ШАГ- ШКОЛА ВОСХОЖДЕНИЯ

НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

Инновационный проект

«ШАГ – Школа Восхождения»

Автор проекта:

Качалина Н. А.,

учитель начальных классов.

Руководитель проекта:

Григорьева Е.В.,

директор школы

2012 год

Содержание

Информационная карта

3

Краткая аннотация проекта.

5

2.1

Цель, задачи

6

2.2

Инновационность проекта

2.3

Результаты социального творчества младших школьников

2.4

Основные принципы организации деятельности

8

2.5

Нормативно-правовая база

2.6

Реализация проекта «ШАГ» — школа гражданского восхождения»:

условия реализации проекта

ступени социально-активной деятельности

Этапы реализации проекта

9

Ресурсное обеспечение

11

5.

Механизм оценки результатов реализации проекта:

5.1

Критерии и показатели эффективности

5.2

Ожидаемые результаты реализации:

12

6.

Рабочий план реализации проекта педагогической поддержки

14

7.

Рабочий план реализации творческой группы

19

Литература

26

Приложение

28

Информационная карта проекта

Инициатор проекта

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Организация, осуществляющая работу по проекту

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Исполнитель проекта

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Адрес учреждения

628327 Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ- Югра, Нефтеюганский район, п. Салым, ул. Новая, дом 13, НРМОБУ

« Салымская СОШ №1», тел/факс 3463 290541

Название проекта

«ШАГ»- школа Восхождения» младших школьников.

Руководитель проекта

Ф.И.О.

Григорьева Елена Владимировна

Основное место работы и должность руководителя проекта

Директор НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

Автор проекта

Качалина Наталия Анатольевна

Участники проекта:

Дети — ученики 2 – 5 классов а также педагоги, родители, общественность.

Краткое описание предлагаемой по проекту деятельности.

( опишите, что именно предлагается провести в рамках проекта, каким видится основной результат проекта)

Проект рассчитан на создание Школы Активной Гражданственности (ШАГ) начального звена обучения НРМОБУ «Салымская СОШ №1». Младшие школьники как активные граждане включаются в процесс реализации системы социальных проектов школы для решения задач экологического, исторического, патриотического, здоровьесберегающего направлений.

Итогом проекта станет школа, реализующая ФГОС НОО, воспитывающая активного, высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, сознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины.

Продолжительность проекта

2012-2016 уч. год

Начало работы проекта

Сентябрь 2012г

Форма проведения

Творческие объединения дополнительного образования детей младшего школьного возраста.

Возраст участников

от 8 до 13 лет

Общее количество участников за учебный год

160 человек

Краткая аннотация проекта

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Мы представляем проект Школы Активной Гражданственности начального звена обучения НРМОБУ «Салымская СОШ №1». «Обращаясь к химической метафоре, можно сказать, что школа подобна молекуле – единству, объединяющему внутри себя единства другого уровня – атомы. В роли «атомов», в данном случае, выступают уровни общеобразовательной школы» (ФГОС НОО). Младшие школьники как активные граждане включаются в процесс реализации системы социальных проектов школы. Актуальность проекта определена требованиями нормативно-правовых документов ФГОС НОО, подтверждена материалами мониторинга потребностных запросов родителей и педагогов нашей школы, проведенного при разработке новой образовательной программы НОО. На первое место вышло требование развития творческого мышления, навыков самостоятельного и критического мышления, способности к рефлексии и самопознанию, а также развитие морально-нравственного сознания, воспитание способности принимать решения, ответственности и самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций… Наша новая школа должна обеспечить условия « для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС НОО). Все перечисленное работает на развитие и воспитание у младших школьников основных качеств активного гражданина Отечества, и в этом социальная значимость проекта начальной школы нового типа. Гражданственность — интегративное качество личности, одна из ключевых компетенций, которую необходимо формировать у младших школьников в процессе обучения и воспитания, в том числе и через включение их в социальное проектирование.

Слово «школа» произошло от лат. «скале» — лестница.., дорога самореализации, путь творческого самовыражения. Школа выявляет и уточняет неповторимость каждого, направляет на поиск смысла жизни, зарождает чувство служения великому и всеобщему… Каждая ступенька школьной жизни развивает и укрепляет волю, терпение, смелость, дисциплину духа, окрыляет мысль и творчество… «В этом Истина Школы. Убережем Истину Школы, и она возродит могущество Страны» (Ш.А.Амонашвили). Наша новая школа – наш новый выпускник, его Знания, Убеждения, Мысли, Чувства, Настроения, Стремления, Надежды.

Цель проекта:

«ШАГ» как новая модель реализации ФГОС НОО средствами социально-ориентированной деятельности младших школьников.

Задачи проекта:

Интегрировать младших школьников в проектную деятельность школы.

Организовать практическую общественно-значимую коллективную деятельность.

Развивать творческие способности младших школьников, формировать навыки саморазвития и самообразования, активную гражданскую позицию.

Создать условия для успешной адаптация младших школьников к обучению в старшей школе.

Усилить профориентационную направленность урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Инновационность проекта:

Совместная деятельность старшеклассников и младших школьников по улучшению социально-образовательной среды без посредничества педагогов.

Результат социального творчества участников «ШАГ» – личностный рост как кураторов-старшеклассников, так и их соавторов — младших школьников.

Куратор в процессе сотворчества приобретает такие качества, как умение слушать и быть выслушанным, терпеливость, настойчивость, умение самостоятельно находить выход из сложившихся ситуаций, знания психологии и особенностей младших школьников.

Социально — ориентированная деятельность младших школьников позволит осуществить метапредметный подход к учению, развитию и самовоспитанию:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи различных видов деятельности, поиска средств осуществления;

Освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха социально-ориентированной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

И каждый из них - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей Родины.

«ШАГ» как Школа гражданского восхождения младших школьников предполагает педагогическую поддержку на каждой ступени лестницы творческого самовыражения ребенка:

— самоопределение личности школьника,

— развитие способностей ребенка,

- приобретение учеником ЗУН и компетенций, необходимых для успешной социализации.

Участники педагогической поддержки:

старшеклассники – кураторы,

классный руководитель,

психолог,

педагог дополнительного образования,

специалисты узкого профиля, привлеченные для создания проекта;

родители.

В четырехлетний курс восхождения включены все субъекты образовательного сообщества, ориентированные на базовые национальные ценности: патриотизм, семья, труд и творчество, искусство и литература, природа…

Школа Восхождения Школа интеграции духовно-нравственного развития и воспитания во всех основных видах деятельности детей: урочной, внеурочной, внешкольной, общественно-полезной…

Основные принципы организации школьного Восхождения:

нравственный пример сверстников, учителя, родителей,

социально-педагогическое партнерство всех членов педагогического сообщества,

индивидуально-личностное развитие всех членов педагогического сообщества

Нормативно-правовая база проекта:

Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

Конвенция о правах ребенка

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009г.

Приказ Минобразования науки РФ от 6.10.2009г №373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2020 г.

Приказ МО РФ от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Приоритетные направления развития образовательной системы РФ. Одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004 г. (протокол № 47, раздел I).

Инициатива президента «Наша новая школа» Д.Медведев. 04 февраля 2010 г. Пр-271.

Целевая программа «Новая школа Югры» на 2010-2013 годы.

Устав НРМОБУ «Салымская СОШ №1» от 2011 г.

Программно – методическое:

Программа развития школы на 2012 – 2017 гг.

Программа воспитательной работы НРМОБУ «Салымская СОШ№1»

Система социальных проектов НРМОБУ «Салымская СОШ№1»

Организационное:

Модель психолого-педагогического сопровождения УВП;

2.План воспитательной работы НРМОБУ « Салымская СОШ № 1»

Реализация проекта:

Для реализации проекта в школе созданы следующие условия:

— наличие нормативно-правовой базы реализации образовательной программы ФГОС НОО, — наличие нормативно-правовой базы социального проектирования,

- школьный опыт создания и реализации социальных проектов,

— наличие творческой группы старшеклассников и педагогов,

Реализация проекта предполагает сотрудничество со следующими организациями:

Компания «Салым Петролеум Девелопмент НВ»,

Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, Нефтеюганский лесхоз ,

Муниципальное учреждение «Администрация с. п. Салым »

Муниципальное учреждение КСК « Сияние севера» п. Салым.

Предполагается три ступени социально активной деятельности учащихся НРМОБУ:

2 – 4 классы: участник – действует по основным моделям деятельности;

5 -7 классы: активный участник – вносит дополнения в основные модели социальной деятельности;

8–11классы: творец – предлагает и действует по своим моделям социальной деятельности. Учащиеся, реализующие проект «ШАГ» младшего школьника» — восходят на уровень активного участника социальной деятельности.

Этапы реализации

Этап

Направления деятельности

Подготовительный

Знакомство с деятельностью учащихся 5-11 классов по реализации социальных проектов;

Диагностика ведущего типа творческой деятельности младших школьников;

Анкетирование учащихся 2-4 классов на предмет необходимости реализации социальных проектов;

Создание творческих групп младших школьников;

Привлечение учащихся старших классов к роли кураторов рабочих групп младших школьников;

Привлечение педагогов к социальной деятельности совместно с младшими школьниками;

Защита данного проекта перед представителями педагогического и общественного сообщества.

Основной- реализация проектов

Социальный проект

Направление деятельности

Анимационная студия

написание сценария фильма;

изображение персонажей, декораций;

изготовление макетов, моделей и игрушек;

осваивание современного оборудования.

Зимний сад

Подбор растений, рекомендуемых для озеленения помещений,

Изучить особенности содержания растений в помещении

Составить технологические карты содержания комнатных растений

Восьмое чудо света – театр

Участие в мастерских и творческих лабораториях:

Мастерской ««Умелые руки»»(создание декораций, бутафории),

мастерской «Кройки и шитья» (изготовление костюмов, париков),

«Юный художник» (художественной оформление),

«Сценическая речь» (работа над правильной речью),



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст