Формирование нравственной позиции ребенка по отношению к миру

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА

ПО ОТНОШЕНИЮ К МИРУ

Санина Е. М. , учитель биологии

МБОУ №32 г. Владимира

В современной школе нравственно-эстетического воспитание формирует творчески активную личность, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, чтобы жить и творить по законам красоты.

В связи с этим на первый план выходит понятие «экологическая культура». Экологическая культура — решает три проблемы: разъяснение последствий загрязнения среды, экологический подход к организации экономики и формирование экологического сознания. Но если подумать, то понимаешь, что человеку с экологическим сознанием ничего не нужно объяснять. Нормы нравственного отношения к природе — это его внутренняя личностная потребность. Именно поэтому происходит смещение акцентов с обучения на воспитание. Что же является составляющей частью экологической культуры? Это — объекты (природа, люди и сам человек как личность), это взаимодействия между объектами, это идеи и ценности, на которые ориентируется человек и позитивные чувства, которые вызывают такие же позитивные идеи и действия. Современное информационное общество разделило и развело в разные человека и природу. И сколько бы мы не воспитывали любовь к окружающему миру, пока человек не осознает, что этот мир и есть он сам, воспитательные моменты по отношению к личности так и останутся внешними.

Ребенок изначально и спонтанно воспринимает природу и себя в ней с чистотой, которая взрослому не присуща. Ребенку надо дать понять, что окружающий мир и люди в нем — зеркало, глядя в которое, он познает самого себя. Принцип зеркальности — один из самых сильных и в философии, и в психологической практике. Пользуясь им, мы способствуем росту и экологического сознания, и формированию полноценной личности, ибо самому себе нормальный человек вредить не будет. И тогда главной целью образования и воспитания станет самая важная цель — познание самого себя и воспитание человечности через природу.

Эстетические знания, эмоции, оценки постоянно накапливаемые учеником на уроках всех школьных курсов, соединяются в развернутый, многообразный, эстетически окрашенный образ мира. Чтобы увлечь каждого школьника, учитывая его интересы, опираясь именно на его способности, учитель должен знать его и предложить такие формы организации которые могли бы увлечь всех. Что выбрали мы для себя:

различные виды творческих работ, которые могут быть направлены на стимулирование такой эстетической и художественно-творческой деятельности, которая воспитывает любовь к природе;

ведение дневников, в которые записываются наблюдения за природой;

создание стенгазет, где помещаются оперативные сообщения об изменениях в природе. Собственные корреспонденты стенгазеты на местах (в саду, в парке, в дендрарии и т.д.) постоянно следят за изменениями природы и дают сообщения в газету. Среди корреспондентов есть ответственные за освещение таких тем как: изменение погоды, поведение животных, внешний вид деревьев, жизнь птиц или насекомых;

соревнования на узнавание, которые проводятся во время экскурсий в природу. Соревнования называются: кто лучше знает названия растений и повадки животных, кто лучше знает голоса птиц, кто больше знает лекарственных растений, какие растения занесены в Красную книгу, какие дикие животные водятся в данной местности.

Большие возможности для развития творческих способностей предоставляют уроки изобразительного искусства, на которых могут осуществляться и межпредметные связи с уроками чтения и природоведения. Существуют виды творческой деятельности, доступной учащимся и связанной с миром звуков. Один из них — это записи пения птиц в различное время года и суток, при разной погоде. Это способствует развитию интереса к природным объектам и наблюдательности. Записи могут стать материалом для увлекательных соревнований: кто точнее знает голоса птиц, кто быстрее угадает записанный голос. Другой вид самостоятельной творческой деятельности, связанный с миром звуков — это фантазии на тему музыкальных произведений, в программу которых авторами заложена тема природы («Времена года» П.И. Чайковский). Фантазии школьников могут носить характер литературных работ: стихов или прозы по мотивам музыкального произведения. Так же они могут быть изобразительными. Наконец, дети могут заниматься подбором фонотеки на тему природы. В этом тоже проявится художественно-творческая активность учащихся.

В системе нравственно ориентированного образования дети учатся использовать законы природы и общества, учатся сочувствовать и сопереживать, овладевают умением поставить себя на место другого живого существа или предмета, им предоставляется богатый опыт в выборе нравственного пути и решения внешних и внутренних проблем. Так дети приходят к осознанному нравственному выбору, не навязанному старшими, а глубоко прочувствованному самими. А все, к чему человек пришел самостоятельно, становится его собственностью.