Урок-путешествие по теме Смешанные числа

Урок: «Путешествие на математическом поезде».

Тема: Обыкновенные дроби.

Образовательные цели:

− повторить понятие доли, определения правильной и неправильной дробей, правила сравнения дробей.

− закрепить умение решать задачи на дроби; умение выделять целую часть из неправильной дроби и записывать смешанные числа в виде неправильных дробей; умение выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.

Воспитательные цели:

− пробуждение и развитие интереса учащихся к математике;

− воспитание аккуратности, настойчивости, умения работать в коллективе.

Развивающие цели:

− развитие памяти, внимания, логического мышления, наблюдательности.

Наглядность и раздаточный материал: три плаката с задачами, карточки для самостоятельной работы, карточки для игры-викторины «Купи билет», игра «Математическое лото»; билеты на поезд.

План урока:

Организационный момент.

Игра-викторина «Купи билет».

Решение творческих задач.

Игра-эстафета.

Блиц-турнир.

Подведение итогов урока.

Постановка домашнего задания.

Ход урока

Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке мы повторим тему «Обыкновенные дроби». Для этого мы отправимся в путешествие на математическом поезде. Мы проедем станции: Загадочная, Вычислительная и станцию Смекалистых. На каждой из них вас ждут различные задания. А для того. Чтобы путешествие прошло организованно и интересно, разделимся на 3 команды. Итак, 1 ряд – первая команда, 2 ряд – вторая команда, 3 ряд – третья команда. Чтобы сесть в поезд, необходимо купить билет.

Проводится игра-викторина «Купи билет».

В ходе игры учащиеся повторяют понятия доли, определения правильной и неправильной дробей, правила сравнения дробей. За каждый ответ команда получает 1 балл.

Вопросы:

Что называют долей?

Ответ: Доля – это каждая из равных частей единицы.

Как называют долю долю долю

Ответ: Половина; треть; четверть.

Что показывает числитель дроби? Знаменатель?

Ответ: числитель дроби показывает, сколько долей взято, знаменатель дроби показывает, на сколько долей делят.

Какая часть квадрата заштрихована?

Ответ:

Какая часть круга закрашена?

Ответ:

Какую дробь называют правильной? Какую дробь называют неправильной?

Ответ: дробь, у которой числитель меньше знаменателя, называют правильной. Дробь, числитель которой больше и равен знаменателю, называют неправильной.

Прочитайте дроби: назовите все неправильные дроби.

Ответ:

При каких натуральных значениях х дробь будет правильной?

Ответ: х=3, 4, 5, 6.

Выберите правильный рисунок. Обоснуйте ответ:

0 1 0 1

а) б)

10. Определите координаты точек А, В, С, D.

01

С А В D

Ответ:

На координатном луче отмечены числа a, b, c. Какие из них являются правильными числами?

0 1

ab c

Ответ: a.

Сравните дроби:

а) ;Ответ: а) ;

б) ; б) ;

в) ; в) ;

г) ; г) ;

д) ; д) ;

e) . e) .

Подведение итогов игры-викторины «Купи билет».

Команда, набравшая большее количество баллов едет в мягком вагоне, среднее количество баллов – в купейном, меньшее – в плацкартном вагоне.

Станция «Загадочная».

Ребята, на этой станции мы должны закрепить умение решать задачи на дроби. Мы прибыли на станцию 14 февраля. Запишите число в тетрадях. Ребята, на станции вы видите сказочных героев, только они прибыли сюда в задачах, которые вы должны решить.

Решение творческих задач.

I Задача для первой команды:

Винни-Пух съел бочонок меда. При этом оказалось, что на стенках бочонка осталось всей массы, что составляло 1 кг. Сколько меда съел Винни-Пух?

Решение:

Всего — ? кг

Осталось — — 1 кг

Съел — ?

1·5=5(кг) – меда было в бочонке.

5−1-4(кг) – меда съел Винни-Пух.

Ответ: 4 кг.

II Задача для второй команды:

Буратино решил купить для папы Карло новый дом за 15 тыс. рублей. Но пока он копил деньги, цена дома увеличилась на . Сколько теперь должен заплатить Буратино за этот дом?

Решение:

Старая цена – 15000р.

Увеличилась на — ? р.

Новая цена — ?

15000:10·1=1500(р.) – на столько увеличилась цена дома.

15000+1500=16500(р.) – новая цена.

Ответ: 16500рублей.

III Задача для третьей команды:

Мачеха, уходя с дочерьми на бал, велела Золушке перебрать 100 кг крупы. Золушка, чтобы угодить мачехе перебрала 153 кг крупы. Какую часть своего задания выполнила Золушка?

Решение:

Всего – 100 кг

Перебрала – 153 кг — ?

153:100 = своего задания выполнила Золушка.

Ответ: .

IV Задача для всех команд:

Продолжительность путешествия 45 минут. На станции «Загадочная» мы пробыли 13 минут. Какую часть всего путешествия мы потратили на решение задач?

Ответ: .

Подведение итогов.

Станция «Вычислительная».

Игра-эстафета «Математическое лото».

I команда:

Мате

мати

ка

ца

ри

ца

на

у

к!

II команда:

Мате

мати

ка

нео

быча

йно

интерес

на и по

лезна!

III команда:

Ре

бя

та,

изу

чай

те

мате

мати

ку!

Станция «Смекалистых».

Задание. Расшифровать фамилию первого европейского ученого, итальянского путешественника, который в 1202 году ввел слово «дробь». Он первым стал использовать и распространять современную запись дробей.

Ф

И

Б

О

Н

А

Ч

Ч

И

Блиц-турнир.

Вопросы для первой команды:

Сколько минут в трети часа? (20мин)

Как называется сотая доля гектара? (ар)

Какую часть тонны составляет 9 ц?

Найдите от 25. (10)

Найдите число, если этого числа составляют 12. (20)

Вопросы для второй команды:

Сколько минут в половине часа? (30 мин)

Как называется тысячная часть килограмма? (грамм)

Какую часть метра составляет 7 см?

Найдите от 16. (12)

Найдите число, если его составляют 24. (32)

Вопросы для второй команды:

Сколько минут в четверти часа? (15 минут)

Как называется десятая доля метра? (дециметр)

Какую часть килограмма составляют 357 граммов?

Найдите от 24. (16)

Найдите число, если этого числа составляют 16. (28)

Станция «Конечная».

Подведение итогов. Постановка домашнего задания.