Формирование нравственных качеств младших школьников на гуманистических народных традиц

Формирование нравственных качеств младших школьников

на гуманистических народных традициях.

Характерной особенностью ХХI века является тенденция перехода от техногенной цивилизации к антропогенной, главной ценностью которой является человек.

Основополагающее значение в современной школе имеет трансляция народных культур в сферу образования. В формировании нравственных качеств младших школьников решающее значение имеют народные гуманистические традиции.

Культурная среда отечественной школы организуется на основе культурно – исторических народных традиций, выраженных в современной форме, при сохранении уважения и поддержки культур других народов, населяющих регион.

Существенным признаком культуры является её воспитывающая функция, которая заключается в передаче системы ценностей от поколения к поколению.

Каждая национальная культура проявляется в форме языка, стиля мышления, искусства, обычаев, обрядов и традиций. Традиции усваиваются и передаются из поколения в поколение благодаря общему языку, общей истории и общим предкам.

Учёные выделяют различные виды традиций, формы традиций, подчёркивают их динамичность, специфику и особенности, присущие традициям того или иного народа.

Особо подчёркивается роль традиций в нравственном воспитании подрастающего поколения. Народный опыт воспитания сегодня составляет предмет народной педагогики. Процесс развития нравственных качеств особенно значим для младших школьников, т.к. это наиболее благоприятное время для нравственного воспитания. В этом возрасте закладывается базовый характер, основы будущей личности. Важное значение в формировании нравственных качеств младших школьников имеет взаимосвязь учебной и внеурочной работы, целенаправленное использование народных гуманистических традиций, элементы фольклора, исторический материал, трудовая деятельность. Наиболее эффективными формами работы с младшими школьниками являются беседы, экскурсии, соревнования, заочные путешествия, праздники. Младшие школьники, которые особенно нуждаются в нравственных ориентирах, особенно чувствительны в вопросах моральных установок, образцов нравственного поведения. Важнейшим резервом повышения эффективности в формировании нравственных качеств, являются гуманистические народные традиции и их забвение может привести к проблемам в области развития патриотизма, уважения старших, безразличию к судьбе народа. Очень важно обратить внимание на творческое переосмысление гуманистических народных традиций, на использование комплекса современных форм воспитательной деятельности, использование воспитательного потенциала гуманистических народных традиций в развитии нравственных качеств личности младшего школьника.