Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему Звонкие и глухие согла_9187

Технологическая карта урока русского языка

Ф.И.О. учителя: Ситдикова Милеуша Асхадулловна

Класс: 1

Предмет: Русский язык

Тема урока: Звонкие и глухие согласные

Цели урока: познакомить учащихся с парными согласными звуками; формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки; развивать фонематический слух; уметь четко и правильно выражать свои мысли

Планируемый результат: знать согласные звуки, различать звонкие и глухие согласные

Место урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Предметная программа и её автор: УМК «Перспективная начальная школа», Чуракова Н.А.

Тип урока: изучение нового материала

Вид используемых на уроке средств ИКТ: учебная презентация Power Point «Звонкие и глухие согласные» (Приложение);

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия: гласный звук, согласный звук, парные звонкие и глухие согласные, непарные звонкие и глухие согласные

Материал:

- основные: 1. Н.А.Чуракова, учебник Русский язык, 1 класс, Москва, Академкнига/Учебник , 2011.

2. Тетрадь для самостоятельной работы «Русский язык», 1 класс, Москва, Академкнига/Учебник , 2012

- дополнительные: 1. Н.А.Чуракова, Е.Р.Гольфман. Русский язык, 1 класс. Методическое пособие, Москва, Академкнига/Учебник , 2007

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их на работу.

- Кого можно считать настоящим другом?

Сегодня на уроке покажите как вы дружны, как вы помогаете друг другу. Чтобы дружно и слаженно работать, нужно быть внимательным, не отвлекаться, слушать друг друга не перебивая, стараться понять товарища и помочь ему, если нужно.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Ответы учащихся

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Отгадайте загадки

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Рот ему как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался … .

Шум получается,

Голос включается.

Звук получается громкий

Он называется … .

Воздух рвет преграды,

Шум получается.

Голоса нет совсем,

Но звук прорывается.

Как называется звук такой?

Это … .

- Какие понятия русского языка нам сегодня понадобятся?

- Почему для обозначения согласных звуков использовали два цвета: зелёный и голубой?

- Произнесите несколько согласных звуков, обозначенных зелёным цветом и прислушайтесь к себе. ( Попрошу детей надеть «наушники», т.е. зажимать ладошками ушки).

- Услышали себя? Использовали голос?

- Какой вывод делаем ?

- А теперь произнесите несколько согласных звуков, обозначенных голубым. Слышите разницу?

- Какой вывод делаем из этого?

Выполнение задания из тетради.

Соединить линиями слова, где первый звук звонкий, со звучащим колокольчиком. А слова, где первый звук глухой, — с молчащим колокольчиком. (Тетрадь для самостоятельной работы, с.20)

звук

звонкий

согласный глухой

- Звонкие, глухие согласные звуки

- Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, поэтому использовали два цвета.

- Если при произнесении согласного звука мы услышим себя, значит, звук звонкий.

- Если при произнесении согласного звука мы не услышим себя, значит, звук глухой.

Взаимопроверка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Постановка учебной задачи

- Над какой темой урока мы сегодня будем работать?

- Какую цель вы поставите на уроке?

- Почему почти возле всех букв согласных указаны два звука? – Что они составляют?

- Какую пару они составляют?

- Произнесите все твёрдые согласные звуки. А теперь – все мягкие согласные звуки.

- У каждого ли звука есть парный согласный по твёрдости-мягкости?

- У каких твердых согласных вы не обнаружили парного мягкого?

- У каких мягких согласных нет парного твёрдого?

- Произнесите (по цепочке) те согласные звуки, которые являются парными по твёрдости-мягкости.

- Сделайте вывод

- Звонкие и глухие согласные звуки

Научиться различать согласные звуки

Ответы детей

- Пару

- Пару по твёрдости-мягкости

Ответы детей

- ж, ш, ц

- й, ч, щ

- Согласные звуки могут быть парными по твёрдости-мягкости.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные — самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

Динамическая минутка

«Дворник»

Сначала читаю первую чистоговорку и показываю движение, а дети точно должны воспроизвести все звуки и повторить движения.

Ту-ду-ту – улицу мету

(размахивать кистями рук вправо-влево);

Па-ба-па – рассыпалась крупа

(пальцы обеих рук сжать в «щепотки» и как будто что-то посолить);

Ба-па-ба – вот стоит изба

(кистями рук изобразить домик);

Ду-ту-ду – я домой иду.

(дети сжимают обе руки в кулачки, разгибают указательный и средний палец и как будто идут ими по парте).

Повторяют движения и звуки

Познавательные: логические, двигательная активность

Построение проекта выхода из затруднения

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

- Согласные звуки могут быть парными и по звонкости-глухости! – объявила Волшебница Анишит-Йокоп.

Маша и Миша удивлённо переглянулись.

- Поможем Маше и Миши разобраться в этом?

На доске написаны пары слов:

Бочка — почка

Доска – тоска

Влага – флаги

Голос – колос

Жар – шар

Зуд – суд

- Прочитайте вслух написанные пары слов.

- Чем похожи между собой эти слова?

- Произнесите первые звуки в словах левого столбика. Какие это согласные звуки?

- Произнесите первые звуки в словах правого столбика. Какие это согласные звуки?

- Сравните первые звуки в каждой паре слов. Что вы можете о них сказать?

- Значит, каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару:

ЗВОНКИЕ [Б] [Б’] [В] [В’] [Г] [Г’] [Д] [Д’] [Ж] [З] [З’]

ГЛУХИЕ [П] [П’] [Ф] [Ф’] [К] [К’] [Т] [Т’] [Ш] [С] [С’]

- Пользуясь таблицей, назовите пары согласных по звонкости-глухости. Как можно назвать звуки, имеющие пару?

- Рассмотрите таблицу.

[Й’], [Л] [Л’], [М] [М’], [Н] [Н’], [Р] [Р’]

[-‘], [- ] [-‘], [- ] [-‘], [- ] [-‘], [- ] [-‘]

-Чем интересны эти звуки? Есть ли у каждого из них парный глухой?

— Рассмотрите плакат.

[- ] [- ], [- ], [- ], [- ]

[Х] [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’]

- Чем примечательны согласные звуки этого плаката? Есть ли у каждого из них парный звонкий?

- Каким словом их можно объединить?

НЕПАРНЫЕ

[Й’], [Л] [Л’], [М] [М’], [Н] [Н’], [Р] [Р’]

[Х] [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’]

- Звонкие

- Глухие

- Первые звуки в каждой паре слов встречают одинаковое препятствие. Только звонкий произносится с голосом, а глухой — без голоса

- Парные звонкие и глухие согласные

- Непарные звонкие и глухие согласные

Личностные: смыслообразование: задание, нацеленное на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач ;

регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком, установление причинно-следственных связей, рассуждений, доказательство, коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление

Игра «Дом парных согласных»

- Помогите Маши и Мише заселить Дом парных согласных звуков.

(Тетрадь, с.22, упр.5)

— Сколько пар звонких -глухих согласных насчитали?

Миша утверждает, что таких пар шесть, а Маша говорит, что их одиннадцать. Кто прав? Почему ошибся другой?

Мнения учащихся. Коллективное обсуждение.

- Пар по звонкости-глухости — 11

Личностные: самоопределение: задание, нацеленное на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям;

регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные — умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Динамическая минутка

Игра «Звонкий-глухой».

— Ребята, давайте поиграем. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный звук, вы хлопните в ладоши. Если слово начинается на глухой согласный – ударите ладошками по коленям.

Дом, кот, том, бал, суп, лом, жар, шар, пол, мак, снег, зал, сова, ваза, фазан, булка

Уметь различать на слух звонкие и глухие согласные звуки

Познавательные: логические, двигательная активность

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа в тетрадях (с.19)

Вставить пропущенные буквы. Соединить между собой слова, которые различаются буквами парных согласных звуков.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Рефлексия учебной деятельности

- Исследование какой темы урока мы вели сегодня на уроке?

- Что нового мы узнали на уроке?

- Всё ли было вам понятно на уроке?

- Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

Оценивают свою работу на уроке: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные:

рефлексия; личностные: смыслообразование