Сочинение Утро в сосновом бору_8866

Сочинение

по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

3 класс.

Цели: 1. формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, учить определять основную мысль сочинения, формировать навыки самоконтроля, провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении.

2. Развивать письменную речь учащихся.

3. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи.

I. Оргмомент.

- Сегодня мы с вами будем писать сочинение по картине, по коллективно составленному плану. Будем учиться правильно и красиво описывать её. Это необходимо вам для того, чтобы вы развивали свою письменную речь.

II. Вступительная беседа.

- Посмотрите внимательно на картину. Она называется: «Утро в сосновом лесу». Написал её известный русский художник-пейзажист И. И. Шишкин.

В своих произведениях художник выразил огромную любовь к русской природе. Он как никто другой из живописцев сумел показать нам свою красоту, своеобразие, прелесть русского леса. Поэтому его заслуженно называют певцом русской природы. Первоначально картина выглядела иначе. Замысел ее подсказал Шишкину его друг, художник К.А.Савицкий.

-Какие картины И.И. Шишкина вы можете назвать? («Рожь», «Корабельная роща»)

III. Определение жанра и стиля сочинения.

- Поскольку работаем мы с картиной, то есть, описываем её, то и сочинение наше будет называться сочинением — описанием.

IV. Анализ или корректировка материала, или собирание материала с элементами повествования.

- Что мы видим на переднем плане картины?

- На заднем плане? Справа? Слева?

- Ребята, какое время года изображено?

- Время суток?

- Что помогает увидеть раннее утро? По каким признакам картины?

На картине изображено раннее летнее утро в сосновом бору. На востоке ещё догорает утренняя заря, из оврага поднимается синеватый туман, сквозь лесную чащу уже пробиваются первые лучи солнца.

- Какие деревья изображены на картине?

- Что о них можете сказать?

- Что случилось с деревом? Почему оно сломалось?

Сосны высокие и могучие. Кажется, что они задевают своими ветвями солнце. Первые лучи солнца освещают стволы деревьев, золотят место слома и вершину поваленной бурей сосны, которую очень любят медвежата.

Рассмотрите внимательно медведицу и медвежат.

- Кого мы видим в центре картины?

- Чем занимаются медвежата?

- Где они играют?

- Что делает медведица?

В центре картины мы видим медвежат. Ранним утром пробуждается вся природа, просыпаются и шалуны — медвежата. Они отправляются на утреннюю прогулку. На сломленном дереве кувыркаются два неуклюжих медвежонка. Третий стоит на дереве и смотрит куда-то вдаль. Медвежата проворные, забавные, весёлые. Они могут беззаботно играть. В лесной глуши им никто не помешает. Их зорко охраняет мать едведица. Медведи — «хозяева» русских лесов.

Работа по выявлению настроения, вызванного картиной.

Какие чувства вызывает у людей раннее солнечное утро в лесу? (У каждого человека это вызывает чувство радости, бодрости, спокойствия, прилив творческих сил.)

Как художник показал это в своей картине? Какие цвета, тёплые или холодные, преобладают в правой части картины?(Мы видим все оттенки тёплых цветов. Колорит картины вызывает чувство радости.)

V. Составление плана:

Мы с вами попытались описать и рассказать о картине Шишкина. Сколько же частей можно выделить?

1. Раннее утро.

2. Лесная глушь. (Дремучий лес.)

3. Мохнатая семейка. (Медвежья семья)

4. Моё отношение к картине.

VI. Подбор материалов, языковая подготовка (работа над образными средствами)

- Поговорим о словах, которые помогут вам более ярко и красочно описать картину.

- Что происходит с природой утром? (Пробуждается)

- Как можно описать деревья? (могучие, большие, вековые, огромные)

- Как можно описать игру света на деревьях? (золотит, освещает, играет)

- Как можно назвать медвежат? (мишутки, мишки, баловни, проказники, шалунишки, косолапые)

- Какие слова можно употребить вместо слов лесная глушь? (чаща, дебри)

Посмотрите на опорные слова на доске, они помогут вам при написании сочинения.

Раннее, в сосновом бору, догорает утренняя заря, из оврага, синеватый, пробиваются, сквозь.

Освещают, могучие, золотят, поваленной бурей.

Пробуждается, просыпаются, шалуны, отправляются, прогулка, проворные, забавные, беззаботно, кувыркаются, зорко, охраняет..

Медведи — «хозяева» русских лесов.

VII. Написание сочинений учащимися.

VIII. Самопроверка.

IX. Итог урока.