разработка урока русского языка по системе ЛВЗанкова Связь грамматической и лексическо_7551

Тема урока: «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»

Цели: образовательные – формирование представлений о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении;

Развивающие – развитие правильной связной речи, орфографической зоркости, аналитического мышления, обогащение словарного запаса учащихся;

Воспитательные – воспитание интереса к изучению языка, осознанной потребности в знаниях, коммуникативных отношений.

Оборудование: учебник русского языка, карточки, презентация,

Ход урока.

Организационный момент.

К нам на урок сегодня попросился загадочный гость. Кто это?

Он в Италии родился,

Он своей семьёй гордился.

Он не просто мальчик-лук,

Он надёжный, верный друг.

(Чиполлино из повести-сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

-Чиполлино путешествует по России. Он неплохо владеет русским языком, но ещё допускает ошибки в речи, что порой затрудняет общение с людьми. Ребята, поможем Чиполлино в изучении русского языка? Тогда не будем терять время.

Орфографическая минутка: ( на карточках)

-Давайте познакомим Чиполлино с фразеологизмами.

Прочитайте фразеологизмы. Соедините их по смыслу со словами 2 столбика.

Как сне… на гол…ву.медленно

В ч…с по ч…йной ло…ке.растеряться

Пот…рять почву под н…гами.неожиданно

Хоть гла… вык…ли.запомнить

Зарубить на н…су.темно

Вставьте пропущенные буквы.

Взаимопроверка.(п о слайду)

АОЗ: ( слайд №1 )

Придумайте задание к следующим словам.

Берёзы, автобус, троллейбус, дуб, осина, трамвай, сосны, пароход, самолет, рябина.

Микро итог: о лексическом значении.

Молодцы! А теперь придумайте задания, связанные с грамматическими признаками.

Давайте вспомним грамматические признаки.

( таблица)

Вывод: слова имеют лексическое значение и грамматическое значение

Целеполагание: (слайд №2 )

Опираясь на этот вывод, вы справитесь со следующим заданием.

Прочитайте предложения. Что можете сказать?

Мышка живут в норе.

Лисы живет в норке.

Во дворе растет зеленый сосна.

Какие нормы нарушены?

Вывод: эти слова не сочетаются по грамматическому признаку (по числу ).

А по смыслу все слова сочетаются в предложении?

(показ слайда №3 : мышь – нора, лиса — норка)

Вывод: слова в предложении должны сочетаться по смыслу и грамматически.

Так чему мы сегодня будем учиться на уроке?

Задача нашего урока: учиться устанавливать лексическую и грамматическую связь слов в предложении. Для Чиполлино это тоже будет очень актуально.

(показ слайда №4 )

Работа по теме урока:

1)Упр. №242

Ребята, что должны учитывать, дополняя эти предложения?

Работаем в парах по рядам.

Проверка: почему вы выбрали это слово.

Можно ли дополнить предложение словом ЮБКА?

2ряд: ваше предложение словом ЗИМА?

ПЕНЬ?

2)Молодцы! Теперь я уверена, что со следующим заданием вы справитесь легко.

(показ слайда 5)

Найдите ошибку в предложении. Что заметили?

Мальчик встал, как вскопанный.

Сначала проверим сочетаемость слов по грамматическим признакам.

А теперь разберем лексическое значение слов?

(показ слайда6: грядка вскопанная, столб вкопанный)

Работа по группам. (упр. №244)

Рефлексия:

А теперь мне хотелось бы убедиться, что вы усвоили тему урока и достигли поставленной цели.

Прочитайте предложения и запишите на новой строке номера предложений, в которых допущены ошибки.

Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.

На облаке сидел молодой воробышек.

На полянке распустились ромашки.

Коровы жуёт сочную траву.

В воде играют пушистые зайчики.

Проверка: 2, 4, 5.

Оцените свои успехи на полях кружочками.

Итог: Чему мы хотели научиться на уроке?

Как должны быть связаны слова в предложении. (По смыслу и грамматически).

- Ребята, Чиполлино очень доволен новыми знаниями, рад знакомству с вами и предлагает вам прочитать повесть-сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

(Показ книги).

Д.з: упр. 243.