Урок добра

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте.

Все в голубой и звездной красоте

Земля добра: она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

(А. Чепуров).

Ход урока.

1. Оргмомент.

(Дети говорят с учителем хором)

Доброе утро!

Солнцу и птицам,

Доброе утро вам-

Улыбчивым лицам.

(Учитель).

Ребята, вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший, дружный класс,

Все получится у нас!

2. Актуализация знаний.

- Речевая разминка.

Был вежлив этот мальчик

И право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил.

Спасибо- говорил.

-Прочитайте стихотворение про себя.

-Найдите вежливое слово. Прочитайте вслух.

-Действительно ли вежливым был этот мальчик? Докажите. Прочитайте. (Отняв у младших мячик, он их благодарил. Спасибо- говорил).

- А надо ли так поступать в жизни? (Надо быть вежливым, а не притворяться).

Эту мысль: быть действительно вежливым и добрым, высказала писательница В. А. Осеева в рассказе «Волшебное слово», с которым мы сегодня познакомимся на уроке. Но сначала давайте немножко поговорим о вежливых и волшебных слова, с которыми связана тема нашего сегодняшнего урока.

-Перед вам кроссворд. Впишите к клеточки кроссворда вежливые слова, обращая внимание на буквы- подсказки.

-Беседа о вежливых словах.

(Учитель показывает на корабль, прикрепленный к доске).

-Ребята, что это? Прочитайте название этого корабля. («Вежливый»).

А паруса нашего корабля не простые, а «волшебные». Почему она волшебные, вы сейчас догадаетесь.

(Чтение стихов учащимися о «вежливых словах»).

Первый ученик.

-Добрый день!- тебе сказали,

-Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали-

Теплоты и красоты.

Второй ученик.

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы-

Кому сказали? Сколько раз?

Третий ученик.

-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

-Здравствуйте!- улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

(Учащиеся читают стихотворения, остальные находят «волшебные» слова и называют их. На парусах корабля появляются названия «вежливых слов» (здравствуйте, добрый день, спасибо). Слова прикрепляются учащимися на паруса корабля.

Итак, наш корабль готов к плаванию.

-Куда мы можем на нем отправиться? ( в страну «Волшебных или вежливых слов») А поможет нам в этом В. А. Осеева.

(Рассказ об авторе). (Портрет писательницы)

Валентина Александровна Осеева родилась 1902 году в Киеве, детство ее прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать- корректором в газете.

После революции 1905 года оказалась в тяжелом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актерском факультете Института имени Лысенко в Киеве.

Но закончить институт ей так и не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь Валентина Осеева стала педагогом- воспитателем. Став детской писательницей, Валентина Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.

Произведения Валентины Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята.

Разнообразна тематика рассказов Валентины Осеевой. Особой добротой и сердечностью согреты произведения о жизни детей военной поры.

Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой.

Герои ее живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.

У Валентины Осеевой есть рассказы, где она буквально несколькими фразами показывает детям их самих отношении с родителями, друг с другом, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки. Ведь в ее коротких рассказах ест таинственное слово, открывающее путь к человеческим сердцам.

Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на ее героев. Ведь Валентина Осеева- талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.

-Как вы думаете, о чем будет идти речь в рассказе «Волшебное слово»?

-Давайте прочитаем и узнаем о чем этот рассказ.

1. Чтение первой части учителем (До «Он вскочил и побежал домой»).

Физкультминутка.

Волны плещут в океане.

(Дети машут руками, изображают волны).

Что там чудится в тумане?

(Дети вытягивают руки вперед).

Это мачты кораблей.

(Дети вытягивают руки вверх).

Пусть плывут сюда скорей!

(Дети приветственно машут руками).

Мы по берегу гуляем

Мореходов поджидаем,

(Ходьба на месте).

Ищем ракушек в песке

(Наклоны).

И сжимаем в кулаке

(Дети сжимают кулачки).

Чтоб побольше приседать

(Приседания).

Сядем дружно на песок.

Снова продолжается урок.

(Дети садятся за парты).

-Путешествие по рассказу продолжается.

-Чтение рассказа учащимися по «цепочке».

Итак, о чем же наш рассказ?

-Работа над текстом

-О ком этот рассказ?

- Что случилось с Павликом?

-Как выглядел старик?

-Как мальчик разговаривал с родными?

- Найдите в первой части слова, описывающие Павлика.

Павлик.

Покосился

Сердито буркнул

Сжал кулаки

Засопел от обиды

Крикнул

Стукнул кулаком

(По ходу учитель выставляет на доску карточки).

-Жужжащее чтение- нахождение слов, характеризующие дальнейшее поведение мальчика:

(Слова на карточках прикрепить справа от слов первой части.)

Тихим голосом сказал

Прошептал

Тихо спросил

Подпрыгнул от радости

Расцеловал.

Итак, мальчик стал другим!

-Кто же помог ему? (Ответы детей).

-А почему старичок не стал дожидаться благодарности? (Ответы детей).

Учитель.

«Истинная доброта не нуждается в вознаграждениях»- так гласит русская пословица.

И в книге в конце рассказа есть пословицы.

Прочитайте вслух.

(Добрый человек добру и учит.

Добрый человек в добре проживет.)

- Какая из ни ближе к содержанию рассказа?

- Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

(Дети читают по очереди).

1. Доброе слово лечит- злое калечит.

2. Злой не верит, что есть добрый.

3.Добрая слава лежит, а худая- бежит.

4. Доброго чтут, а злого жалуют.

5. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

6. Делай другим добро- будешь и сам без беды.

7. Доброе дело питает и душу и тело.

8. Худо тому, кто добро не творит никому.

9. Добрый человек в добре живет век.

Учитель.

С тех пор, что люди живут на земле, они всегда верили, что Кто- то сотворил окружающий их мир. К Нему обращались они за помощью и Ему приносили дары жертвы от своих трудов, в благодарность за все, что они получали. Народу были принесены Заповеди Блаженства о том, как надо жить.

(Дети по очереди читают «Заповеди Блаженства»).

- Нашему герою рассказа помог простой добрый старичок. Часто и мы обращаемся с просьбой хорошо учится к святым. Одними из них являются Сергей Радонежский и Ксения Петербургская (слайды).

Есть такая история, рассказывающая как мальчик Варфоломей никак не мог научится читать. А мальчик усердно просил Бога помочь ему: «Господи, научи меня читать!» Однажды Варфоломей встретил старца. Тот старец был не простой человек, а ангел. Он помог ему овладеть грамотой. Прошли годы. Варфоломей вырос, стал монархом с именем Сергий и посвятил себя служению Бога.

-Какие волшебные слова мы сегодня вспомнили? (Дети называют).

Учитель.

С детства мы с вами помним наставления взрослых о так называемых волшебных словах: здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Но не все быть может, вникали в их внутренний смысл. Произнося приветствие, раньше сердечно желали собеседнику долгих лет жизни во здравии и благополучии; употребляя слово «пожалуйста», выражали почтительное отношение к человеку старшему по возрастом и умудренному жизненным опытом. «Спаси тебя, Христос, спаси тебя Господь, спаси тебя Бог»- вот что наполняет нынешнее «спасибо»- не простую словесную благодарность, не формулу вежливости, но молитву о спасении, о обретении милостыни у Господа в день Суда. Не ясно ли становится, что употребляя «со смыслом» эти слова, мы согреваем нашу речь дыхание Божией благодати, делаем наше общение с людьми во истину теплым и сердечным, привлекаем на собственную душу милость Божию.

-Наш урок подходит к концу.

-Понравился вам урок? (поднимите руки).

- А что же в ваших думах осталось после этого урока?

Я вижу это сейчас.

У вас на партах разноцветные кружки: желтые, красные, зеленые.

- Кому после сегодняшнего урока захотелось стать добрее, вежливее, употреблять слово «пожалуйста»- поднимите зеленый кружок.

-Кто из вас, ребята, сомневается в том, что сможет употреблять слово «пожалуйста», когда это нужно- поднимите красный кружок.

А кто говорил до сегодняшнего дня слово «пожалуйста», но не всегда и сегодня на уроке решил, что будет это делать постоянно- поднимите желтый.

- Спасибо, дети! Я довольна сегодняшней вашей работой.