Урок письма_10759

УРОК ПИСЬМА ПО ТЕМЕ:

«НАПИСАНИЕ СТРОЧНОЙ БУКВЫ «Д»

Краснова Елена Викторовна.

учитель начальных классов

Цели:

обучающая:

формирование умения самостоятельно строить алгоритм написания буквы «д», освоение алгоритма написания буквы «д»; формирование умений объяснять, из каких частей букв можно собрать новую букву и как устранить в ней допущенные графические ошибки, умение выполнять верхнее и среднее соединение с другими буквами;

развивающая:

развивать умение без ошибок переводить печатный текст в письменный, видеть в словах «опасные» места; составлять из слогов слова, знать, какие из них всегда пишутся с большой буквы и почему, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;

воситывающая:

воспитывать культуру поведения, аккуратность при выполнении письменных работ.

Оборудование: «Прописи» к «Букварю» Т.М.Андриановой,№3, таблички со словами «он», «она», «они»; табличка с печатными буквами Д и д, строчной буквой «д», 2 листа со словом «дрозд», написанных письменным шрифтом,ИКТ.

Ход урока

Орг. момент.

Прозвенел звонок сейчас.

Мы пришли в наш светлый класс,

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу

И посмотрим на столы

Всё, что нужно принесли?

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок

Сегодня в нашем классе много гостей. А когда гости приходят в гости? (… на день рождения)

И сегодня гости у нас не просто так, их всех и нас с вами пригласили на день рождения, а вот к кому, вы узнаете позже!

Ребята, а как нужно вести себя, когда приходишь к другу на день рождения? (приходить вовремя, нарядным, приносить подарки, не баловаться)

2. Выделение звука из слова.

– На день рождения нужно ходить с подарками, посмотрите, что мы возьмём с собой. (На экране появляются картинки) – назовите

–домик, дудочка. Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)

— Что общего у этих слов? (звук [д])

– Какой буквой обозначается? (Буквой «Д»)

Буква «д» сегодня именинница .

3. Работа в прописи.

Мы смогли открыть дверь и вошли, сейчас мы подарим подарок, а что нужно помнить при вручении подарка? (Красиво и со вкусом оформить подарок. Завернуть его в красочную бумагу и перевязать цветной ленточкой. Вручить подарок лично. При вручении подарка не стоит украдкой класть его куда-нибудь в уголок. Подарок необходимо вручить прямо с порога. Сказать несколько теплых слов.)

Цель нашего урока научиться писать аккуратно букву «д» и соединения с ней. Наша аккуратность будет самым лучшим подарком для именинницы.

5. Написание букв.

а)– рассмотрите внимательно строчную букву д (на доске в крупном виде). Определите, какие буквы в ней спрятались? (и, а, у)

б) — Давайте попробуем вывести алгоритм её написания: «Ставим ручку на 1\3 сверху в рабочей строке, уходим влево вверх, пишем «крышечку» и опускаемся по наклонной линии вниз, «качалочка», крючок до середины, две части соединяем «секретом», по «секрету» — длинная наклонная линия вниз, не доходя 1\3 части в нижней дополнительной строке, петелька, перехлёст на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины (петелька на 1\3 уже ширины самой буквы. В средней её части линии должны быть параллельны).

Свёрнутый алгоритм: «С 1\3 сверху – влево-вверх «крышечка», опускаемся, «качалочка», крючок до середины, «секрет», по «секрету» — длинная наклонная вниз, петелька, крючок до середины.

А чтобы красиво писать, давайте разомнем свои пальчики. (Дети встают из-за парт)

Этот пальчик — дедушка, этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик — папочка, этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я! Вот и вся наша семья!

- Давайте вместе еще раз проговорим написание буквы в и напишем ее в воздухе.

- Прежде чем начать писать букву, давайте вспомним правило посадки при письме. (Повторение правила в игровой форме.)

Я тетрадочку возьму, в уголочек положу,

Я, друзья, от вас не скрою — ручку я, вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь!

— Откройте пропись на стр. 14.

запись буквы «д» (2 – 4 буквы) с проговариванием, затем самостоятельно.

6. Выбор правильно написанной буквы.

У буквы «д» есть знакомые художники. Они нарисовали её портрет и предложили ей выбрать тот, который ей больше всего понравится. Буква не знает, какой именно портрет выбрать. Давайте ей поможем!

Интеллектуальный марафон. Распознавание графических ошибок в написании строчной буквы «д»

7. Физминутка.

На день рождения есть традиция петь имениннику песню «Каравай»

– Дети встают из- за парт и поют, показывая движения.

Все дети хором:

Как на буквин день рожденья

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины, (руки вверх)

Вот такой нижины, (присесть, руками коснуться пола/земли)

Вот такой ширины, (расходятся в стороны)

Вот такой ужины!. (сходятся к центру)

Каравай, каравай, (хлопают в ладоши)

Кого хочешь — выбирай!

8. Написание соединений.

– Посмотрите, в тетради буква «д» уже выбрала себе буквы- подружки

– написание соединений да, дв, дл

– придумайте слова. В которых будут эти сочетания букв (еда, вода, дверь, длинный)

9. Запись слова «дудка».

а) Букве очень понравилась дудка, она просит вас записать это слово. Прочитайте это слово вполголоса 2 раза. Назовите гласные. Сколько гласных? Сколько в слове слогов? Комментировать будет… Сколько букв «д» в этом слове? (Две). А звуков «д»? (Один)

Запомните

Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку

Можем ухом различать.

А ещё – произносить,

Но не трогать и носить.

б) Найдите слово в слове. ДУДОЧКА (дочка, удочка). Какой звук обозначает буква «д» в этих словах? (Твёрдый)

в) А какие подарки вы ещё приготовили для буквы «д»?

(Дети выходят и показывают свои работы)

10. Запись слов

Ребята, подарки мы подарили, песню спели, а теперь буква «д» хочет поиграть с вами. Прочитайте слова на стене. (Она, они, он)

А на следующей строке написаны слова. Прочитайте их. Первое слово читает…, второе слово читает…, третье слово читает…. Четвёртое слово читает…. Какое из слов, записанных на доске подходит к первому слову? Ко 2-му? К 3-му? На следующей строке записываем эти слова с комментированием.

11. Физкультминутка

Мы писали и читали. Вниз посмотрим на четыре.

Глазки наши подустали. Глазки к полу опустили.

Мы зажмурим глазки крепко. Мы на пять посмотрим влево.

Раз! Будем делать мы умело.

Открывает глазки класс. Вправо смотрим. Это шесть.

Вверх посмотрим дружно мы А теперь прошу всех сесть.

Посчитаем: раз, два, три! Отдохнули и теперь

Будем все писать смелей.

12. Написание слов с буквой «д».

Букве «д» очень рада, что у неё такой замечательный день рождения. Вы научились её писать. А теперь порадуем букву «д» вот чем. На следующей строке записаны слова печатными буквами. А вы их должны написать прописными. Первое слово читает и комментирует…

Назови гласные. Сколько слогов? На какую гласную падает ударение? И т.д.

Подберите к слову «друг» слово, противоположное по смыслу

13. Фонемоминутка

Буква «д» приглашает вас на игру.

на [д] – присесть, на [д’] – подпрыгнуть.

Дерево, садовник, Денис, дом, дуб, дети, звезда, дятел, дрова, дым.

13.Работа в парах.

К букве «д» пришёл гость. Это птица. Как его зовут, вы узнаете, прочитав рядом слово.

Чёрный дрозд— птица, размером вдвое меньше галки, но вдвое больше воробья. Матово-чёрная, с ярким оранжево-желтым клювом. А как вы думаете, почему именно дрозд пришёл в гости к нашей имениннице? (В названии этой птицы есть две буквы д»). А сколько звуков «д» вы слышите? (Один).

Обведите буквы. Комментировать будет… А теперь работаем в паре. Возьмите красный карандаш. Первые в паре будут отмечать соединения букв и элементов в середине строки чёрточкой, а вторые – соединения и элементы на 1\3 части строки – крестиком. А у доски будут работать …

Дрозд очень доволен, что ему уделили столько внимания. Он приготовил вам сюрприз – свою песню. Закройте глаза, опустите голову на руки и представьте, что вы в весеннем лесу. (Звучит голос дрозда).

Окрывайте глаза. Понравилась вам песня дрозда?

А ещё он просит вас восстановить слова. Какой звук обозначает буква «д» в первом слове? Втором? Третьем?

14. Составление имён из слогов.

В гостях у буквы «д» были и другие ребята. Хотите с ними познакомиться? Тогда надо составить их имена из слогов и записать их на свободной строке.

Лара, Никита, Ната, Антон, Кира. Есть ли у нас в классе ученики с такими именами? (Есть, Никита)

15. Рефлексия.

– Ребята буква «д» приготовила для вас угощение, но прежде давайте подведём итог.

– Как вы думаете, день рождения удался? (а когда говорят, что праздник удался?)

– Кому сегодня на дне рождения было хорошо?

– Что понравилось больше всего?

– Когда вы будете кушать конфеты, найдите в их названиях букву «д», обсудите с одноклассниками, какой звук обозначает?

16. Дети и гости получают конфеты, звучит песня «С днём рожденья тебя»