УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ_12598

Урок русского языка во 2 классе по программе «Гармония».

Тема урока: «Правописание удвоенных согласных в корне слова ».

Цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Задачи:

Образовательные:

расширить знания о непроверяемых орфограммах;

повторить правописание изученных словарных слов;

тренировать в написании слов с удвоенными согласными, в разграничении проверяемых и непроверяемых орфограмм, в пользовании орфографическим словарём.

Развивающие:

развитие речи детей, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщать.

Воспитательная: воспитание любви к родному языку

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор;

презентация;

учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2класс, часть 2;

тетрадь – задачник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс, часть 2;

таблица «Как писать без ошибок»;

карточки с именами литературных героев;

орфографический словарь;

рисунок с изображением мальчика Антона.

Ход урока

Организационный момент.

Отбросим в сторону переживания и неудачи.

Не опуская рук, возьмемся за дела.

И на уроке русского опять все поработаем на «5».

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

- Вспомните, под каким девизом мы работаем на уроках? (слайд №2)

- Какое задание предлагает выполнить Мудрая Сова? (решить орфографические задачи) (слайд №3)

-Что такое орфографическая задача? (Орфографическая задача там, где есть выбор буквы.)

- Что значит решить орфографические задачи? ( Решить орфографическую задачу в слове – это значит выбрать правильную букву.)

-Как называется план действий решения орфографической задачи? ( Орфографическое правило.)

-Обозначьтепредметы, изображенные на картинках, словами.

- Запишите слова, решая орфографические задачи (слайд №4).

-Какие орфограммы встретились в словах? (безударные гласные и парные согласные)

- Проверяем. Как проверить орфограммы в этих словах? ( Проверить нельзя.) (слайд №5)

- Почему нельзя проверить? ( Слова с непроверяемыми орфограммами.)

- В уверены, что написали эти слова без ошибок? ( Слова с непроверяемыми орфограммами нужно запоминать или попросить помощи у словаря.)

- Какое слово лишнее? (ванна)

- Обоснуйте свой ответ. ( Нет выбора буквы)

-Хорошо. Тогда объясните, почему Сова предлагает вам это слово? ( Для того, чтобы мы открыли еще один секрет русского языка.)

III. Постановка учебной задачи.

-Как вы решали орфографические задачи? (слайд №6)

-Какое слово вызвало у вас затруднение? Почему?

- На какой вопрос мы должны найти ответ на уроке? (Почему слово ВАННА относится к группе слов, в которых непроверяемые орфограммы?)

IV. Построение проекта выхода из затруднения. ОНЗ.

- Сделайте, пожалуйста, звуко – буквенный разбор слова ВАННА.

( В этом слове 4 звука, а букв тоже 4)

- Как узнать правильное написание слова? (обратиться к словарю)

-Какой вывод можно сделать? (слайд №7)

- Что мы не знаем? (Почему звук один, а букв две.)

- Значит, сколько в слове букв? (2)

-Как сами найдете способ решения этой задачи? ( Если это слово относится к непроверяемым орфограммам, значит его написание нужно запомнить или обратиться к словарю.)

Работа в тетради на печатной основе (с. 60 № 457).

- Вспомните автора и подпишите строки.

— Найдите орфограммы и отметьте их. Где можете, рядом докажите выбор букв.

- Какое слово вызвало у вас затруднение? (перчатки) Прочтите объяснение в тетради. ( В древнерусском языке палец называли перст, поэтому можно проверить слово перчатки словом перст).

-Как вы думаете, к каким словам отрывка относится название этой части учебника? (рассеянный и с Бассейной). Обоснуйте свой ответ.

Физминутка для глаз

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево — вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх.) Вправо, влево повернем, (Посмотреть влево и вправо.)

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

-Решаем новые орфографические задачи (слайд №8)

-Как мы будем решать новые орфографические задачи? Какими способами? ( Слова относятся к непроверяемым орфограммам, следовательно написание таких слов нужно запоминать или обращаться к словарю.)

Работа с орфографическим правилом (учебник с. 76 № 458)

- Откройте учебник на с. 76 упр. №458

- Сравните звуки и буквы. Что замечаете? (звук один, а букв 1 или 2)

-Как вы считаете, если в слове 2 буквы, то как будут они называться? (двойные или удвоенные)

- Прочитаем правило в рамочке.

- Правы мы были в своих рассуждениях?

V. Первичное закрепление.

- Догадайтесь, из – за каких звуков и букв слова объединили в пары (слайд №9).

(работаем в паре)

класс – колос ([с] – с) перрон – пирог ([р] – р)

краны – ванны ([н] – н) крупы – группы ([п] – п)

суббота – забота ([б] – б) аллея – болею ([л] – л)

-Кто сможет ответить на вопрос Антона? (с. 76)

-Попробуем найти ответ в учебнике (с. 76)

( чтение статьи упр. № 459)

VI. Физминутка.

Я иду и ты идёшь -1,2,3, (шагаем на месте) Я пою и ты поёшь-1,2,3, (хлопаем в ладоши) Мы идём и мы поём-1,2,3, (прыжки на месте) Очень дружно мы живём-1,2,3, (шагаем на месте) Мы учиться все готовы И за парты сядем снова

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

(тетрадь с. 62 № 462)

- Прочитайте слова. Выпишите только те слова, которые относятся к непроверяемым орфограммам.

- Буквы в каком научном слове объяснишь его происхождением? (словарь – слово)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

-Как вы думаете, так ли важно правильно писать слова с удвоенной согласной?

-Что изменится, если мы напишем не 2 буквы, а одну?

-Поработайте группами и ответьте на эти вопросы (слайд № 10).

-Выполните задание на смекалку (слайд № 11)

- Запишите эти предложения в тетрадь и объясните свой выбор.

- Вы любите читать книги? Давайте посмотрим хорошо ли вы знаете героев любимых произведений.

- Запишите имена литературных героев? (слайд №12)

-Знаете как пишутся эти имена?

-Что общего в именах героев? (удвоенная согласная)

-Проверьте, правильно ли вы написали имена героев.

-Ребята, а кто бы хотел прочитать эти произведения?

-Куда можно обратиться? (в библиотеку)

IX. Рефлексия.

- Какую звездочку знаний открыли сегодня на уроке?

-Можно ли в новых словах писать 1 букву?

- К каким орфограммам относятся эти слова?(к непроверяемым орфограммам)

- Продолжите фразы, предложенные Незнайкой:

(слайд № 13)

-Я знаю…..

-Я запомнил….

-Я смог….

Задание на дом: тетрадь для с\р с. 56 №57

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (слайд № 14)

-Покажите в тетради на линейке достижений.

- Что вы посоветуете друг другу?

( благодарю ребят за урок - слайд №15)

Антон