Шипящие Ж Ш Правописание слов с сочетаниями ЖИ ШИ_8370

Урок русского языка в 1 классе. (Школа России)

Тема: Шипящие [Ж] , [Ш]. Правописание слов с сочетаниями ЖИ ,ШИ.

Цели: 1) Уточнить представление учащихся о звуках [ж] , [ш] как всегда о твердых.

2) Развивать умение правильно писать слова с сочетаниями жи –ши , развивать умение правильно рассуждать и аргументировать свои действия.

3) Способствовать повышению учебной мотивации через игровые моменты . Воспитывать интерес к предмету.

I Организационный момент.

II Урок русского языка мы начнем со словарной работы .Приготовьте сигнальные карточки с буквами.

В..р..на ,с..р..ка, м..дведь, за .ц, к..рова, т..традь, р..зинка.

Устно составьте предложение с одним из слов.

III Уточнение представлений учащихся о звуках [ж] и [ш] , как о всегда твердых согласных.

Создание проблемной ситуации. Какая буква лишняя?

а) А, И ,ш , о — Какой звук обозначает эта буква?

б) п, ж ,к , с - Как называются эти звуки? Какие это звуки по звонкости- глухости?

в) а, ы, и, у, о -Этот звук гласный или согласный? Какие слоги можно составить с этими буквами?

( Жи, Ши ) — Над каким правилом мы будем работать на уроке?

IV Каллиграфическая минутка.

Жж Шш

V Физминутка.

Вот все пальчики мои (поворачивают кисти рук)

Их, как хочешь, поверни ( хлопают перед собой, потом за спиной)

И вот этак,( перед грудью ) и вот так (в замок )

Не обидятся никак ( вперед , ладони раскрыты)

Раз, 2,3, 4, 5 (круговые движения кистями)

Не сидится им никак (встряхнуть кисти)

VI Работа по теме урока.

- Ребята , а кто знает почему после согласных ж , ш пишется и? Давайте посмотрим какими по характеру бывают согласные звуки [ж], [ш]. (всегда твердые). А подберите слова, чтобы звуки стали мягкие. А хотите послушать сказку? (Сказка сопровождается иллюстративным материалом.)

Жили-были согласные буквы Ж и Ш твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы Ж и Ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли Ж и Ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидит важная буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся Ж и Ш и спокойно укрылась под грибком. Но к счастью их крики услышала буква И мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные Ж и Ш дружат только с буквой И .

Учебник стр.54 ( правило)

VII Закрепление. Отгадайте загадки, отгадки будем записывать в тетрадь и на доску.1.1) Мы проворные сестрицы-

Быстро бегать мастерицы.

В дождь – лежим,

В снег – бежим,

Уж такой у нас режим (лыжи)

2) Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек по улице везут. (машины)

3) К розе не подпускают,

От всех ее защищают. (шипы)

4) Ходят с края на край

Режут черный каравай (ножи)

2 .Физминутка

3. Над нами светит волшебное солнышко . Лучики состоят из сочетаний Жи ,Ши. Вставьте нужный лучик в слова. ( Три человека у доски)

Ланды… ры….ки мы….

Камы…. ….раф пру….на

4.Запись предложения под диктовку.

Мыши живут в норке.

- Сколько слов в предложении? Какие орфограммы встретились в предложении?

- Найдите главные члены предложения.

5. Работа в парах.

_ Придумайте свои слова с сочетаниями жи ,ши. Запишите 3 слова.

6. Работа с учебником. Упражнение 97.Объяснение.

VIII Итог урока.

- Чему мы научились на уроке ?

У вас на парте три листочка. Кому было трудно, покажите красный листочек. Кому интересно- зеленый. Кому скучно- желтый.