Шавалеева ГШ УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ СТОЛБИКОМ СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ И

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ

ТЕМА: СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ СТОЛБИКОМ. СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ И ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД

Класс: 2

Учебник: А.Л.Чекин. 2 класс, часть 2.

Тема урока: Сложение двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд, вида 37+15 (426+257)

Тип урока: изучение нового материала.

Тип знания: правило (выведение алгоритма сложения)

Цель: 1) Сформировать представление о сложении двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд;

2) Закрепить способность сложения двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд;

3) Развивать способность к мыслительным операциям «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение».

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Оборудование:

Демонстрационные материалы:

- алгоритм решения примеров на сложение двузначных чисел;

- таблица разрядов.

Раздаточные материалы:

- карточки с примерами;

- карточки с образцами;

- карточки самооценки.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности. (1-2мин).

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе 1.

(На доске девиз урока).

Очень я хочу учиться

Не лениться, а трудиться.

Точно знаю – я смогу

И ребятам помогу.

- Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).

Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг — другу, если в этом будет необходимость. Ну, а прежде чем приступать к изучению нового, давайте мы с вами вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. (Способ сложения столбиком, решали задачи).

- Все эти знания нам сегодня пригодятся. Вы готовы к работе?

II. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности. (5-6 мин)

Цель:1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить алгоритм решения примеров на сложение двузначных чисел без перехода через разряд;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез.

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем, символов.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1) Решите примеры. Расположите ответы в порядке возрастания.

Е 94 + 2 = Л 8 + 5 =

И 80 + 6 = Ж 30 + 20 =

Н 62 + 8 = О 17 + 3 =

Е 26 + 30 = С 6 + 3 =

9

13

20

50

56

70

86

96

С

Л

О

Ж

Е

Н

И

Е

-Что общего в этих примерах? (Ответы детей: все они на сложение).

- Какое слово получилось в таблице? ( Ответы детей: сложение).

- Так чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

(Ответы детей: решать примеры на сложение).

- Вспомните, каким правилом мы должны пользоваться при сложении двузначных чисел? (Выставляем алгоритм на доске с предыдущего урока и проговариваем с детьми «хором»)

- Давайте зафиксируем это правило опорной схемой. (На доске опорная схема с предыдущего урока).

Д Е

2) Решите следующие примеры на листочках, записав их в столбик. (Дети выполняют индивидуальное задание на листочках).

45 + 12 = 57 27 + 42 = 69 37 + 15 = ?

III. Локализация затруднений. (2 мин)

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2)сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;

3) согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3.

- Какое задание вы выполняли? ( Ответы детей: решали примеры на сложение).

- Какие ответы вы получили? (Дети фиксируют ответы на доске).

- Где возникло затруднение? (Ответы детей: в последнем примере).

- Посмотрим, что общего в примерах? (Ответы детей: сложение двузначных чисел)

- Почему не смогли решить последний пример?

- Чем он отличается от предыдущих примеров? ( Ответы детей: при сложении единиц получается число больше десяти. Такие примеры мы ещё не решали).

IV. Построение плана проекта. (4-5 мин)

Цель:

1) сформулировать цель урока;

2) организовать коммуникативное взаимодействие (в парах, фронтально) для построения нового способа действия;

3) зафиксировать новый способ действия.

Организация учебного процесса на этапе 4.

- Чему мы должны научиться на уроке? (Ответы детей: будем учиться решать такие примеры).

- Что нам поможет? ( Ответы детей: таблица разрядов, правило, учебник).

Давайте составим план действий:

1. Выполним сложение чисел с помощью разрядной таблицы.

2. Решим в столбик.

3. Сформулируем правило.

4. Тренировка.

V. Реализация построенного проекта. (6-8 мин)

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой форме.

Организация учебного процесса на этапе 5.

- Давайте выполним сложение чисел 37 и 15 с помощью разрядной таблицы.

Разряд десятков

Разряд единиц

Первое слагаемое37

Второе слагаемое15

Значение суммы??

1.Для этого сначала выполни устно сложение в разряде единиц. Сколько единиц получилось? Это число однозначное или двузначное?

2. Представь устно это двузначное число в виде разрядных слагаемых. Сколько это десятков и ещё единиц?

3. Запиши число 2 в разряд единиц значения суммы, но запомни – 1 десяток перешел в разряд десятков.

4. Выполни сложение в разряде десятков и увеличь результат на 1 за счет перехода десятка из разряда единиц.

- Сделай рядом запись сложения этих же чисел столбиком и запиши результат.

- Какой получился ответ в этом примере? (37 + 15 = 52)

- У кого получился такой же ответ? (Ответы детей)

- Решим этот пример, записав в столбик. Какой получится ответ? (Ответы детей: 52).

- Как же решаются такие примеры? Построим эталон решения подобных примеров, и сформулируем правило сложения двузначных чисел, когда в разряде единиц получается число больше десяти.

- Как же нужно складывать двузначные числа, когда в разряде единиц получается число больше 10?

- Проговорим по эталону. (Ответы детей: если при сложении двузначных чисел в разряде единиц получается число больше десяти, то единицы пишем под единицами, а 1 десяток отдаём в десятки).

- Проговорим это хором, затем в парах друг другу, затем скажите это шёпотом, и наконец, «внутренним голосом» (про себя).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи . (6-8 мин)

Цель:

1) зафиксировать приём сложения двузначных и трехзначных чисел, когда в разряде единиц получается число больше десяти во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6.

- Проверим свой вывод по учебнику. Прочитайте правило. Записанное в демонстрационной таблице..

- Что позволяет нам это правило? (Ответы детей: позволяет решать примеры такого вида).

- Как вы думаете, чем дальше займёмся? ( Ответы детей: потренируемся в решении таких примеров)

- Попробуем решить такие примеры на стр.41 №8. Решаем с комментированием поочерёдно в громкой речи. (Дети решают примеры в тетрадях, проговаривая при этом правило, а два ученика у доски).

- Проверьте по образцу. (На доске появляется образец.)

VII. Самостоятельная работа. (5-6 мин)

Цель:1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на сложение двузначных чисел, когда в разряде единиц получается число больше десяти;

2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

Организация учебного процесса на этапе 7.

- Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание.

- Желаю успеха! (Дети выполняют индивидуальное задание на листочках).

48 + 37 59 + 16 36 + 37

Коллективная проверка.

- Кто допустил ошибки при вычислении? Поставьте на полях знак «?»

- Кто поставил знак вопроса? Определите место ошибки и причину.

- В чём у вас ошибка? Исправьте ошибки.

- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Ответы детей: запомнить правило).

- Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки. Поставьте знак «+».

- А кто поставил знак «+»? Молодцы!

- Что мы можем сказать по теме урока?

- Какая у нас была цель урока? (Ответы детей: научиться решать примеры такого вида).

- Достигли мы этой цели или нет?

VIII. Включение в систему знаний и повторение. (5-7 мин)

Цель:

1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.

Форма работы: в парах.

Организация учебного процесса на этапе 8.

- Выберите и решите примеры на новый вычислительный приём. (Задание выполняется на раздаточном материале).

18+90 59+28 60-17 57+24

59-7 52+13 47+35 92-7

- Проверьте своё решение по образцу, который есть у каждого на парте.

98 87 43 81

52 65 82 85

- Кто ошибся? В каком действии?

- Найдите и исправьте ошибки.

- Молодцы! Решили верно — поставьте «+»!

IX. Рефлексия учебной деятельности. (4 мин)

Цель:

1) зафиксировать новое правило, изученное на уроке;

2) оценить результаты собственной деятельности;

3) согласовать домашнее задание.

Форма работы: фронтальная.

- Чему мы научились? (Ответы детей: научились решать примеры на сложение двузначных и трехзначных чисел, когда в разряде единиц получается больше10).

- Научились ли мы этому? (Ответы детей).

- Какая была перед нами цель? (Ответы детей: научиться решать примеры нового вида).

- Достигли ли мы её?

- Что помогло нам в достижении нашей цели? (Правило и т.д.)

- Давайте ещё раз проговорим правило сложения двузначных чисел, с переходом через разряд. (Дети проговаривают хором).

- Вы довольны своей работой?

- Над чем нам ещё нужно поработать?

- А сейчас оцените свою работу на уроке. (Ребята оценивают свою работу на карточках, которые есть у каждого на столе):

«Я понял всё, но у меня остались вопросы.»

«Я всё понял, могу работать, пользуясь правилом.»

« Я понял всё, могу работать сам и объяснить другому.»

- Домашнее задание.

1) Потренироваться дома в решении примеров нового вида №4, с.43

2) Придумать пример на сложение двузначных чисел с переходом через разряд для своего соседа по парте.

3) По желанию выполнить №3 с.42