Сочинение по картине НГрабаря Февральская лазурь_8842

Сочинение по картине Н.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цели:

1. Формирование умения составлять художественное описание природы с элементами оценки изображения действительности.

2. Совершенствование умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с творчеством И.Э. Грабаря.

2. Способствовать развитию творческого воображения учащихся, развитию чувств и эмоций детей.

3. Учить воспринимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных образов.

4. Учить детей «читать» картину, описывать предметы, осмысливать и понимать ее содержание.

5. Развивать пространственное мышление.

6. Дать представление о холодных и теплых тонах картины.

7. Учить выражать словами свои впечатления, представления.

8. Формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.

9. Формировать умение отбирать речевые средства, работать с антонимами, синонимами.

Сопутствующие орфографические темы:

1. Правописание безударных гласных и звонких и глухих согласных в корне слова.

2. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

3. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Ключевые слова: художник, пейзаж.

ХОД УРОКА I. Беседа по содержанию картины

Учитель знакомит детей с репродукцией картины на слайде. В качестве музыкального сопровождения можно использовать цикл П.И. Чайковского «Времена года» («Февраль»).

— Картина называется «Февральская лазурь». Почему художник выбрал это название?

— Как вы понимаете слово лазурь? (Это цвет: светло-синяя, голубая или светло-зеленая краска с сиреневатым оттенком.)

— Когда можно увидеть небо такого цвета? (Такое небо бывает в феврале и марте в яркий солнечный день.)

— А какое небо на картине Грабаря? (На картине лазоревое небо. Видно, художнику оно так понравилось, что он ввел в название картины слово, обозначающее краску — лазурь.)

— Что нам помогает понять, что день, изображенный на картине, — солнечный? (Сверкают стволы берез. На них тоже отблески солнца.)

— Какими красками нарисованы ствол березы и веточки? Можно ли сказать, что они чисто белые? (Нет, они с желтым, красноватым, оранжево-коричневым оттенками, потому что солнышко на них как бы играет.)

— Какой день показал художник — холодный или теплый? (На опушке лежит снег. Это зима, день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не морозный.).

— А какими красками написал бы художник этот пейзаж, если бы хотел показать стужу? (Он бы использовал серые и синие, темные краски.)

Учитель объясняет школьникам, что такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называются теплыми. На картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» сочетаются теплые и холодные тона, вот почему можно сделать вывод, что художник изобразил чудесный солнечный день. Художник очень любил в природе такие чудесные февральские деньки, когда небо чистое, лазорево-ясное. Вот как он это описывал: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

— Подберите словосочетания (существительные с прилагательными), описывающие краски февральского солнечного дня. (См. Словарь цветов и их оттенков.) (Это лазоревое небо, жемчужные березы, коралловые ветки, сапфировые тени, сиреневый снег.)

— Можно ли все это увидеть на картине? (Художник все, что видел и чувствовал в природе, показал на своей картине. Он называл эти дни праздником: природа нарядилась в жемчуга, кораллы, сапфиры.)

— Какую березу изобразил художник на первом плане — молодую или старую? (Береза уже старая, потому что она искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.)

— А на втором плане какие березы? (Там одна старая береза и много молодых.)

— По веткам деревьев можно понять, где молодая, а где старая береза? (Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает синее небо. Кажется, что до него очень далеко.)

— Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне, если закрыть нижнюю часть картины? (Морозный узор на стекле. Кружево.)

— Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в нарядную густую листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе.

— А какие деревья в глубине картины, на заднем плане, почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко? (Это рощица молодых березок. Они маленькие, потому что все предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, чтобы она не мешала нам видеть березу.)

— Да, такую могучую красавицу березу не так легко найти. Она растет на просторе, и художник приглашает нас полюбоваться ее великолепием. Давайте попробуем ее описать. Какие слова и выражения нам помогут? (Коралловые, серебристый иней, розоватые блики солнца, могучая, гордая, сиреневые тени на снегу.)

На основе этих выражений ребята строят предложения, описывают словами красоту березы.

— А почему именно березу выбрал художник? (Она как королева, как царица в своем необыкновенном наряде. Это наше самое любимей красивое, нарядное дерево. О березе сложено много песен и стихов, береза — символ нашей Родины.).

Учитель просит учащихся закрыть глаза и представить себе какие-нибудь картины природы. Под музыку П.И. Чайковского он читает наизусть стихотворение С.А. Есенина «Белая береза под моим окном…».

После прочтения стихотворения учащиеся делятся своими впечатлениями, описывают картины природы, которые родились в их воображении. Затем делают вывод о том, что художник И.Э. Грабярь и поэт С.А. Есенин видели похожие картины, но один описал увиденное словами, другой красками. Такое сопоставление помогает глубже понять произведение художника.

Далее следует рассказ учителя о художнике И. Э. Грабаре.

II. Составление плана и устная работа

Учащиеся самостоятельно составляют план описания картины. По нему учащиеся создают небольшие мини-описания, некоторые из них рассказывают в классе, обмениваются мнениями, дополняют свои рассказы, редактируют. Затем идет запись всего рассказа.

III. Написание сочинения и его проверка

Учитель просит еще раз подумать над последовательностью расположения частей письменной работы. После этого учащиеся пишут сочинение.

— Проверьте, удалось ли вам передать красоту февральского солнечного дня?