Соответствие содержание текстов возрасту учащихся;

Язык текста должен содержать только изученный лексико-грамматический материал;

Графическое или иллюстративное оформление текста, что способствует лучшему пониманию читаемого.

Психологический компонент содержания обучения чтению составляют умения и навыки. Овладение чтением начинается с восприятия печатного слова, его озвучивания и понимания. На начальном этапе присутствуют две формы чтения: вслух и про себя. Очень тесно связь двух этих форм чтения проявляется при чтении словосочетаний, предложений и текстов. При отсутствии предварительного просмотра текста( чтения про себя) невозможно его правильное интонационное оформление: расстановка ударений, интонационных групп. Роль чтения вслух на начальном этапе чрезвычайно велика. Оно позволяет обучаемому и обучающему видеть и контролировать процесс становления чтения на иностранном языке.

Поскольку речь идет о навыках чтения, то они могут быть сформированы на основе многократных встреч учащихся с читаемым материалом. Чтение как деятельность по извлечению содержательно-смысловой информации из текста также формирует следующие умения:

Умение антиципировать, то есть предвосхищать содержание текста за счет вдумчивого прочтения заголовка, беглого просмотра двух-трех первых предложений;

Умение вычленять главное при чтении;

Умение сокращать, за счет устранения избыточной, второстепенной информации;

Умение интерпретировать текст, то есть понимать подтекст, смысловое содержание прочитанного и составлять свое собственное отношение к прочитанному.

Методологический компонент включает в себя обучение учащихся приемам учения по овладению чтением на английском языке.

Обучение чтению на английском языке начинается со слов, организованных по правилам чтения гласных и буквосочетаний, представленных ключевым словом. Учащиеся также должны научиться читать знаки транскрипции и слова по ним. Также важным моментом формирования навыков чтения является развитие языковой и контекстуальной догадки. Важно научить учащихся догадываться о значении слова на основе общности с родным языком (ex. Doctor), на основе словообразования (ex. Teach-teacher), на основе контекста.

4. Технология обучения чтению на начальном этапе обучения иностранному языку.

Под технологией обучения чтению обычно понимают методы, приемы и средства, которые могут быть использованы при организации процесса обучения; а также целесообразные организационные формы работы.

Овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями языка.

При обучении чтению английских слов на начальном этапе необходимо подчеркивать особенности новой буквы, какой звук (звуки) она передает и ее соответствие или несоответствие в русском языке.

Большую трудность представляет чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, читающихся по-разному в зависимости от положения в словах:

Tap-tape, this-think, what-whom, game-gym, window-down etc.

Таким образом, при обучении чтению учащимися должны быть усвоены основные правила чтения:

чтение гласных под ударением в открытом и закрытом слоге,

чтение гласных перед –r,

чтение сочетаний гласных-ee, ea , ay, ai, oy, oo, ou, ow,

чтение согласных-c, s, k, g, ch, sh, th, ng, ck, gh, wh,

чтение сочетаний типа-tion, ssion, ous, igh.

Так как для начинающих характерно «пословное» чтение, то с первых шагов необходимо обучать чтению по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы. Исходя из особенностей чтения на английском языке, предварительная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей, препятствующих пониманию содержания.

Обучение чтению может идти двумя путями:

путем чтения целых слов и

путем чтения целых предложений.

В первом случае учащихся учат читать сначала отдельные слова, организованные по признакам правила чтения, представленного выделенной буквой, звуком и ключевым словом. Ключевое слово содержит графический образ слова и картинку. Учащийся читает ключевое слово и слова по его аналогии, затем прослушивает эти слова для образца и читает за диктором. Чтение за диктором способствует закреплению в памяти графических образов слов благодаря активной совместной работе слухового, зрительного и речемоторного анализаторов, что дает учащимся прочитать последующее упражнение на то же правило самостоятельно.( см. приложение 1.)

При работе над прочтением отдельных слов необходимо обращать внимание и на темп речи.

На данном этапе работы можно использовать карточки с написанными на них словами; разрезную азбуку — для составления новых слов на доске.

Успех в обучении чтению отдельных слов определяется тем, насколько сознательно, самостоятельно ученик читает ключевое слово, распознает правило чтения, умеет узнать и правильно прочитать слово среди других, подчиняющихся данному правилу.

Обучение чтению слов, не поддающихся правилам, может осуществляться:

- на основе слов с аналогичным звуком, читаемых по правилам. Слова с этим звуком включаются в ряд этих слов (duck, run, son, jump, mother);

- c использованием частичной транскрипции с выделением соответствующих букв, передающих данный звук ([u:]:too, fruit, blue, two, do, ruler);

- с использованием полной трнскрипции (autumn-[ ɔ:tm]);

- по аналогии(ring-bring, brought-thought);

- на основе чтения за диктором, учителем.

После чтения отдельных слов учащиеся приступают к чтению словосочетаний и предложений и к правильному их оформлению. При обучении чтению предложений важна последовательность действий учащихся:

Внимательно просмотреть предложение,

Постараться понять его,

постараться прочитать его про себя,

прослушать чтение предложения диктором или учителем,

повторить чтение предложения хором за диктором, учителем

прочитать предложение вслух

Контроль чтения предложений осуществляется вслух и индивидуально.

Следующий этап- обучение чтению учебного текста. При работе с текстом необходимо добиваться нормативно-выразительного чтения. Л.М.Урубкова предлагает определенную последовательность в обучении нормативно-выразительному чтению вслух:

интонационная разметка текста;

коллективное чтение вслух;

парное обращенное чтение;

индивидуальное шепотное чтение;

индивидуальное контрольное чтение вслух.

Эти пять режимов работы дают возможность формировать у учащихся навыки чтения за счет многократного прочтения одного текста, но с разными заданиями. Таким образом, происходит обучение учащихся чтению вслух. С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя.

В процессе овладения языком чтение может выступать не только как цель обучения, но и как средство обучения.

Чтение вслух служит средством совершенствования произносительных навыков и прежде всего обучения интонации.

Чтение как средство изучения языка широко используется для лучшего овладения лексикой.

Чтение является важным средством овладения грамматическим аспектом английского языка, как в плане морфологии, так и синтаксиса.

Чтение текстов способствует формированию умений в говорении, в его монологической и диалогической формах.

Чтение является средством получения информации из печатного текста, что является важной целью обучения английскому языку на начальном этапе.

Если учащиеся овладеют чтением на английском языке, то есть научатся извлекать информацию из печатного текста, это откроет им возможность расширять и обогащать себя знаниями и получать удовлетворение от этой деятельности на изучаемом языке. Для этого они должны овладеть техникой чтения.

Запас языкового материала , которым владеют учащиеся начального этапа, не всегда позволяет авторам создать интересные, привлекательные своей познавательной информацией тексты. На первом году обучения, тексты представляют собой в основном логически связанный набор предложений. Поэтому важно снабжать эти тексты специально продуманными коммуникативными заданиями, которые предстоит выполнить при работе с текстом. По возможности они должны быть связаны со смысловой стороной читаемого.

С самого начала обучения следует учить учащихся тому, как начинать работу с текстом, что с ним делать дальше, чем завершить эту работу. Соответственно, уже на начальном этапе, на тех текстах, которые это позволяют, учащихся следует обучать:

вдумчивому прочтению заголовка, то есть антиципации того, о чем пойдет в тексте речь.

обращать их внимание на первый абзац текста для антиципации

учить детей извлекать главное из каждого абзаца текста, то есть развивать умение вычленять основные мысли из того, что они читают

Сокращению текста, то есть умению передать смысл текста (абзаца) ограниченным количеством предложений

Умению интерпретировать прочитанное.

Естественно, что на начальном этапе эти умения будут только закладываться.

Как средство получения информации чтение выступает в основном в форме чтения про себя. Контроль чтения про себя осуществляется путем послетекстовых заданий, которые позволяют выявить правильность понимания прочитанного. Например, ответить на вопросы; выбрать из текста предложения, которые описывают картинки; найти в тексте предложения, в которых дается описание чего-либо и так далее.

Подводя все вышесказанное, можно сказать, что при обучении чтению важная роль отводится обучению его процессуальной стороне, овладение которой обеспечивает и его содержательно-смысловую сторону. Обучение чтению должно осуществляться на сознательной основе и на вовлечении учащихся в активную самостоятельную работу по овладению сложными навыками и умениями при изучении английского языка. Чтение играет большую роль в овладении произносительными, лексическими и грамматическими навыками и помогает формированию навыков и умений аудирования и говорения на английском языке.

Литература.

Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для студентов педагогических вузов.- М.: Просвещение, 2000.- 232с.

Уэст М. Методика обучения чтению / Иностранные языки в школе.-2003-№3.-С.46-47.

Балакина Н.О. Предтекстовые упражнения в процессе обучения чтению./ Иностранные языки в школе.-2008-№4.-С.63-66.

Приложение.

Приложение 1.

Цели: 1. Распознавание буквы «Ii» в словах.

2. Чтение звука [i] в словах.

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предъявление новой буквы: Ii (картинка-поросенок),

What is this animal? What sound gives us letter -Ii?

Lets read this sound in these words.

Доска

Sit fit pit bit mitt

Fist mist stiff

Nip sip pip rip tip

Pig fig big rig bib rib

pin tin sin fin bin

«Pig» , P→Т

[i], P→Т

Чтение за учителем,

Чтение хором,

Чтение хором, шепотом,

Чтение индивидуально.

Приложение 2.

Цели: 1.распознавание звука Ee[i:] в словах на слух.

2. распознавание звука Ee[i:] в словах, чтение слов со звуком Ee[i:]

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Прослушайте слова и хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [i:]:

The zoo bean leap eel

Ear meat left down pie

By hear clean beep call

Corn keep an right deep

Neat pig sweet please we

2.Какая буква дает нам звук [i:]

Прочитайте из слов с доски только те, которые имеют звук [i:].

Доска

Be me sit mat see rat bed sleep got so meet lamp man feet are ham go deep

Дети хлопают, когда слышат слова с данным звуком

Дети отвечают- Ee

Приложение 3.

Цели:1. Распознавание и чтение буквы Bb[b]и Aa [ æ ]в словах.

2.Чтение предложения.

3. Отработка техники чтения.

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Повторение произношения буквы и чтения ее в словах.

Предъявление пословицы.

Прослушивание пословицы .

Доска

Bb [b] bob, bag, big, ban, bed, bad, bin

Lab, rib, tab, tub.

А big black bug bit a big black bear

Aa [ æ ] map, sat, bat, man, fan, mad, bad,

Am, hat, bag, cat, pat, gap, sad

“If you ,Sandy, have two candies

Give one candy to Andy, Sandy

If you ,Andy, have two candies

Give one candy to Sandy, Andy.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст