Формирование нравственной культуры школьников посредством введения казачьего компонента

«Формирование нравственной культуры школьников посредством введения казачьего компонента в воспитательный процесс МБОУ Платовской СОШ»

« Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу.

Если он равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла» Академик Лихачев

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с молодежью, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России.

Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.

Отправной точкой по переходу обычной средней общеобразовательной школы в статус казачьей стало создание программы развития под

названием : « Развитие гражданственности и патриотизма у учащихся через постижение духовной казачьей культуры, возрождения истории казачества и его традиций».

В процессе внедрения данной программы были внесены изменения в учебный план школы. В ходе реализации регионального компонента « история возрождения казачества» в 4 класс введен факультатив « Сказки Тихого Дона».

Целью которого стало формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

Задачи курса:

- формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление у детей сохранять и приумножать культурное наследие своей станицы и края;

-совершенствование физического и психологического здоровья учащихся,

— изучение православных традиций;

- приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.

Приоритетными направлениями является формирование нравственной культуры школьников посредством введения во внеурочную деятельность методов работы, которые обладают более широкими возможностями в развитии духовно-нравственных ценностей обучающихся.

На собственном опыте я убедилась, что использование содержания национально – регионального компонента во внеурочной работе в начальной школе способствует стимулированию интереса школьников к изучению истории казачества.

В своей работе я использую материалы о родном крае. Много интересного и полезного об его истории узнают ребята на внеклассных занятиях. Были проведены следующие мероприятия: «Кто мы, откуда. Где наши корни?»

В ходе реализации внеурочной деятельности были выявлены учащиеся, у которых дедушки были казаками.

В результате краеведческого расследования ребятам удалось собрать очень интересную информацию о жизни и быте потомственных казаков, были найдены старинные фотографии. Учащиеся решили продолжить начатую работу оформить альбом, посвященный нашим землякам.

Одним из мероприятий ,которое увлекло моих детей в интересный и красивый мир истории, культуры, самобытности казачьих традиций Донского края, стало : «Казачий быт», «Казачий костюм».

Для подготовки я использовала следующие направления:

-иллюстрирование национальных костюмов казака и казачки;

- технику работы с пластилином: изготовление макета « Казачий городок»

В рамках проведения мероприятий я широко использую организационно-деятельностные игры, викторины, конкурсы, праздники, совершаем с учащимися экскурсии. Такие формы работы не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.

Мои дети посетили центр сохранения казачества: краеведческий музей г. Новочеркасска. Где была представлена интересная экспозиция «Казаки-защитники Родины», на которой можно увидеть одежду, оружие, фотоматериалы. Взгляду учащихся открылось славное прошлое их предков, они по-новому увидели свой родной край.

Итогом проведения экскурсии стала исследовательская деятельность: создание презентации, что явилось своеобразным отчетом о посещении музея.

Дети активно принялись за работу, дружно разрабатывали тексты слайдов презентации, предлагая различные варианты оформления работы.

Учащимися класса был организован сбор казачьей утвари, для оформления уголка « Казачий уклад ».

Таким образом, гражданско- патриотическое воспитание личности проходит через исследовательскую деятельность, которая основана на традициях Донского казачества.