Формирование общеучебных компетенций на уроках физической культуры в средних классах

Доклад

на тему самообразования:

«Формирование общеучебных компетенций на уроках физической культуры в средних классах»

учитель физической культуры: Моносов Н.А.

План:

Темы школы, работы ШМО учителей художественно-эстетического цикла в 2012-2013г., педсовета и тема самообразования.

Согласованность тем

Задачи, цели работы над индивидуальной темой самообразования

Реализация темы – ключевые моменты

Тема школы:

«Компетентностный подход в образовательном процессе, как фактор формирования у школьников готовности к осуществлению личностно и социально значимой продуктивной деятельности»

Тема работы ШМО учителей художественно-эстетического цикла в 2012 – 2013г.:

«Качество образования в личностно-ориентированной практике: профессиональная компетентность педагогического работника»

Тема педсовета:

«Компетентностный подход в образовательном процессе»

Тема самообразования:

«Формирование общеучебных компетенций на уроках физической культуры в средних классах»

Согласованность тем, цели и задачи

Главной целью школьной темы, тем ШМО, педсовета и темы самообразования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

При изучении статей из Интернета выяснилось, что компетентностный подход изучается с точки зрения общего образования, профильного обучения и разработки моделей. Однако в области физической культуры реализация компетентностного подхода мало изучена. Поэтому данная проблема является актуальной. Именно исходя из малого опыта по развитию компетентностей как ключевых так и специальных, мною и была взята тема по самообразованию«Формирование общеучебных компетенций на уроках физической культуры в средних классах». Эта тем направлена на достижение следующих целей:

– Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.– Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью.– Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.– Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций.– Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи физического воспитания учащихся средних классов:– Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам.– Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности.– Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях.– Дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей.– Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовке к службе в армии.– Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта.– Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания.– Дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

Реализация работы над темой: «Формирование общеучебных компетенций на уроках физической культуры в средних классах» и ключевые моменты.

Таблица 1

Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры

Ключевые компетенции

Социальная значимость

Личностная значимость

1. Общекультурная

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Учебно-познавательная

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

3. Коммуникативная

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

4. Социальная

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Проделанная работа позволила создать программу деятельности учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся (см. табл. 2). В основу заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития.Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.Внедрение данной программы в учебный процесс поможет сформировать у обучающихся:

• способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;• умение уживаться с другими;• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);• умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Таблица 2

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся

Цели физического воспитания

Средства физической культуры, уменияи знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье

Формируемые компетенции

1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний

Комплексы лечебной физической культуры.Оказание первой помощи при травмах.Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры

Личностная

2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания

Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни

Социальная,компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности

3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности

Общая и прикладная физическая подготовка.Владение способами двигательной деятельности.Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности

Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний

4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации

Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Общекультурная, личностная

В ближайшее время, я хочу провести работу по выявлению у учащихся средних классов общеучебных компетенций связанных с общекультурной и коммуникативной сферами деятельности учащихся.

Это будет выявляться способами:

Анализ уровня здоровья — устойчивости организма ребенка к занятиям физической культурой.

Тестирование по выявлению отношения учащихся к моему предмету (физическая культура)

Хочу ввести в практику проведение рефлексии (умение анализировать и оценивать свою деятельность и друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии) на своих уроках, что позволит развить коммуникативную компетентность учащихся.

Именно благодаря формированию общеучебных компетенций на уроках физической культуры в средних классах я смогу добиться роста своей педагогической компетентности, а следовательно применить личностно-ориентированный подход в полном объеме.

Приложение №1

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Согласно П. Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

Согласно Э. Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание»[1]

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».[2]

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:

как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;

как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности.

Ситуативная рефлексия — выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия — служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.

Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.