ШПОРА Экономика торговли

1.Роль торговли в современной экономической жизни общества.

Торговля  это форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег.Основные функции торговли: а)реализация произведенной потребительной стоимости (товаров); б) доведение предметов потребления до потребителей.; в) поддержание баланса между предложением и спросом; г) сокращение издержек обращения в сфере потребления (затраты покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуг и т.п.) функции, связанные с внедрением маркетинга, а именно: рыночные исследования, определение цены, создание служб сервиса, разработка товара и т.п.

Задачи торговли: а) снабжение населения товарами; б) хоз. связей торговли с промышленностью; в) совершенствование торгово-технологических процессов; г) дальнейшее развитие рыночных отношений в торговле; д) соц. защита интересов различных слоев населения; е) увеличение закупки высококачественных соответствующих спросу населения товаров; е) развитие внешнеэкономических связей.

2.Основные исторические этапы развития торговли в Беларуси.

Зарождение торговли связано с появлением товарно-денежных отношений в период разложения первобытно-общинного строя. 5-17 в.в Беларуси торговля развивалась благодаря тесным связям проживающего в стране населения с жителями соседних княжеств. Участники внутренней торговли – купцы, ремесленники, крестьяне, дворяне, бояре, монастыри. В 18 в. В Бел. стали появляться первые магазины при купеческих домах, а так же отдельные категории жителей получили право открывать лавки при жилых домах. Развитие товар-ден. отношений, ремеслен. пр-ва послужило основой для проведения ярмарок (Минск, Гродно, Кобрин и т.д). в 18-20 в. Торг. капитал выделился в самостоятельную отрасль. В 19-20 в. капитализм свободной конкуренции сменился монополистическим., что дало импульс к созданию торг. предприятий новых типов и совершенствованию методов торговли. Монополия вытесняла мелкие и средние компании с рынка и захватывала ключевые позиции на рынке. В 19-20 в. возникли акционерные торговые товарищества, формировалась оптовая биржевая торговля. Ярмарки уступили магазинам. Усилилась роль банков в кредитовании орг. Формировались местные рынки. Крупные торг. центры – Могилев, Витебск, Гродно, Брест. В розн. торг. преобладали мелкие магазины и ларьки. Социализм пришел на замену капитализму и частная торг. была вытеснена с рынка. Свободному предпринимательству пришла на смену плановая распределительная гос. система торг. Получили развитие гос, кооперативная, колхозная формы внутр. торг. В 19 в. появилась универсальная торг. осуществлявшаяся универмагами. На данном этапе получили распространение торг. по каталогам, через автоматы/, через Интернет, появились супер-, гипермаркеты, дискаунтеры.

3.Особенности организации торг. в условиях план. экономики.

План. экономика это хоз-во, в котором господствует гос. форма собственности и основные, а также менее значимые эк. решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой эк. единицы. Методы и механизмы товарного пр-ва и рыночной эк. не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений. Хоз. самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной эк. в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-тех. средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы. Ценообраз. осуществляется исключительно административным путём. Все товары продаются и покупаются по ценам, установленным специальными гос. органами. Руководство предприятий и организаций, нарушающее административные рекомендации и гос. плановые задания, наказывается правоохранительными и вышестоящими ведомственными органами.

4. Элементы сферы товарно-денежных отношений в условиях плановой экономики. В условиях административно-командной системы товарно-денежные отношения становятся формальными, хозрасчет нарушается, преобладают перераспределительные процессы и безвозмездное изъятие средств. В сферу товарно-денежных отношений в условиях плановой экономики были включены: 1.товарное обращение средств производства-в форме материально-технического снабжения; 2.обмен между государством и колхозами промышленными изделиями и сельскохозяйственными продуктами-в форме заготовок сельскохозяйственного сырья; 3.товарное обращение предметов потребления, составляющее собственно торговлю; 4.товарные связи между странами, составляющие внешнюю торговлю.

5.Принципы функционирования плановой экономики

а)все права собственности принадлежат государству, а частная собственность ликвидируется и переходи в руки гос-ва.; б) все управление народным хозяйством осуществляется из единого Центра, Центр берет на себя ответственность решать основные экономические проблемы общества: что производить, как и для кого?. Центр должен обладать информацией о том какому предприятию нужны какие ресурсы и какому потребителю нужны какие товары и в каком количестве; в) государственный план – обязательные к выполнению распоряжения Центра, направленные конкретным субъектам хозяйства (предприятиям, орг. народного хоз-ва); г) уничтожение рыночного механизма как децентрализованной системы связи на основе ценовых сигналов; д) определение доли каждого участника процесса производства на основе трудовых затрат, что удостоверяется квитанциями, «трудовыми чеками» и другими подобными способами.

6. Функции и элементы рынка.Рынок – это совокупности соц.-экономических отношений , которые проявляются в процессе купли-продажи товаров народного потребления и услуг, удовлетворения имеющихся и еще только формирующихся потребностей потенциальных потребителей.Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.Функции рынка:1)Регулирующая — в рын. регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — сигнал к расширению про-ва, падает — сигнал к сокращению. Рынок выступает регулятором про-ва, спроса и предложения. Через мех-м закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроиз-ые пропорции в эк-ке.2)Стимулирующая — посредством цен он стимулирует внедрение в про-во достижений НТП, снижение затрат на про-во прод-и и повыш. ее качества, расширение ассортимента т и у.3)Информационная – дает инф. о количестве, ассортименте и качестве тех т. И у., которые на него поставляются.4)Посредническая – заключ. в том, что в норм. Рын. экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимал. поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.5)Санирующая — очищает общест-е произ-о от эк-ки слабых, нежизнеспособных хоз. Ед. и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.

7. Условия, необходимые для формир. и развит. рын. эк-ки

Условия необходимые для нормального функц-ия рынка:

- равноправность всех форм собственности (люб. форма собст-и, стимулир. предпринимательство, конкуренцию и дальнейшее развитие рын. Отн., должна иметь право на существование.)

- экономич. свобода и независимость субъектов хоз-сти

- наличие и доступность информации.

- поощрение конкуренции и обеспечение оптимального законодательства.

- существование развитой рыночной инфраструктуры.

8. Предпосылки для формирования и развития рын. эк.

Для построения рын. Эк. Необхд. Вып-е след. предпосылок: общесистемных, системных, внутрисистемных.

Общесист. Предп. Вкл. определение правовых, идеологических, политических условий, хар-щих фундаментальные устои общества и тип созд-го гос-ва. Данные предпосылки создают пнципиальные рамки для всех аспектов развития общества и гос-ва.

Общесистю предп. Подраздел. также на внешне- и внутриполитические предп.. К первым относятся:

- суверенитет, открытость экономики;

- стабильность стратегических приоритетов;

- многовекторность внешней политики.

К внутриполитическим предпосылкам относятся:

- становление демократии;

- оптимизация государственных структур управления;

- повышение гражданской активности.

Сист предп опред. единство эк-го и институционально-правового пространства, мех-мы и нормы взаимодействия регионов и секторов эк-ки, регулируемых отношениями собст-ти, орг-правовыми формами ведения хоз-ва, функц-я реал сектора, фин системы, рын институтов. Сист таких институтов, норм, мех-в опред Конституцией РБ, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами страны.

Внутрисист предп направ на обеспеч эф-ти и конкурентоспос нац эк-ки на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический тип развития, оптимизация ее структурных хар-тик. Суть обновления сост в том, чтобы создать стр-ру эк-ки, адекватную реальным потребностям общ-ва, базир на соврем-х прогрессивных технол, способную эфф-но функц-ть в усл рынка и интеграции бел эк-ки в мировое хоз.

9. Особенности развития торговли в соц-ориентир рын эк-ке

Соц.-ры́ночная эк. — эк-ая сис-ма, организ-я на осн рын саморег, при кот координация действий осущ на основе взаимод-я на рынках свободных частных произ-лей и свобод индивид потр-ей. Модель соц-рын эк-ки исходит из треб-я, что ни гос-во, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над эк-ой, а должны служить людям. В этой разновидности смеш эк-ки, так же как и в рын эк, только решения самих потребит, пост-ов ресурсов частных фирм опред структуру распред рес-в. Однако при этом эк-ки более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль гос-ва заключ в развитии чувства взаимной ответ-ти всех уч-ков на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распред дох-в.

Осн хар-ки модели соц-рын эк-ки:

- обеспеч полной занятости населения;

- соци безопасность, соц справедливость и соц прогресс (путем проведения гос-ом мероприятий по перераспред в ф-ме оказания соц помощи, соц пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоход налога и т. д., ч/з сис-му соц обеспеч);

- частная собст-ть на ср-ва произ-ва и свободное ценообразование;

- созд усл-й для конкуренции и обеспеч конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);

- сознательная политика укрепления конъюнктуры эк-го роста;

- политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк);

свобода внешней торговли, свободный валютный обмен.

11. Задачи, решение которых обеспечивает устойчивое развитие потребительского рынка и средства их реализации.

Главной целью гос. регулирования потреб. рынка является оптимизация потребностей, интересов и целей всех его участников, объединенных для необходимого достижения общественно значимых и приемлемых целей. Это предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач, сущность которых можно свести к след.:

1.Обеспечение максимального объемного и структурного соответствия спроса населения и предложения товаров

2.Рационализация спроса населения на товары и услуги в соответствии с социально и экономически обоснованными нормами и ориентирами, традициями

3.Постоянное совершенствование объемной и ассортиментной структуры товарного предложения на основе на основе широкого внедрения передовых технологий

4.Всестороннее развитие рыночной инфраструктуры

5.Обеспечение социальной гармонии и справедливости в сфере потребления

6.Создание равновыгодных условий для реализации интересов всех субъектов хозяйствования-участников рынка

7.Стимулирование развития, заимствование и внедрение в практику современных технологий продвижения товаров на рынок

8.Кадровое обеспечение системы рынка товаров

13. Цели и задачи, решаемые стратегией устойчивого развития.

Модель устойчивого развития – это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Учитывая опыт реализации НСУР-97, «Повестку дня на ХХ век», Итоговые документы Всемирного Саммита в Йоханнесбурге, национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:

*человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

*повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;

*приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры – важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;

*улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;

*переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

*усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;

*рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

*развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

*экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;

*ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

*повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

Для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев и групп населения необходимо:

*создание условий для общего роста денежных доходов населения, повышения их реального содержания;

*поэтапное приближение государственных минимальных социально-трудовых гарантий к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;

*совершенствование структуры доходов населения, повышение роли оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения;

*совершенствование механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования;

*снижение уровня малообеспеченности населения;

*повышение уровня социальной защищенности нетрудоспособных граждан.

14.Приватизация и разгосударствление- как предпосылка для развития предпринимательства и торгового бизнеса.

Одним из важнейших условий формирования рыночной экономики является преобразование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление- это передача от государства другим юридическим и физическим лицам полностью или частично функций прямого хозяйственного управления. Формами разгосударствления является: -аренда предприятий; -преобразование гос предприятий в акционерные общества; -ограничение вмешательства государства в производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Приватизация- это приобретение юридическими и физическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. Формы приватизации: 1) Безвозмездная передача гос имущества (обычно принимается к низко-конкурентным и убыточным предприятиям при отсутствии желающих выкупить либо взять в аренду данные имущества); 2)Продажа гос собственности (прямой выкуп; продажа на аукционе; продажа по конкуренту; выкуп арендованного предприятия; продажа имущества ликвидированных предприятий).

Принципы приватизации: 1)Сочетание возмездного и безвозмездного способа приватизации; 2)право каждого гражданина на безвозмездное получение части имущества; 3) предоставление льгот субъектам приватизации; 4)диферинциация форм и методов, процедур привелегии; 5)широкая гластность и контроль со стороны государства; 6)постепенность и поэтапность.

Объектами приватизации могут быть: 1)государственное и общественное белье; 2) государственное предприятие, организация, учреждение и культурное подразделение; 3)государственные имущества в виде оборудований, зданий и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий; 4) доли государства в имуществе субъектов хозяйствования.

НЕ подлежат разгосударствлению и приватизации такие объекты как: 1)Предприятия определяющие оборонную способность и безопасность республики; 2) объекты являющиеся национальным и культурным достоянием; 3) предприятия, обеспечивающие минимально социальных услуг; 4) ряд субъектов республиканской собственности: предприятия электроэнергетики, нефте- и газодобычей, авиационного и железнодорожного транспотра, канализация и водоснабжение.

Субъекты приватизации- это физические лица, граждане РБ, иностранные граждане,а также юридические лица, деятельность которых основана на негосударственной формах собственности.

Задачи приватизации: 1)повышение эффективности деятельности предприятий на основании передачи их новым собственником; 2) создание условий для формирования новых экономических отношений,основанных на многообразии форм собственности, самостоятельности товаропроизводителей; 3)разделение конкурентной среды; 4) сокращение вмешательства государства в экономику; 5)создание слоя частных собственников эффективно влияющих на разделение рыночной экономики.

Разгосударствление и приватизация понятия близкие, но между ними есть отличие: разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики, преодоление монополизма госсобственности,т е происходит передача функций управления, которая может происходить без изменения собственности, а приватизация всегда означает смену государственной собственности частной.

15.Механизм и способы проведения приватизации и разгосударствления.

Законодательной основой, обеспечивающей осуществление разгосударствление и приватизации в РБ, стали законы РБ «О разгосударствлении и приватизации» (1993) и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам разгосударствления и приватизации» (1999), Декрет Презедента РБ «О разгосударствлении и приватизации гос собственности в РБ» (20.03.2006) №3.

В торговой отрасли и сфере общепита не подлежат приватизации магазины, по продаже и скупке изделий из драг металлов и камней, а также столовые приборы при общеобразоват школах и учебных заведениях всех типов. Приватизация осуществляется, как правило, посредством: 1)сочетания возмездного и безвозмездного; 2) дифференциации форм, методов и процедур приватизации с учетом особенностей каждого объекта.

В зависимости от значимости объекта, его финансового положения, места расположения, конкурентного статуса в республике применяются в основном 4 способа преобразования государственных предприятий в частные: 1)Акционирование- в результате которого крупное предприятие преобразовывается в ОАО, либо по инициативе трудового коллектива- в ЗАО, либо государственного предприятие становится ОАО с увеличением уставного фонда; 2)Выкуп арендованного имущества- коллективом арендного предприятия, если право выкупа было предусмотрено в договоре аренды;3)Прямой выкуп имущества государственного предприятия у государства субъектом приватизации; 4)Продажа го объектов на аукционе или по конкурсу. Результаты приватизации закрепляются в спец договоре, заключенном между органами приватизации и субъектом приватизации.

С общецивилизационной точки зрения под устойчивым развитием следует понимать глобально управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития. Устойчивым может быть только мировое сообщество в целом, ибо биосфера и ноосфера – единый организм планеты Земля.

16.Характерные черты, цели и структура бизнеса в рыночной экономике.

Предпринимательство- это самостоятельная инициативная деятельность граждан или предприятий, направленное на получение личного дохода либо прибыли и осуществления от своего имени на свой страх и риск,под свою имущественную ответственность или от имени и имущественной ответственного юрид лица. Основой предпринимательства является БИЗНЕС, который в переводе означает «дело» или «Занятие» связанное с получением выгоды.

Характерными чертами бизнеса являются: 1)обмен деятельности между субъектами рынка и стремление каждого из них реализовать свой интерес; 2)проявление личной или коллективной заинтересованности. 3)способность идти на риск, предпринимать различные шани для получения выгоды.

МОТИВЫ: 1)самореализация 2) самоутверждение 3)получение макс прибыли 4) сохранение и расширение дела.

ОБЪЕКТЫ предпринимательства:1)производственная деятельность 2)торговая деят 3) биржевая деят 4)консультационная деят 5) операции с ценными бумагами.

17. Предпринимательская деятельность: понятие, формы, принципы, объекты и субъекты.

Предпринимательская деятельность это самостоятельная инициативная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи произведенных, переработанных или приобретенных этими лицами для продажи товаров и продукции, а также от выполнения работ и услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Принципами предпринимательской деятельности являются:

-умение начать и вести дело;-коммерческая направленность, связанная с реализацией товаров, работ, услуг;

нацеленность на получение прибыли на основе учета и удовлетворения спроса на конкретные виды товаров и услуг;-хозяйственная самостоятельность в принятии хозяйственных и управленческих решений с учетом действующего законодательства;-риск и имущественная ответственность за результаты собственного дела.

Объектами предпринимательской деятельности могут быть:1)торгово-посредническая деятельность (оптовая и розничная торговля);2)торгово-закупочная деятельность;3)коммерческо-посредническая деятельность;4)инновационная деятельность;5)лизинговая деятельность;6)консультационная деятельность ;7)аудиторская деятельность;8)операции с ценными бумагами;9)внешнеэкономическая деятельность и др.

Субъектами предпринимательской деятельности являются:

— физические лица не ограниченные в правах (граждане Беларуси, иностранные граждане, лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством);

— юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Предпринимателями не могут быть:

- лица не достигшие 18 лет;

- лица, признанные недееспособными;

- должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и суда;

— руководящие работники и специалисты государственных органов, в функции которых входит решение вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности или контроля над такой деятельностью.

Формами предпринимательской деятельности могут быть:

- индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица;

- коллективное предпринимательство (юридические лица).

В свою очередь юридические лица могут быть:

1) наделенные правом собственности на имущество – хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы;

2) не наделенные правом собственности на имущество – унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, унитарные предприятия на праве оперативного управления;

3) объединения юридических лиц – хозяйственные группы (холдинги, концерны, тресты и т.д.);

4) дочерние и зависимые юридические лица – это общество или товарищество, в котором другие юридические лица в силу преобладающего участия в уставном фонде либо в соответствии с договором имеет возможность определять решения, принимаемые данным юридическим лицом. По «зависимым» решениям основное юридическое лицо несет солидарную ответственность;

5) представительства и филиалы – обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия. Они не являются юридическими лицами, должны быть указаны в уставе юридического лица.

18. Классификация предпринимательской деятельности.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе. В связи с этим различают:1) государственное предпринимательство- это форма осуществления экономической активности от имени предприятия учрежденного :а) госуд.органами управления, которые уполномочены управлять госуд.имуществом. б)органы местного управления и самоуправления. 2)Частное предпринимательство- форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя.

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства:

1)Производственное предпринимательство- предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель, используя в качестве факторов орудия и предметы труда производит продукцию, товары, услуги, информацию для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям.

2)Коммерческое предпринимательство- предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю.

3)Финансовое предпринимательство- это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли- продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю ли предоставляемые ему в кредит.

4)Посредническое предпринимательство- предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товары, а выступает в роли посредника в процессе товарного обмена и в товарно-денежных операциях. Главная задача- соединить 2 заинтересованные сделки стороны; за оказание подобных услуг предприниматель получает прибыль.

5)Страховое предпринимательство- заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества,ценности, жизни за определенную плату, компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия.

По формам собственности:

-частные предприятия-государственные предприятия-предприятия в собственности общественных объединений (организаций)

По количеству собственников:

-индивидуальные (собственность принадлежит одному физическому лицу)- коллективные (собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам)-долевая собственность (с определением долей каждого из них)-совместная собственность (без определения долей)

По признакам законности:

-законное-незаконное (осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере)-лжепредпринимательство (создание организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, а имеющее целями получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившей ущерб гражданам, организациям или государству)

За организацию незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства установлена уголовная ответственность.

В зависимости от распространения деятельности на различных территориях:

Местное-национальное-международное-мировое

С точки зрения темпов развития:

-быстрорастущие-медленно наращивающие темпы развития компании

С точки зрения уровня прибыльности и доходности:

-высокоприбыльные-низкорентабельные

По уровню рискованности:

-организации, осуществляющие низкорисковые виды бизнеса

-организации, осуществляющие очень рисковые виды бизнеса

19.Субъекты и объекты ПД.

Объектами предпринимательской деятельности могут быть:1)торгово-посредническая деятельность (оптовая и розничная торговля);2)торгово-закупочная деятельность; 3)коммерческо-посредническая деятельность; 4)инновационная деятельность;5)лизинговая деятельность;6)консультационная деятельность ; 7)аудиторская деятельность;8)операции с ценными бумагами; 9)внешнеэкономическая деятельность и др.

Субъектами предпринимательской деятельности являются:

— физические лица не ограниченные в правах (граждане Беларуси, иностранные граждане, лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством);

— юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Предпринимателями не могут быть:

- лица не достигшие 18 лет;- лица, признанные недееспособными;

- должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и суда;

— руководящие работники и специалисты государственных органов, в функции которых входит решение вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности или контроля над такой деятельностью.

20. Права и обязанности предпринимателя. Предприниматель имеет право: 1)заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законодательством; 2)создавать и открывать любые виды предприятий, которые не противоречат закону; 3)привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц; 4)участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других юридических лиц; 5)самостоятельно формировать программу ПД , выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы в пределах, регулируемых законодательством; 6)самостоятельно нанимать и увольнять работников , устанавливать способы и формы оплаты труда; 7) открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций; 8) пользоваться государственной системой социального обеспечения и страхования.

Предприниматель обязан: 1)выполнять обязательства в соответствии с законодательством и заключенными договорами; 2)заключать договоры с гражданами, принимаемыми на работу; 3) предусматривать в договорах и контрактах оплату труда не ниже установленного государственного минимума, а также другие социальные гарантии; 4) вносить в государственный фонд социального страхования отчисления на страхование своих работников в соотв с законодательством Беларуси; 5) осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности; 6) своевременно уплачивать налоги; 7) создавать условия труда, соответствующие законодательству о труде.

Имущественная ответственность предусмотрена в случаях: 1)нарушения действующего законодательства; 2) невыполнения заключенных договоров; 3)несоблюдения прав собственности других субъектов; 4)загрязнения окружающей среды; 5)обмана потребителей в вопросах качества товаров или в вопросов их потребления; осознанного предоставления неполной информации; других случаях, установленных законом.

21. Формы и принципы предпринимательской деятельности.

ПД – самостоятельная инициативная деятельность юридических и физических лиц, осущ. ими в гражданском обороте от своего имени, на свой страх и риск, под свою ответств. и направл. на получение прибыли. Принципы ПД 1. демонстрировать умение начать и вести дело, 2 придерживаться коммерческой направленности в реализ тов и услуг, 3 стремиться к получению прибыли, 4проявлять самостоятельность принятии хоз и управленческих решений, не противореч законодательству, 5 принимать на себя риск и нести имущественную ответственность за результат собственного дела.Формами ПД могут быть индивидуальное предпринимательство без образования юр лица и коллективное придприним (юр лицо). Последнее можно разделить на пять разновидностей: 1 наделённые правом собственности на имущество юр лиц – хоз товарищества и общества; 2 не надел правом собственности на имущество – УП на праве хоз ведения; 3 объединения юр лиц (холдинги, концерны), 4 дочерние и зависимые юр лица; 5 представительства и филиалы.

22. Элементы и основные аспекты коммерческой деятельности

Коммерческая деятельность состоит из следующих элементов: изучение покупательского спроса; формирование конкурентоспособного ассортимента; выбор партнеров для установления хозяйственных связей; установление хозяйственных связей между партнерами и закупка товаров; контроль за выполнением договорных обязательств по поставкам товаров; управление товарными запасами; рекламно-информационная деятельность; услуги или сервисное обслуживание; КД по организации розничной продажи товаров; изучение и прогнозирование рыночных тенденций; сбор и обработка информации о возможных конкурентах; формирование политики стратегии цен. Все элементы КД находятся во взаимосвязи, создают единую систему, несмотря на разную их направленность. При этом элементы внутренней среды более важны.Организационные аспекты формирования коммерческой деятельности:Анализ, планированием, оценкой коммерческой деятельности в целом и отдельных ее процессов, формированием хозяйственно-коммерческих связей в сфере товарного обращения, заключением и исполнением коммерческих договоров, получением прибыли и удовлетворением потребительских запросов покупателей, раскрытием потенциальных возможностей предприятия с ориентацией на трудовой коллектив для достижения поставленных целей в коммерческой деятельности, учетом и обработкой товаропотоков.

23 Малый бизнес и его особенности в РБ

Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес — это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли.Закон 2010 «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Могут осущ как физич так и юр лица. В соответствии с ними к субъектам малого предпринимательства относятся: 1 индивидуальные предприниматели, 2 микроорганизации до15 чел; 3 малые организации 16-100 чел.Практически весь малый бизнес в Беларуси — это субъекты частной собственности.Существует ряд специфических задач, которые возможно решать силами малого бизнеса:1. Повышение уровня занятости населения, создание новых рабочих мест, в особенности в малых городах и сельских населенных пунктах; 2. Развитие сферы специфических услуг; 3. Обеспечение решения демографических проблем, включая вопросы создания рабочих мест для молодежи, 4. Активное предложение и быстрое освоение инновац продуктов.Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства осуществлялось в 2010 году облисполкомами и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей посредством предоставления субъектам малого предпринимательства финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе. Уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей.К препятствиям на пути развития малого бизнеса, относятся: Трудности с поставщиками и покупателями, Отсутствие заемного капитала, Недостаточность собственного капитала, Налоговое давлении, Недостаток предпринимательских инноваций и др.

24. Основные подходы классиф субъектов хозяйствования.

Хозяйствующий субъект — это лицо которое самостоятельно организует свою деятельность и несёт полную ответственность за риск возникающий от его деятельности. По формам собственности: частные предприятия, государственные предприятия, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала. По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров: численность занятых и объем продаж. По правовому статусу: индивидуальные предприниматели, хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации. По договору простого товарищества двое или несколько лиц обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли, Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, ООО, ОДО, ОАО, ЗАО. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. К тому же это имущество является неделимым.

25. Риски в торговом бизнесе.Общее определение риска таково, что в любом случае риск – это незапланированное событие или угроза события, влекущие за собой потери, убытки, повреждения, т.е. имеющие неблагоприятный исход финансовой, экономической деятельности. Сущность риска в том, что всегда имеется возможность отклонения от предполагаемой цели или полного отказа от нее, когда очевиден провал выбранной альтернативы поведения в достижении этой цели. Выделяют следующие функции, которые способен выполнять риск: 1) инновационную; заключается в стимулировании предпринимателя искать новые неординарные и нетрадиционные решения стоящих перед ним задач 2) регулятивную; риск должен быть разумным и обоснованным 3) защитную; предполагает, что предприниматель, настроенный на успех своего решения, должен быть одновременно с этим готов и к неожиданным неудачам 4) аналитическую. заключается в необходимости постоянно анализировать ситуацию.По временной длительности кратковременные, постоянные; по степени потерь допустимый, критический, катастрофический. С учетом объекта, подвергшегося рисковой ситуации связанные с доходами, связанные с собственностью, связанные с сотрудниками компании; связанные с ответственностью. от степени правомерности выделяют риск оправданный и неоправданный.

26.Социальная ответственность бизнеса. Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д. Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса — это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер: 1. Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата). 2. предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. 3. Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность. К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести: 1. Безопасность труда 2. Стабильность заработной платы 3. Поддержание социально значимой заработной платы 4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников 5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации 6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях. К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:1. Спонсорство и корпоративная благотворительность 2. Содействие охране окружающей среды 3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью 4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях 5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

27.Торговля как вид ПД. ПД- самостоятельная деятельность юр. И физ. Лица, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематич. Получ-е прибыли от польз. Имущест., продажи вещей, произведенных,переработанных.или приобретенных указанными лицами для продажи, а т.ж. от выполненных работ или оказания услуг,если эти работы или услуги предназнач. Для реализации другим лицам или использ. Для собственного потребл. Торговая деяте-ть- это ПД, заключенная в осуществлении процесса купли-продажи тов-в и прод-ции общепита, оказание торг. Услуг населению с целью получ. Прибыли. Функции Т:1)реализация ст-ти тов-в 2)смена форм собственности 3) обеспеч. Восстановления раб. Силы.Роль Т как отрасли: 1)Т выстыпает как связующее звено между производством и потреблением. 2) Явл-ся фактором ,обеспеч. Сбалансированность спроса и предл. 3) способствует формирование гос. Бюджета 4) тесно связана с ден. Обращением 90 % поступл. Наличных денег в кассы комм. Банков составл. Торг. Выручка от продажи тов-в. 5)Осуществ. Важную роль в осуществл. Эк. Связей между регионами и отраслями нар.хоз-ва. Производственная ф-ция Т:упаковка,фасовка, хранение и транспортировка. Непроизводственная ф-ция Т: изучение и форм-ие спроса , реклама и управл.

28.Виды и формы торговли. Виды:1)Оптоваяосуществл, с целью послед. Использ. Тов-в в ПД или в др.целях ,не связанных с личным,семейным, домашним использ. 2) розничная-предназнач. Для личного, семейного , домашнего или иного подобного использования ,не связанного с ПД. 3)общественное питание- включ. В себя произв-во ,переработку, реализацию и орг-цию потребления прод-ов питания. 4)оптово-розничнаяосуществл. Оптовым предприятием.котор имеет большие складск площади, и предусматрив. Отдельный учет по розн. И опт. Торговле. 5) торгово-посредническая- деят-ть, выполняющ. Фуункции посредника между производ. И продавцами. 6)производственно-коммерческая 7) торгово-производственная. Формы :1)комиссионная Т 2) Т на конкурсах 3) Т на аукционах 4) Т по образцам 5) Т с использ. Автоматов 6)выездная Т 7)посылочная 8) биржевая 9) Т на ярмарках 10) электронная Т 11) Т на рынке.

29.Объекты и субъекты торговли.Субъектами торговли являются торговые организации и ИП, осуществляемые торговлю на тер. РБ. Объектами торговли являются товары, а так же работы и услуги, связанные с продажей товаров.

30.Условия и факторы, определяющие эффективность торговой организации.

В современных условиях экономическое развитие торговли зависит, прежде всего, от общей экономической ситуации в стране – роста промышленного и сельскохозяйственного производства, денежных доходов населения и выполнения намеченных программ социально-экономического развития общества, а также определяется инерционностью в формировании темпов, пропорций функционирования субъектов хозяйствования торговли и ее инфраструктуры. преобразованиям, инновациям.

На повышение эффективности Т влияет много условия и факторов: социальные,экономические. Демографические, природно-климатические, политические, организационные.Среди них особую роль играют факторы внешней среды и внутриотраслевые наиболее существенным факторам внешнего воздействия относятся: 1)уровень и структура ВВП 2)уровень цен на товары 3)динамика произ-ва тов-в народного потребления и с/х произ-ва. 4)изменение ден.доходов ,расходов и сбережений 5)изменение численности и состава населения. Факторы внутриотраслевого характера: 1)рациональность использ. Ресурсов 2)эфф-ть орг-ции товародвижения 3)развитие торг.сети и уровень обеспеченности населения торг.площадями 4)производительность труда 5)состояние приватизации в отрасли 6)внедрение новых технологий 7)качественный состав раб-ов 8) доля продажи тов-в отечественного произ-ва.

31. Экономические предпосылки и принципы устойчивого развития торговли в условиях инновационного роста экономики

Первостепенное внимание будет уделено вопросам совершенствования размещения торговой сети и, прежде всего, обеспечению доступности товаров и услуг для всех категорий населения. Это будет осуществляться за счет расширения действующей торговой сети путем реконструкции, а также за счет строительства новых торговых объектов. Количество магазинов к 2013 году составит 30,3 тыс. единиц с торговой площадью 2849,7 тыс.кв. метров, торговых центров — 331 единица, с торговой площадью 473,55 тыс.кв. метров. Обеспеченность торговыми площадями на 1 тысячу жителей составит 349,8 кв. метров при нормативе 260 кв. метров. Развитие розничной торговой сети будет осуществляться по двум основным направлениям. Первое направление — укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров. Второе направление — формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости. Продолжится работа по формированию крупных розничных торговых структур, работающих по технологии торговых сетей. Будут созданы организационные и экономические условия для объединения финансовых ресурсов торговых организаций, прежде всего государственной формы собственности, и финансово-кредитных структур для решения вопросов модернизации и реконструкции действующих торговых объектов, строительства новых и организации отечественных торговых сетей. По мере становления и развития отечественных торговых сетей будут рассматриваться предложения о возможности вхождения на белорусский рынок иностранных сетевых компаний. Развитие розничной торговой сети в сельской местности будет направлено на возобновление деятельности и реконструкцию ранее закрытых магазинов, включая обслуживание сельских жителей посредством автомагазинов. Расширится торговля по заказам населения и образцам. Предполагается расширение фирменной торговли, формирование сети современных фирменных магазинов в областных центрах, выделение площадей для организации фирменных магазинов в местах, где их деятельность может быть наиболее эффективной (в центре города, вдоль оживленных магистралей и т.п.).

32 Механизмы взаимодействия субъектов торговли с государством и другими контрагентами

Субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю, организуют хранение и переработку товаров, формируют их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для обеспечения населения разнообразными товарами, оказывают информационные, транспортные и иные услуги, связанные с продажей товаров. Требования к существлению оптовой торговли устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъект общественного питания, осуществляющий общественное питание посредством организации сети общественного питания, обязаны обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента и другой информации, направленной на защиту конкуренции и необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в сети Интернет или путем представления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст