урок русского языка 3 класс_11312

Конспект урока.

Учитель: Мельникова Оксана Владимировна

Учебно-методический комплект: Л.М.Зеленина, Т.Е Хохлова «Русский язык» 3 класс,

Л.М.Зеленина, Т.Е, Хохлова «Дидактический материал» 3 класс

Предмет: русский язык

Класс: 3

Оборудование: компьютер, проектор, монитор, презентация.

Тип урока: урок-путешествие

Тема урока: «Состав слова»

Цели урока:

предметные:

учить детей находить в слове окончание — изменяемую часть слова и основу,

формировать навыки грамотного и каллиграфического письма;

метапредметные:

развивать умение ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы в исполнение; умение работать в парах,

договариваться, осуществлять взаимный контроль и оказывать в

сотрудничестве необходимую помощь, умение анализировать,

устанавливать связи, делать выводы, осуществлять сравнение;

личностные:

формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

способность к самооценке

Этап урока

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Мотивационный диалог

- Ребята, у меня в коробке спрятан предмет, который будет сопровождать нас в течение всего урока. А что там находится, вы узнаете, отвечая на мои вопросы ответами «Да», «Нет».

(Подсказка: Этот предмет помогает найти дорогу героям сказок.) — (Клубок).

Что мы сейчас с Вами делали? (думали, рассуждали, размышляли?)

Давайте сегодня мы с вами поиграем в Сказку.

Пусть Клубочек поможет сегодня нам отправиться в путешествие по царству Русского языка. А мы просто последуем за ним.

Сказки не только сказываются, но и записываются. Открывайте тетради и запишите число и классная работа.

И слово, называющее угаданный нами предмет.

Учитель предлагает детям узнать предмет в коробке.

Учитель предлагает поработать в тетради

Предлагают свои вопросы, мнения

Дети выполняют предложенные записи

Личностные:

Формирование интереса.

Актуализация знаний

Ребята, запишите родственные слова к слову КЛУБОК

На слайде 1:

« В некотором царстве, в некотором государстве Русский язык жила-была мудрая Вода. И вот однажды …

(читается детьми рассказ «Чужак»)

У: — Как вы думаете, почему он не родственник и кто он такой?

- Назовите встретившиеся слова родственники. Почему они ими являются?

- Выпишите эти слова выделите в них корень. Если нужна помощь товарища, попросите о ней.

А теперь обменяйтесь тетрадями и работу друг друга.

У: — Но какие-то слова Вы не выписали. Почему?

- Давайте за ними понаблюдаем?

— Что мы видим?

— Чем они различаются?

А сейчас, что мы с вами делали?

(наблюдали за словами, анализировали, сравнивали, делали вывод об их родстве)

— Какие части слова кроме корня еще знаете? Что вы знаете о названных частях слова? Как вы думаете все существующие части слова мы назвали? У кого есть сомнения?

- Как вы отнесетесь к предложению выяснить это и поработать на уроке с частями слова?

- Может кто-нибудь скажет, что такое окончание?

Восстановите рифмовку и проверьте правильность ваших рассуждений.

(на слайде 2 рифмовка:

Часть, слова, та, называется, изменяется, окончанием, что).

- А кто знает, как называется в слове вся оставшаяся часть?

Восстановите рифмовку и проверьте правильность ваших рассуждений.

(на слайде 3 рифмовка: Часть, это, неизменяемая, слова, основа.)

- Назовите главную отличительную черту этих частей (изменяемая или неизменяемая).

Демонстрирует

текст на экране

Организует диалог

Организует диалог

Выявляет уровень знаний учащихся по морфемному составу слова, фиксирует затруднения учащихся, ставит перед учащимися учебную задачу.

Дети предлагают свои варианты и доказывают правильность письма.

Дети работают

с текстом «Чужак», выявляют лишнее слово, доказывают.

Дети работают самостоятельно (в случае необходимости, работают в паре).

Оценивают правильность работы друг друга.

Обосновывают свои точки зрения.

Делают вывод.

Высказывают свое мнение, (без аргументации), фиксируют затруднения.

Принимают учебную задачу.

Предлагают свои варианты, пытаются сформулировать определение окончания и основы слова.

Познавательные:

Проанализировать и сделать вывод.

Регулятивные:

анализ, установление связи.

Коммуникативные: умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные: умение осуществлять сравнение, анализировать

Личностные:

учебно-познавательный интерес.

Познавательные:

проанализировать и сделать вывод.

Новая тема

У: — А веселый Клубок катится дальше и напевает про себя. Прочитайте. (Слайд 4)

«Та слова часть, что изменяется

Окончанием называется

Остальную же часть слова

Называем мы основой.»

Так напевая, он продолжал свой путь. И докатился до моста. (слайд 5)

На дощечках было написано:

Мост, мосты, мостов, мостам.

Клубок задумался? Как вы думаете над чем?

Задание:

Запишите слова, выделите основу и окончание (запись на доске и в тетрадях). При необходимости, обращайтесь за помощью к соседу по парте.

Кто выполнил работу, сверьте по образцу.

У кого есть вопросы?

- Как определяли окончание и основу?

Демонстрирует стихотворение на экране.

Проверка: на экране предложен образец

Подводит итог проделанной работы.

Читают текст.

Работа в парах.

Сверяют результат с предложенным образцом. Фиксируют способ определения предложенных частей слова.

Личностные:

Учебно-познавательный интерес.

Физминутка

- Устал клубочек, присел и песенку запел: — Топай Мишка! Хлопай Мишка!

Приседай со мной, братишка! Руки вверх, вперед и вниз. Улыбайся и садись!

Движения, согласно тексту физминутки.

Продолжение работы по определению частей слова.

Катится Клубочек дальше, и видит впереди большой камень. Когда он подкатился к нему поближе, то увидел надписи: (слайд 6)

- Кто направо пойдет, тот к реке выйдет

- Кто налево пойдет в чудный лес попадет,

- А кто прямо пойдет, тот в волшебный сад попадет.

А по какой дороге вы пойдёте, узнаете, выбрав один листочек из моего цветного веера. (в веере три цвета: зеленый, желтый, голубой) – Ребята, зеленый цвет – цвет леса, желтый – волшебного сада, голубой – река. Объединитесь в группы по цвету.

Задание: списать текст, найти форму слова, выделить в них основу и окончание.

Опрос: — Что сделали ? Как? Сверьте с образцом.

У: — Ребята, Клубок остановился и отказывается катиться дальше.

Давайте посмотрим от чего? (Стр. 89 упр.5).

- Что мы еще узнали об окончании?

Предлагает групповую работу

Предлагается три варианта текста: о реке; о лесе; о саде.

Учитель ставит цель, раздает каждой группе карточки с текстами.

Организует опрос проделанной работы.

Самоопределение в выборе направления пути.

Групповая работа.

Защита работы у доски.

Оценивают работу при

проверке по образцу (слайды 7, 8, 9).

Работают с учебником, делают вывод.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные:

умение работать в группе; договариваться.

Познавательные:

осмысление действий и порядок их выполнения.

Итог урока.

Рефлексия

Долго дело делается, да быстро сказка сказывается. Вот приходит и нашей сказке конец, а кто работал и писал, тот молодец!

А сейчас проверьте себя в Блиц-опросе. На 8 вопросов надо быстро, не задумываясь ответить «да» или «нет», поставив точки в столбцах с ответом «да» или «нет», напротив цифры вопроса по порядку.

Блиц – опрос.

1. С помощью окончания образуются новые слова? (нет)

2. Окончание – часть слова? (да)

3. Окончание – изменяемая часть слова ? (да)

4. Окончание служит для связи слов в предложении? (да)

5. У одного и того же слова могут быть разные окончания? (да)

6. Окончание – часть основы? (нет)

7. Окончание в слове стоит перед основой? (нет)

8. Основа слова – это все слово без окончания? (да)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст