Урок русского языка_11508

Приложение 2

Проект урока конкретизации и применения способа по русскому языку во 2 классе

Тема: «Упражнения в распознавании разных частей речи и их использовании».

Цель: структурировать знания о частях речи.

Задачи: создать условия для:

мотивированного усвоения знаний частей речи, их сравнения, развития умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова;

развития орфографической зоркости, умения решать задачи русского языка, совершенствуя культуру устной и письменной речи;

формирования навыка делового учебного общения, осмысленного проектирования работы на уроке;

воспитания социализированной личности, развития интереса к родному языку;

развития наблюдательности, мышления, познавательной активности детей.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-презентация, толковые словари пословиц, поговорок, фразеологизмов русского языка, таблички с названиями рабочих групп («Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации»), карточки для работы

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Направления действий ученика

Методический комментарий

Орг. момент

Психологический настрой.

Слайд 1.

Включается в урок, во взаимодействие с учителем, одноклассниками

Создание благоприятной рабочей обстановки в классе

Мотивационный

Слайд 2.

- Прочитайте слова и разделите их на группы по формуле 2:2:2.

- Ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 3.

Читает слова, формулирует своё представление, доказывает свою точку зрения

Целью данного этапа является «включение» в работу важнейших интеллектуальных качеств детей. При этом мобилизируется внимание, логическое мышление, развивается монологическая речь в виде текста-рассуждения, появляется интерес к познанию.

Целеполагание

Слайд 4.

- Исходя из темы урока, поставьте перед собой цель работы. Для формулировки целей используйте опорные слова.

Слайд 5.

- Вернёмся к словам 2 слайда. Какая тема их объединяет? Где все эти слова можно услышать? Слайд 6.

- Наш урок будет деловой игрой «Заседание редакционного совета газеты «Спортивная жизнь». Слайд 7.

Формулирует свои варианты целей, исходя из своих знаний и умений и незнаний, неумений.

Устные ответы-предположения.

Учитель принимает любые версии, группируя их. Фиксируется внимание на тех, к которым можно вернуться позже. Важно учить детей слушать друг друга и не повторяться.

Продолжается активизация мыслительных процессов, осуществляется связь предмета с общественной жизнью, создаётся установка на плодотворную деятельность

Чистописание

- Исходя из этой информации, придумайте задание для минутки чистописания и выполните его на первой строке.

- На второй строке запишем красиво в тетрадь название газеты.

Обсуждает задание в паре, выполняет его

Списывает образец с доски «Газета «Спортивная жизнь»

Идёт процесс анализа элемента букв и одновременно включение его в создание нового образа. Работа требует сосредоточенности, наблюдательности, воображения. Для успешной работы, чувства удовлетворённости каждым ребёнком, предлагается работа в паре

Словарная работа

- Нам как и в каждой редакции предстоит разделиться на группы- отделы и выполнить свои задания.

- Какие задания могут быть предложены вами для словарной работы?

— У нас появилась первая статья в номер газеты.

1 группа «Отдел писем» записывают слова с 1 слайда по памяти и определяют части речи.

2 группа «Отдел новостей» вставляют пропущенные слова в текст. Слайд 8. Определяют части речи.

3 группа «Отдел информации» подбирают по словарю пословицы и поговорки подходящей тематики.

При проверке 2 группа называет пропущенные слова с орфограммами. Слайд 9.

1 группа определяет части речи и называет какое слово лишнее в тексте.

3 группа зачитывает выбранные пословицы и поговорки, доказывая почему именно их выбрали.

Осуществляется дифференцированный подход в делении групп и распределении заданий.

Дети учатся работать с информацией, определять назначение упражнений, соотносить содержание упражнений с целью.

Актуализация знаний

— В ней вы применили знания, которые должны усвоить о частях речи. Какие именно?

- Как это можно сделать? Слайд 10.

- Отличие одной части речи от другой.

- Поставить вопрос и определить , что обозначает данное слово.

Задача на анализ практической ситуации и синтез содержащейся в ней проблемы. Предметом является граница компетентности

Физминутка

- Покажите спортивные движения тех видов спорта, которые упоминались в статье.

Этот этап урока гармонично вписывается в его структур, не разделяя урок на части. У детей при этом продолжается физический и эмоциональный подъём.

Повторение и закрепление

Физминутка

— Что вам известно из средств массовой информации о спортивном движении?

— Каким образом данные слова можно употребить в нашем разговоре?

Слайд 11.

- Запишите в тетрадь противоположные по смыслу слова. О чём идёт речь?

-Сравните свои антонимы с образцом. Почему есть расхождения в некоторых словах?

- С какой частью речи мы работали?

- Что такое имя существительное? Слайд 13.

- Образуйте от существительных-антонимов однокоренные имена прилагательные.

- Зачем они нужны в речи?

- Запишите предложение из статьи спортивного психолога поступившего в отдел писем. Подчеркните имена прилагательные.

- Как вы их находили? Зачем они нужны в этом предложении?

- Послушайте информацию другого отдела, постарайтесь запомнить как можно больше имён прилагательных.

Найдите предложение, соответствующее схеме:

Какие? кто? что сделали? какой? что?

- Запишите его под диктовку

- Назовите роль прилагательных в этом предложении.

- У нас появились заметки ещё к одной статье.

- Что такое заметка?

-Как бы вы её назвали?

- Какие цели урока выполнены?

- А в каком услышанном вами предложении не было прилагательных?

- Какую информацию донесло до нас это предложение?

- Прочитайте эти слова и покажите их движениями.

- Какие слова помогали вам в физминутке?

- Что вам известно об этой части речи? Слайд 16.

- Заседание наше подходит к концу, но мы не можем его завершить без ещё одной заметки в номер. Слайд 17.

— Как вы думаете , о чём речь?

- Что такое предлог? — Почему о нём нужно знать? Слайд 18.

- На заданную тему придумайте 2-3 предложения. Обсудите их в группах, выберите лучшие для озвучивании

Делится своими познаниями.

Устный ответ-рассуждение

Записывает в тетрадь антонимы. Проверка по слайду 12.

- Об одном и том же можно говорить по-разному. Это синонимы.

Устный ответ

- Запись с комментированием предложения: Спортивный дух и постоянные тренировки помогли человеку добыть огонь, полететь в космос.

Устный ответ

Дети из отдела информации читают предложения.

Приложение 1.

Пишет под диктовку предложение по системе «письмо с дырками». Мохнатые медвежата устроили борцовский турнир.

Работа со словарём.

- «Из истории спорта»

- Обобщение знаний об имени прилагательном. Слайд 14.

- Сообщить действия предмета.

Слайд 15.

Слайд15.

- Отдел писем списывает 2 предложение, оставляя в нём только глаголы и существительные.

- Отдел новостей списывает 2 предложение, и добавляет имена прилагательные.

- Отдел информации заменяют фразеологизмы глаголом неопределённой формы.

Быть начеку, заткнуть за пояс, повесить нос, принять эстафету, со щитом или на щите.

Проверка работы в группах.

Устные ответы по вопросам и информации слайда 17.

Работает в группах

Учитель группирует всю информацию, с целью заострить внимание детей на прошедших недавно событиях – Олимпиаде.

Дети выполняют практические задания на мотивацию развития способов своего учения.

Характер противоречий между имеющимся жизненным опытом и учебной проблемной ситуацией является мотивационным фактором.

Организовано наблюдение за особенностью предметной ситуации, выявлены условия, не позволяющие действовать одинаково

Такая форма работы позволяет выполнить задание за определённое время в едином режиме

Устные задания помогают переработать учебную информацию

Мобилизация интеллектуальных свойств детей, таких как память, внимание, мышление.

Данная запись способствует развитию у детей орфографической зоркости, умению формулировать вопросы в поисках

ответов своего незнания.

Учитель заставляет детей обращаться к цели урока, тем самым поддерживается проявление детьми смыслов и способов работы.

Минутка интеллектуального отдыха, опять же гармонично вписывается в очередной рабочий этап урока

Задания для каждой группы детей помогут ощутить себя комфортно, так как они посильны для них и познавательны.

Групповая форма проверки направлена на развитие мотивов сотрудничества и порождение и оформление разных, множественных смыслов учебной работы

Совместная деятельность позволяет осуществить субъект-субъектные отношения, развивая положительное отношение и готовность к сотрудничеству. Дети любого уровня развития минимально тревожны в отношении невыполнения задания (особенно слабоуспевающие), так как они ощущают эмоциональную поддержку в группе. «Ситуация успеха» для всех!

Рефлексия

- Каким фразеологическим оборотом, предложенным ранее, логично было бы завершить наш урок?

— О чём нас так можно спросить?

- Что мы планировали с вами?

- Как проверить себя?

-Сравните свою модель с данной. Слайд 19.

- Понятна схема? Что можно улучшить? Как это сделать?

- Оцените меру своего продвижения к цели. Подумай те как помочь себе.

Устный ответ –рассуждение. Вариант: «Со щитом или на щите»

- Достигнута ли цель урока.

Составляет схему «Части речи»

Даёт доказательный ответ.

Задания , требующие понимания способа решения учебной задачи, переработки учебной информации. Целесообразно включено задание на противоречие (слайд 19). « В споре рождается истина».

Это задача на конкретизацию, синтез и обобщение способа действия.

Личностная рефлексия

Домашнее задание

Придумать и записать рекламу частей речи, спорта, газеты (по выбору)