Сочинение по картине КФ Юона Конец зимы Полдень_8835

Урок развития речи в 4 классе

Сочинение с элементами описания по картине К.Ф.Юона

«Конец зимы. Полдень»

Цели:развивать умение воспринимать картину описательного характера; учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; определять основную мысль сочинения; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведение живописи; развитие способности точно употреблять слова в речи.

Оборудование:репродукция картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»; запись музыки П.И.Чайковского «Март» из цикла «Времена года»; орфографические словари; корреспондентские блокноты.

Предварительная подготовка:Экскурсия ,беседа на уроках изобразительного искусства о жанре пейзажа.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Прослушивание музыки

2.Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

Ребята, вспомните нашу весеннюю экскурсию. Какой свет появился у природы?

-Какие краски вы увидели?

На уроке изобразительного искусства мы говорили, что рисунок, картина с изображением природы называется пейзажем. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести, русскую природу. Среди них и Константин Федорович Юон.

Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по одной из его картин «Конец зимы. Полдень»

Ваша задача—выразительно описать эту картину в своем сочинении, передать удивительную красоту зимнего дня.

3.Рассказ о художнике.

К.Ф.Юон с детства любил Москву и Подмосковье, их удивительную красоту. Учился он в Московском училище живописи.

Когда он начал писать картины. Его стали называть мастером пейзажа. Художник так восторженно изображал родную природу, а на её фоне наблюдал за жизнью русского народа, что его стали называть поэтом русского города и русского села.

Любимой темой художника Юона была красота русской зимы. Вот что он сам писал об этом «Сияние утренних и вечерних зорь и белизна снежных покровов родной зимы дают самые дорогие для меня переживания и краски».

4.Знакомство с картиной (1929г.)

Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, то есть очень внимательно, детально рассмотреть и обдумать.

Сейчас, под музыку П.И.Чайковского «Март» из цикла «Времена года» внимательно рассмотрите картину и постарайтесь её прочесть.

5.Беседа по содержанию картины.

-Каково общее впечатление от пейзажа—грустное или веселое, радостное? Почему?

-Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное?

-Какие желания рождает у вас пейзаж?

-Каков, по-вашему замысел художника?

-О чём эта картина?

Зима—обычно всё спит. Зима заворожила нас. Но здесь мы видим, появляется чувство бодрости, пробуждения, яркий свет. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть от пробуждения, в ярком солнечном свете дня.

Открой те свои «корреспондентские» блокноты (в них учащиеся записывали свои впечатления на экскурсии.Каждый листок служит определенной микротеме будущего сочинения). Вы уже готовились к сочинению, подбирали слова и синонимы, прилагательные предметам и явлениям. Сегодня вы их будите использовать.

-Какую местность художник изобразил на своей картине? (Окраина деревни, недалеко от дома видны холмы, поросшие лесом.)

-Картина называется «Конец зимы. Полдень», почему можно утверждать, что зима уже заканчивается? (День ясный, солнечныйебо ярко-голубое, таким оно бывает ближе к весне.)

-Что можно сказать о снеге?

-А на ветвях деревьев есть снег?

-Что на картине указывает на то , что полдень, середина дня?

-Почему тени на снегу голубоватые?

-Видно ли на картине солнце?

-Опишите подробнее передний план картины.

-Кто изображен на картине?

-Что видим на втором плане? (Лес стоит темной стеной, уходящей вдаль.)

Таким приемом художник воспользовался не случайно. Это позволило показать простор неба, дало картине больше света, свободы, воздуха.

-Какое настроение вызвала у вас эта картина? Почему?

6.Речевая подготовка.

-Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист), создаёт (пишет), картина (полотно, репродукция).

-Название, каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

7.Обсуждение начала сочинения, его структуры.

-Каким предложением можно начать сочинение?

-Что и в какой последовательности вы будите описывать?

-Сколько частей будет иметь текст сочинения? (три)

-Как называется первая часть?

-О чём в ней можно написать? (Сведения о художнике, картине.)

-Что можете сказать о второй части?

-Что в ней будете описывать? (микро темы: снег, небо, солнечный свет, деревья, людей и птиц во дворе, холмы, лес)

-О чём расскажите в третьей части? (Это заключение. Нужно выразить своё отношение к картине, чувства , которые она у нас вызвала.)

8.Словарно-орфографическая подготовка.

Работа с опорными словами

Работа со словами на доске: л_жит, п_т_мнел, зарождение, в_сны, ст_новится, д_ревня, со_нце, ярко-голубые, пирамиды, длиннее, красно- оранжевая шея, з_ л_ новатые перья.

При записи сочинения пользуйтесь словорями.

9.Запись сочинения.