Урок русского языка во 2 классе с использованием Классмейт_12707

Урок: русский язык

2 класс

Учитель: Носкова Лариса Александровна

Тема: «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих».

Тема и номер урока в теме: Упражнения в написании букв «и», «у», «а» после шипящих. Урок № 103

Учебник: «Русский язык», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100»

Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи:

Образовательные — формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; закреплять умения писать слова с сочетаниями жи-ши; принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; уточнить представления учащихся о звуках [ж], [ш], [ц] как твёрдых.

Развивающие — развивать умение выражать свои мысли; структурировать знания; развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные — содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровьесберегающем поведении.

Тип урока: урок – обобщения систематизации знаний

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Техническое оборудование:

Мультимедийное оборудование, Классмейт, нетбуки (1 ученик:1 компьютер)

ХОД УРОКА:

I. Орг. момент

II. Вступительное слово

- Я думаю, каждый из вас не раз задумывался над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение? На уроках русского языка мы постоянно ищем и находим ответы на эти вопросы, и этот урок не будет исключением. А чем еще мы будем заниматься на уроке, я думаю, чуть позже, вы скажете сами.

III. Актуализация знаний

Разминка: (Слайды)

Как называется густой лес, заросли?

Чаща

Опушка

Аллея

Проталинка

Какую форму имеет планета Земля?

Круг

Квадрат

Шар

Куб

В кого не превращался князь Гвидон?

В комара

В щуку

В шмеля

В муху

Какие животные не водятся в наших лесах?

Зайцы

Лисы

Белки

Жирафы

Какая из этих птиц умеет летать?

Пингвин

Страус

Щурок

Курица

- Какое слово оказалось новым незнакомым? (щурок)

- Обратимся к электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

- Я отправляю вам на компьютеры словарную статью из электронной энциклопедии. Прочитайте.

Щур – небольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Уменьш. щурок.

- При помощи какой части слова было образовано слово щурок? (суффикса –ок)

- Что такое суффикс?

- Назовите звуки с которых начинались слова-отгадки. (Слова-отгадки начинались со звуков [ч], [ш], [щ], [ж] ) (Слайд )

- Какие это звуки? (согласные, шипящие). Дайте характеристику этим звукам. Найдите лишнее слово-отгадку, по какому-либо признаку.

ЧАЩА, ШАР, ЩУКА, ЖИРАФ, ЩУРОК.

(ШАР – нет орфограммы «Гласные после шипящих»; один слог, а в остальных словах – два.)

- Что такое орфограмма?

IV. Постановка учебной задачи

- Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока. Что мы сегодня будем делать? (повторять орфограмму о правописании гласных после шипящих и упражняться в написании слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу).

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

V. Применение знаний

1. Работа с нетбуками:

- Выделите в предложенных словах те части, которые вы видите напротив (корень и суффикс) и вы образуете новое слово, которое обозначает:

Человек, обычно живущий в лесу, сроднившийся с ним.

ЛЕСОЧЕК

БЕРЁЗОВЫЙ

ЛИСТИК (ЛЕСОВИК)

- Но у этого слова, есть и второе значение:

- То же, что в русской народной мифологии – сверхъестественное существо, живущее в лесу. (леший)

- Запишите, в тетрадях, выделите орфограмму.

2. Работа с фразеологизмами.

- Кого только не встретишь в лесу!

- Догадайтесь о ком идет речь: (записать названия животных в столбик)

За двумя погонишься, ни одного не поймаешь (заяц)

Вертеться, как кто в колесе? (белка)

Кто на ухо наступил? (медведь)

Его ноги кормят. Его не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (волк)

- Во второй столбик напишите детенышей этих животных, употребив слова во множественном числе:

зайчата

бельчата

медвежата

волчата

- При помощи чего образовали эти слова? (суффикс -ат)

- Какую орфограмму выделили?

- В каком слове этой орфограммы нет?

3. Работа в парах

- У вас на столах лежат конверты, достаньте содержимое. Разделите слова на группы по какому-либо признаку (существительные и прилагательные).

- Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Фронтальная проверка

УЗКАЯ

ТРОПИНКА

ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ

ПОГОДА

МЁРТВАЯ

ВОДА

РЕДКИЙ

ЛЕСОК

ИЛИ на нетбуках записаны слова.

Задание: соедините данные существительные по смыслу с именами прилагательными.

УЗКАЯ ВОДА

РЕДКИЙ ЛЕСОК

МЁРТВАЯ ПОГОДА

ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ ТРОПИНКА

- Запишите данные словосочетания в тетрадь, заменяя прилагательные противоположными по смыслу словами(антонимами), содержащих орфограмму «Гласные после шипящих» (с комментированием).

Проверка: (слайд)

ШИРОКАЯ ТРОПИНКА

ЖИВАЯ ВОДА

ЧАСТЫЙ ЛЕСОК

ЧУДЕСНАЯ ПОГОДА

4 Проверка знаний. Тест. (Нетбуки)

- Деньки стоят хорошие и если повезет, то в лесу или в парке мы можем встретить одно удивительное создание. Какое? Узнаете, выполнив тест.

1. На пеньке сидел красив…й рыжий зверёк.

2. У зверька был пуш…стый хвост.

3. Он грыз зубами еловую ш…шку.

4. Вдруг снежн…й ком упал с дерева.

5. Зверёк стрелой пр…гнул с пенька на ель.

6. Там было ж…льё зверька.

VI. Подведение итогов

- Какова была тема нашего урока? А цель? Выполнили мы их?