Урок русского языка в 3 классе по темеТипы текста Текст-повествование

Урок русского языка в 3 классе

Тип урока: комбинированный

Тема: Типы текста. Текст — повествование.

Сведения об авторе: Васина Татьяна Петровна, МОУ «СОШ №22»»

г. Балаково, Саратовской области, учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории, «Отличник народного просвещения РФ».

Основное содержание урока

Цель: формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Предметные задачи урока:

- познакомить с особенностями текста-повествования и формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение;

- показать словообразующую роль приставки в слове;

- учить выражать собственное мнение, обосновывать его;

- способствовать использованию в монологическом высказывании разные типы речи.

Метапредметные задачи урока:

- формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке (личностные);

- развивать умение контролировать и оценивать свои действия в работе с текстами при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (регулятивные);

- способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации (познавательные);

- воспитывать умение приходить к общему решению в работе группами, умение договариваться в работе парами, воспитывать ответственность, чувство коллективизма (коммуникативные).

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс (автор Н.В. Нечаева). Компьютер, проектор, презентация. «Словарь русского языка» (в 4 томах). Опоры: таблички с надписями «Рассуждение», «Описание», «Повествование», код к проверке тестовой работы, «Приставки». Раздаточный материал: тексты для чтения(2 шт.), тесты по теме «Приставка», карточки трёх цветов у каждого.

Ход урока

І.Организация класса.

Проверьте, друзья,

Готовы ли вы начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили, садитесь!

- Откройте тетради, запишите число.

- Какие слова с приставками есть в стихах? (Читаю ещё раз)

(В словах проверьте, проверили приставка про-)

II.Актуализация знаний учащихся.

1. Самостоятельная работа. Слайд 2

- Предлагаю проверить знания по теме «Приставка» с помощью теста

(Распечатка теста у каждого на столе)

1.Приставка – это часть слова, которая находится …

А) в начале слова

Б) середине слова

В) после корня

2. Приставка пишется со словом …

А) раздельно

Б) слитно

В) через чёрточку

3. Приставка служит для

А) составления новых предложений

Б) определения состава слова

В) образования новых слов

4. Чтобы найти приставку, нужно…

А) подобрать однокоренное слово

Б) подобрать проверочное слово

В) поставить ударение

Г) подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой

5. Укажи слово с приставкой.

А) ходит

Б) заячий

В) закон

Д) забегать

Е) за домом

2. Проверка работы по верному коду.

– Проверьте свои ответы. Слайд 3

1 2 3 4 5

А Б В Г Д

2. Подготовка к восприятию нового материала.

- Прочитайте верные утверждения из ваших заданий №1-4. Слайд 4

Приставка – это часть слова, которая находится в начале слова.

Она пишется со словом слитно. Приставка служит для образования новых слов. Чтобы найти приставку, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

А зачем взрослые придумали словообразование и разбор слов по значимым частям? Наверное, чтобы дети учили это в школе! По-нашему, так!

- Как вы назовёте эту запись? (Это текст)

- Что называется текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу)

- Вспомните, какие типы текстов нам уже знакомы. (Текст — описание, текст — рассуждение)

- Какой это текст? (Текст — рассуждение)

III.Открытие нового материала

1) Устная работа с текстом, упр. №140

Прочитай текст. Используй подходящие по смыслу приставки.

Перед вами список приставок, который вы составили сами по мере

изучения темы. Слайд 5

(Опора: по-, от-, у-, в-, под-, за-, из-, пере-, на-, до-, о-, про-, об-, с-, вы-, над-разо- )

-Какова роль приставки? (При помощи приставки образуются новые слова. С изменением приставки меняется смысл слова)

- О каком событии рассказывается в тексте? (Как проходит утро у медведицы с медвежатами)

— Кто автор этого замечательного текста? (Н. Сладков)

— Верно. Николай Сладков рассказывает о действиях, поступках

наших забавных героев. Слайд 6

2) Работа со словарём. (У учителя «Словарь русского языка», дети читают словарную статью в учебнике, с. 69, записывают её)

- Значение какого слова вы узнали? Прочитайте. (Повествование)

- Предположите, какой тип текста мы прочитали. (Текст – повествование)

- Ребята, текст, в котором рассказывается о последовательности

событий, называют повествованием. Слайд 7

— Включает ли этот текст элементы описания и рассуждения? (Во второй части текста есть элементы описания)

- ИНТЕРЕСНО! Если сравнивать текст с кинофильмом, то текст-описание – это один кадр фильма. А текст — повествование – это кадры фильма, которые идут один за другим.

ІV. Продолжение работы по теме урока.

1) Самостоятельная работа.

- Спиши текст упр. №140

- Какое правило написания приставок необходимо помнить? (Приставки пиши слитно!)

2) Взаимопроверка.

3) Разбор слов медведица, медвежата по составу.

ФИЗМИНУТКА

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

4) Подготовка к пересказу.

- Автор текста Николай Сладков – большой мастер слова! Подумайте, зачем автор в первом абзаце повторяет слова «зевает», «брюхо»? ( Повторы глагола «зевает» усиливают действие, а повторы слова «брюхо» делают картину ярче, образнее)

- И ещё одно слово «башка»… Прочитав его, вы улыбнулись. Если отдельно произнести его, то оно воспринимается как грубое. А как звучит это слово в тексте Николая Сладкова? (Совсем не грубо, оно только подчёркивает позу медведицы)

5) Работа с текстом К. Паустовского «Кот — ворюга»

а) Прочитай текст. Придумай заголовок к этому отрывку. («Прижился», «Веселье кота»). Создай его словесный портрет.

б) Групповая работа по теме «Правописание приставок». Упр. № 142

В этом тексте 17(!) слов с приставками. Выпишите слова с приставками и обозначьте орфограммы в них.

1 группа в 1 и 5 частях текста,

2 группа во 2 части текста,

3 группа в 3 части текста,

4 группа в 4 части текста.

в) Проверка. Слайд 8

Втащили, заливное, прижился, перестал.

Вышел, пошатываясь, поглядывая.

Умывание, обозначать, протрёт, на затылке.

Перевернулся, схватил, пожевал, выплюнул, растянулся, захрапел.

V. Систематизация знаний.

1) Обобщение знаний о тексте. Слайд 9

-Ребята, вспомните всё, что вы знаете о тексте.

2) Определение типа текста.

- Автор текстов, которые вы сейчас услышите, Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения.

а) Чтение текста учителем. Книга К. Паустовского, отрывок.

Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, — резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.

— О чём этот текст?

— Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?

Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – ПОВЕСТВОВАНИЕ.

б) Чтение текста учеником.

Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.

Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.

— А о чём этот текст?

— Что можно представить, читая его?

— Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы?

Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ.

в) Чтение текста учеником.

И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.

— Что объясняется в этом тексте?

— Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо?

Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ.

3) Определение типа текста в зависимости от ситуации.

— Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:

а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. (Описание)

б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать. (Повествование)

в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. (Рассуждение)

- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации).

— Как вы думаете, какого типа будет текст, если он называется «Какая бывает роса на траве», «Почему я не ем манную кашу», «Случай с Евсейкой»?

VІ. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

- Повторить правила правописания приставок и предлогов, упр. №138.

VІІ. Рефлексия

- Какова была цель нашего урока? Мы её достигли? Отметьте точкой на первой стрелке, насколько полезным было наше «дело».

- Что вам понравилось на уроке?

-Что показалось трудным?

- Как вы оцените работу всего класса в целом? (Отмечают точкой на второй стрелке)

- А теперь оцените свою работу на уроке (Ставят стрелочку у себя в тетради)

Дело Мы Я