Сочинение по картине ВВаснецова Богатыри

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Цели:

1. Совершенствование умения использовать изобразительные средства языка для раскрытия образов, созданных художником.

2. Совершенствование умения составлять текст с элементами оценки действительности.

Задачи:

1. Продолжить знакомство с творчеством В.М. Васнецова.

2. Совершенствовать умение сравнивать художественные средства произведений изобразительного искусства и литературы (фольклора).

3. Формировать умение составлять художественное описание.

4. Способствовать воспитанию патриотизма, формированию интереса к героическому прошлому нашего народа.

5. Развивать умение понимать и формулировать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства (коммуникативно-речевые умения).

Сопутствующие орфографические темы:

1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

2. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

3. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

4. Правописание сочетаний чк, чн, щн.

5. Правописание слов с разделительными ъ и ь.

Ключевые слова: былина, герои былин, русский богатырь.

ХОД УРОКА I. Предварительная работа

Занятие начинается с рассказа учителя о художнике.

В 4 классе на уроках литературного чтения учащиеся читают былины об Илье Муромце. Центральная идея, проходящая через все былины, — идея защиты государства, Русской земли. Сила, бессмертие богатырей — это сила и бессмертие нашего народа. Илья Муромец стал воплощением мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Победы Ильи над врагом вызывают у детей уважение к богатырю, радость, веру в силы народа. Ребят охватывает чувство гордости и патриотизма.

Богат, живописен язык былины. Ребята чувствуют, как велика роль эпитетов в создании героических образов: буйные головы, могучие плечи, ретивое сердце.

Одними из главных черт Ильи Муромца ребята называют любовь к Родине, преданность, честность.

На одном из уроков, посвященных былинам, учитель предлагает учащимся задание: попробовать описать того человека, который не боялся несметных полчищ врагов. И чтобы помочь детям представить себе русских богатырей, учитель предлагает рассмотреть картину В.М. Васнецова «Богатыри».

II. Беседа по содержанию картины

Репродукция картины вывешивается в классе. В качестве музыкального сопровождения рекомендуется использовать «Богатырскую симфонию» А.П. Бородина. Ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

— Каково ваше впечатление от картины?

— Какие чувства она у вас вызывает?

— Кто из богатырей привлекает ваше внимание?

— Как вы считаете, кто из троих — Илья Муромец?

— Почему вы так решили?

После чтения былин учащиеся без труда узнают каждого из богатырей. Учитель предлагает задание описать внешний вид богатырей, выражение их лиц, вооружение, одежду, коней. Последовательно идет работа по описанию каждого богатыря.

— Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (Он старший из богатырей, находится в центре. У него спокойное, мужественное лицо. Он зорко всматривается в даль. Враг не уйдет от его пристального взгляда.)

Учащиеся находят в былине отрывок, дающий описание Ильи Муромца:

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович

Из-под славного города из-под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильёй словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол…

Далее учитель предлагает послушать описание богатыря из былины «Добрыня Никитич»:

Растёт Добрыня в плечах широк,

Тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные,

Глаза зоркие, соколиные,

Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются,

С лица бел да румян, ровно маков цвет,

А силой да ухваткой ему равных нет.

— Что вы можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор, благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под стать, смотрит вдаль, вот-вот сорвется с места. Одет Добрыня побогаче, чем другие богатыри, видно, что он из богатого рода.)

— Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине? (Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силен, ловок, ухваткой равных нет.)

Учащиеся находят отрывок из былины, дающий описание Добрыни Никитича:

А и был на заставе Добрыня Никитич-млад,

Что Добрынюшка Никитич-млад,

Сын богатого гостя рязанского

И жены его Амелфы Тимофеевны.

— Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алеше Поповиче? (Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

Учащиеся находят отрывок из былины, дающий описание Алеши Поповича.

А и был там Алёша Попович-млад,

Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын соборного попа ростовского.

— Как изображены богатыри? (Крупным планом, все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности, они едины в своих помыслах.)

— Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

— Художник так изобразил своих богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землей. Почему Васнецов использовал такой прием? (Чтобы показать, как необъятна Русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Кажется, степь так широка, что конца и края ей нет.)

— Какие краски использовал художник, чтобы показать степи, холмы? (Темно-фиолетовые, синие, темно-зеленые, темно-коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности: не затаился ли поблизости враг?)

Учитель подводит итог беседе.

— Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот прием контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть,

Учитель предлагает прочитать строки из стихотворения И.С. Никитина, написанные на слайде:

Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

— Какие слова поэта можно отнести к картине? На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели

в жизни свои прототипы.

— Как вы считаете, какие мысли и надежды хотел выразить в картине художник? (Васнецов прославлял защитников Родины. Он хотел, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, на которой родились.)

Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей задуматься, переживать очень хорошее чувство — чувство гордости за Родину. Л.Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: «Я особенно никогда ;

не задумывался, какие в жизни были наши богатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли».

III. Составление плана, написание сочинения и его проверка

План описания картины учитель составляет совместно с детьми и записывает его на доске.

Примерный план

1. Художник, создавший картину.

2. Описание богатырей: выражения лиц, одежда, позы.

3. Природа на картине.

4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

5. Что хотел сказать художник своей картиной?

Несколько учащихся устно по плану описывают картину; услышанное обсуждается, комментируется и дополняется классом. Учащиеся пишут сочинение и проверяют работу.

Подготовительные упражнения

1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов на изученные орфограммы. Если необходимо, воспользуйтесь орфографическим словарём. Отдельно выпишите имена собственные.

О картине В.М. Васнецова «Богатыри»

В ст..пи среди бе..крайних просторов остановились три всадника, три м..гучих ру..ких богатыря.

В центре картины на вороном коне сидит Илья Муромец. Уве-ре .ость и мощ.. чувствуется в его богатырской фигуре. С удивительной лё..костью держит он в руке палицу тяж..лую. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный.

Слева от Ильи Добрыня Никитич. Он сын богатого князя. бл..стит сер..бром к..льчуга. Щит горит и переливается драгоценными к..мнями. И конь Добрыни в нарядной сбруе.

Направо от Ильи Муромца изображён Алёша Попович. Лук и стрелы — его оруж..е. Видно, не силой богатырской сражается он с врагами, а находчивостью и смекалкой.

Смотриш.. на картину и вериш.., что художник очень любит своих богатырей — защитников Ру..кой земли.

(По Э. Кузнецовой)

2. Прочитайте. Определите род имен существительных. Выберите ряды синонимов. Запишите их.

Бой, битва, сражение. Дружина, отряд, войско. Час, время, минута. Заря, утро, вечер. Пика, копьё, стрела. Кольцо, кольчуга. Солнцеетер, облака. Богатырьеликан,силач.

3. Прочитайте фрагмент былины.

Молодец Добрынюшка Никитич, Он и пыли-грязи не распахивал, Прямо садился платьицем цветным, Начал гусёлышки налаживати, Начал звончатые настраивати. Уж он струночки приводит от Царя-града, А припевочки приводит от Нова-города. Как начал ли он в гусельки поигрывати. Как начал он во звончатые поскрипывати. Уж как все тут на пиру порасплясалися, А Владимир-князь да распотешился,

За столом стал в перстики пощёлкивати, «Не бывало у меня такого гусельщика, Кроме Добрынюшки Никитича».

Найдите в тексте глаголы. Как вы думаете, почему они так оканчиваются? Запишите их так, как они звучат в современной речи.