Урок развития речи 4 класс Тема Выразительные средства языка Обощение

Урок развития речи (4 класс).Тема: «Выразительные средства языка.

Обобщение».

Цели: — закрепить знания выразительных средств языка;

- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям.Оборудование: 1. Произведения С. Есенина.

Репродукции картин, на которых изображенырассветы, закаты.

Фонограмма « Аве Мария» Ф. Шуберта.

Краски акварельные, кисти, листы белойбумаги.

Ход урока.

- Сегодня у нас последний урок развития речи по теме«Выразительные средства языка». Вас ничего пока не удивляет?(Мне показалось странным, что вы просили нас приготовить кистии краски. Разве это урок изобразительного искусства?)-Верно подмечено. Попробуем разрешить эту загадку к концуурока. -А сейчас начнём речевую разминку.-Какие выразительные средства языка вы знаете? ( Эпитет,сравнение, метафора, олицетворение.) (Дети объясняют ихзначение, приводят примеры.)

-Послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина и определите,какие средства языка использовал автор.

Закружилась листва золотаяВ розоватой воде на пруду,Словно бабочек лёгкая стаяС замираньем летит на звезду.

Ив душе и в долине прохлада,

«

Синий сумрак как стадо овец,За калиткою смолкшего садаПрозвенит и замрёт бубенец.

( Автор использовал эпитеты (цветопись) для выражения чувствалёгкой грусти, даже грустинки; олицетворение, сравнение)-Как вы думаете, влияют ли языковые средства на настроение?-Рассмотрите репродукции картин и послушайте два отрывка изстихотворений.

«Л

- Скажите, что объединяет картины и стихи?

Из-за леса, леса тёмного,Подымалась красна зорюшка,Надвигалась туча чёрная…

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,По тесовым кровелькам играючи,Тучи серые разгоняючи,Заря алая подымается.

Разметала кудри золотые,Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,В небо чистое смотрит, улыбается.

-Что заставило художника взять в руки именно эти краски?-Одинаковы ли вечерний и утренний свет?-От чего ещё может исходить свет?

-Далее на уроке идёт работа — наблюдение за словом,употреблённом в переносном значении.-А теперь, послушав ещё один отрывок из стихотворения С.Есенина « Письмо к матери», дайте ответ на вопрос:- От чего исходил свет?

Ты жива ещё, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний, несказанный свет.

Учитель выслушивает ответы учеников на поставленный вопрос.-Как назвать одним словом свет души, тревоги, волнения?-Как вы думаете, свет души есть у каждого человека или только уматери?

-А в вашей душе есть свет?

-Давайте попробуем заглянуть в себя и увидеть свой внутреннийсвет.

-Положите голову на парту, закройте глаза и попытайтесь увидетьсвет своей души.

(В это время звучит « Аве Мария» Ф. Шуберта.)

Кто увидел свой внутренний свет? Каким был ваш свет?-А какие краски вы заметили в свете вашей души?

-Как вы думаете, все люди на земле имеют чистые и яркие души? —-Каких людей на свете больше, со светлыми или тёмными душами?

Ребята, несколько минут назад вы сделали попытку проникнуть всвою душу и увидеть её свет и цвет.

Дома подобрали образные выражения к слову свет.-А теперь хотелось бы, чтобы вы написали мини-сочинение поданному началу:

-«Осторожно прикоснуться к заветной дверце своей души…»

Я предлагаю вам описать увиденное, используя выразительныесредства языка, а затем описать красками.

(Вновь звучит фонограмма «Аве Мария» Ф. Шуберта.)Итог урока.

Кто хочет прочитать своё сочинение?

-А теперь подарим свет наших душ всем гостям. И пусть нашилучики душевные в один «несказанный» свет для всегоЧеловечества.

Ученики прикрепляют свои рисунки к доске.-Спасибо всем. Урок закончен.