урок по методике физического воспитания дошкольников Подвижные игры

Тема: « Подвижные игры».

Технологии обучения:

- проблемное обучение,

- элементы опережающего обучения,

- педагогика сотрудничества,

- разноуровневое обучение, организация дискуссии.

Тип учебного занятия:

лекционно-практическое.

Цель:

знать определение и виды подвижных игр;

Задачи:

-понимать значение подвижных игр в физическом воспитании дошкольника; -определять уровень физической нагрузки; -определять по содержанию игры ее вид; -планировать проведение подвижных игр с учетом режимных моментов; -оценивать роль подвижных игр в закреплении двигательных умений, в увеличении двигательной активности и формировании личностных качеств дошкольника; -оценивать деятельность с помощью карты самооценки.

Оборудование:

учебник «Физическое воспитание дошкольников», сборники подвижных игр, пакет документов с карточками, заданиями, высказываниями ученых.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Посмотрите, на столах у вас лежат папки с заданиями. Достаньте карточки с описаниями игр. Прочтите.

2. Объявление темы, целей.

- Как вы думаете, что объединяет все эти игры? (в основе – различные движения; есть описание и последовательность действий детей; достигается какая-то цель).

— Все эти игры объединяет сложная двигательная деятельность, окрашенная положительными эмоциями и регулируемая правилами.

- Итак, тема урока — «Подвижные игры».

3. Новый материал.

- Игровая деятельность — основная деятельность дошкольника. Давайте вспомним функции игры.(развлекательная, диагностическая, коммуникативная, функция социализации, коррекции)

- Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Подвижная игра с правилами — сознательная, активная деятельность детей, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

1. Пользуясь текстом учебника (79 стр.) и карточками с содержанием игр, запишите определение подвижной игры.

Подвижная игра- это сложная двигательная деятельность, окрашенная положительными эмоциями и регулируемая правилами.

2. Для удобного практического использования игры классифицируются. Пользуясь текстом учебника, попробуйте составить схему видов игр.

4. Закрепление.

- Проведем игры «Узнай по голосу», «Меланья».

- Определите воспитательное значение этих игр.

- Попробуйте ответить на эти вопросы и запишите ответы:

-почему подвижные игры считаются основным видом физических упражнений в дошкольном возрасте?

-покажите роль подвижной игры в формировании нравственно-волевых ребенка.

- В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, смелости и решительности.

5. Самостоятельная работа.

Выберите карточку с содержанием игры и попробуйте определить основные правила, сигналы, зарисуйте схемы расположения детей, пособий. А также определите вид игры и возраст, для которого она предназначена. (совместный разбор одной из игр)

Практическое проведение со студентами игры малой подвижности «Найди, где спрятано», средней подвижности «Золотые ворота» и большой подвижности «Гуси-лебеди».

Прочитайте учебник (стр.80) и определите уровень физической нагрузки. А теперь попробуйте составить перечень основных признаков игр малой, средней и большой подвижности. Приведите примеры из своего опыта и наблюдений на практике.

Подвижные игры входят в содержание таких форм, как утренняя гимнастика, физкультурное занятие, прогулки, вечера развлечений. Попробуйте подобрать подвижные игры для разных форм работы. Перечень игр вы можете найти в «Программе воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении». Подберите игры для работы с детьми разного возраста с учетом режимных моментов на день практики.

Из пакета документов возьмите карточки с содержанием игры и определите вид, двигательную нагрузку, воспитательное значение.

6. Подведение итогов.

— Прочитайте высказывания П.Ф.Лесгафта, Е.А. Гориневского, И.Ф.Шиллера. Согласны ли вы с этими высказываниями?

— Теперь возьмите карту самопроверки и поставьте себе баллы.

КАРТА САМООЦЕНКИ

Основные категории учебных целей

Баллы

Мои баллы

Примечания

1. Я могу отличить подвижную игру от других видов игр, назвать ее отличительные признаки и сформулировать определение подвижной игры.

2

2. Я могу объяснить влияние подвижных игр на формирование двигательных навыков, показать роль подвижной игры в физическом воспитании дошкольника и воспитании его личности.

4

3. Я могу по содержанию игры выделить основные правила, сигналы, сделать схему расположения детей, определить вид игры и возраст, для которого она предназначена.

6

4. Я могу проанализировать содержание игры и определить уровень физической нагрузки и составить перечень основных признаков игр малой, средней и большой подвижности, привести примеры.

8

5. Я могу самостоятельно подобрать игры для разных режимных моментов, условий и разработать план проведения подвижных игр в конкретной группе на день практики.

10

6. Я могу по содержанию игры определить вид игры, уровень двигательной нагрузки, воспитательное значение, оценить значимость подвижных игр для полноценного физического воспитания дошкольников, используя высказывания ученых, примеры.

12

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Подвижные игры для проведения на уроке.

«Золотые ворота»

Содержание: пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают руки вверх — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй – запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами.

2. « Гуси-лебеди»

Играющие делятся на две команды – это гуси, они расходятся в разные стороны площадки. Выделяют двух водящих – это волки, они становятся на середине площадки. По сигналу ведущего гуси перелетают на разные стороны, то есть команды меняются местами. Волки ловят гусей, преследуя их до самого укрытия. Пойманных гусей считают и отпускают обратно.

«Рыбы, птицы, звери»

Играющие становятся по кругу. В центре – ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из играющих и говорит: «Зверь». Поймавший мяч должен быстро назвать кого- нибудь из животных и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет: « Рыба» или « Птица» — поймавший называет рыбу или птицу.

« Узнай по голосу»

Водящий поворачивается спиной к участникам игры. Взрослый рукой указывает, кому надо позвать водящего, при этом можно изменить голос.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Карточки самопроверки по определению вида игры.

1. «БОЙ ПЕТУХОВ»: два человека встают в очерченный круг (1,5 метра) лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Они пытаются вытолкнуть друг друга из круга.

А) Эта игра элементарная, бессюжетная, в ней закрепляются прыжки, развивается сила.

Б) Эта игра элементарная, сюжетная, в ней закрепляются прыжки, равновесие, развиваются сила, ловкость.

В) Эта игра сложная, бессюжетная, в ней закрепляются прыжки, равновесие.

2.«ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ»: дети стоят свободно на одной стороне площадке напротив гимнастической стенки. По сигналу «Птицы полетели» бегают по площадке, по сигналу «Буря» влезают на лестницу.

А) Определить вид игры

Б) Для какой группы эта игра? Докажите.

В) Какие движения закрепляются в этой игре?

3. «ШИШКА — КАМЕШЕК»: дети идут в колонне. У первого в руках шишка, у последнего – камешек. На сигнал воспитателя «Шишка» продолжают идти вперед за первым, на сигнал «Камешек» поворачиваются и идут за последним.

А) Определите вид игры.

Б) Для какой группы эта игра? Докажите.

В) Какие движения закрепляются в этой игре?

4. «КАРАСИ И ЩУКА»: половина детей образуют круг – пруд. Один – щука — находится за кругом, остальные – караси — бегают внутри круга. По сигналу «Щука» водящий быстро вбегает в круг, стараясь поймать «карасей». Те спешат занять место за кем – нибудь из играющих, стоящих по кругу (камешки).

А) Определите вид игры.

Б) Для какой группы эта игра? Докажите.

В) Какие движения закрепляются в этом игре?

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Карточки с заданиями и вопросами.

1. Какие игры называют играми большой, средней и малой подвижности? Приведите примеры.

2. Выберите из программы знакомые игры большой, средней и малой подвижности для своей возрастной группы на педагогической практике.

3. Подходит ли игра «МЫ — ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» для проведения на прогулке во вторую половину дня в средней группе?