Сочинение-описание по картине КФ Юона Конец зимы Полдень_8807

Тема урока: сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Тип урока: урок развития речи.

Цель учителя: создать условия для правильного и последовательного описания картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Задачи урока:

-предметные: повысить уровень речевого развития школьников, развивать монологическую речь, закрепить орфографические знания и навыки, полученные на предыдущих уроках, познакомиться с творчеством художника;

-личностные: осознание важности выполнения задания, умение анализировать собственные впечатления и чувства, необходимость в познания нового, овладение навыка сотрудничества со сверстниками.

-метапредметные:

регулятивные: оценить работу товарища, планировать последовательность описания по плану;

познавательные: осваивать способы решения проблемы творческого характера;

коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, прислушиваться к мнению товарищей

Оборудование:

репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень.» (каждому учащемуся);

проектор;

вспомогательные карточки с опорными словами (каждому учащемуся);

проекция картины на доске.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

Форма работы

1)Организа-ционный момент 1-2 минуты

Здравствуйте ребята! Давайте ещё раз посмотрим, всё ли у нас на партах готово к уроку. Посмотрим на наших гостей.

Осматривают свои рабочие места

Ученики готовы к уроку

Положительный настрой на урок

Фронтальная

2)Актуализация знаний.

Ребята, я хочу прочитать вамколько отрывков. Слушайте внимательно, а потом скажите, откуда они.

«Выпал первый снег. Кругом белым-бело. Нет ни одной протоптанной тропинки, ни одного следа. В воздухе кружится ярко-белый, пушистый снег.»

«Наконец-то выпал первый снег. Кругом всё белым-бело. В воздухе плавно кружатся крупные хлопья снега. Они медленно падают на землю, укрывая её белоснежным ковром.»

«Дети поднимают свои головки вверх, хотят поймать ртом мягкие пушистые снежинки.»

«Возле забора сидит ворона. Она крупная, серая с чёрными крыльями, похожа на кляксу на снегу. Ей не нравится первый снег.»

«Маленький мальчик проснулся и увидел первый снег. Он разбудил сестру, и они побежали одеваться.»

Узнали вы, откуда эти отрывки?

А что мы описывали в этих сочинениях?

Как вы думаете, для чего мы сегодня вспомнили про эту картину?

Вы можете предположить, что мы сегодня будем делать на уроке, о чём будем говорить?

Да, ребята, вы всё сказали верно. Но вы еще не сазали, что мы должны понять, для чего же мастер написал эту картину. Какой замысел он вложил в нее. Вы пока не знаете, что изображено на этой картине. А я вот, когда её рассматривала, нашла красивые слова, которые подходят к её содержания. Послушайте и попытайтесь догадаться, что художник изобразил на этой картине.

«Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

Синея, блещут небеса…»

(А.С. Пушкин)

Так кто же догадался, что мы увидим на картине?

Это отрывки из наших сочинений.

Мы описывали картину Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

Наверное, это как-то связано с темой нашего урока.

Возможно, мы будем знакомиться с новой картиной, будем её рассматривать, попытаемся понять, для чего автор её написал, будем подбирать красивые слова и выражения. Будем учиться правильно их употреблять в устной и письменной речи, наблюдать за красотой русского языка, развивать родную речь. Наверное, мы напишем сочинение по этой картине.

Я думаю, что мы увидим на картине природу, увидим, как она просыпается после зимнего сна. Ведь это стихотворение Пушкина о весне.

Получение ответов на вопросы учителя

Предметные: закрепить знания, полученные на предыдущих уроках развития речи (описание картин)

Личностные: осознание важности выполнения задания, необходимость познания нового.

Индивидуальная, фронтальная.

3)Работа по теме урока

Вы сказали всё правильно. Сейчас мы обратимся к этой картине. Написал К.Ф. Юон. Кто-нибудь уже слышал имя этого живописца?

Сегодня Волкова Софья нам приготовила небольшое сообщение об этом художнике.

И на этом пейзаже мы тоже видим приход весны.

Нет, мы ещё не слышали.

Константин Фёдорович Юон – крупнейший русский живописец. В своих пейзажах он изображал красоту русской природы. Родился он в Москве. В его семье увлекались музыкой и театром. Часто ставили домашние спектакли: сами писали текст, шили костюмы, сочиняли музыку. Константину поручали изготовление декораций.

В 1894 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью, жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы.

Знакомство детей с биографией художника, анализ переднего и заднего плана картины

Коммуникативные: прислушиваться к мнению

Товарища и высказывать своё.

Предметные: повторить и закрепить знания и умения описывать картины Личностные: анализировать собственные впечатления и чувства, произведенные полотном

Фронтальная работа

4) Работа по содержа-нию картины.

Каково ваше общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное?

Какие чувства и желания рождает пейзаж?

Видели ли вы что-нибудь подобное в природе?

А как вы думаете называется картина?

К.Ф. Юон назвал её «Конец зимы. Полдень.»

Название картины подходит к теме, о которой мы говорили в начале урока?

А почему «Полдень»?

По каким признакам можно догадаться, что на картине именно это время суток?

Художник написал нам картину не просто так. Он воплотил в ней какой-то свой замысел. Давайте рассмотрим, что помогает художнику в этом.

Передний план картины.

Что мы видим на переднем плане картины? Какую местность изобразил художник?

Какой день изобразил художник?

А почему вы решили, что это солнечный день?

А как вы думаете, где находится художник по отношению к солнцу?

Как вы об этом догадались?

А может кто-то скажет, для чего ему понадобилось именно такое местоположение?

Давайте подробнее остановимся на описании снега на переднем плане, ведь он занимает основное место на картине. Опишите снег на картине.

Можно ли сказать, что снег какого-то одного определенного цвета?

Оттенки каких цветов вы там увидели?

Посмотрите у меня в руках раковина, если я начну её поворачивать из стороны в строну, то мы увидим, как на ней переливаются оттенки самых разных цветов. Кто знает, как называется такой цвет?

Похож ли цвет снега на картине на перламутр?

Кого мы видим на снегу?

Чем они занимаются?

Кто из них особенно привлекает ваше внимание?

Кто ещё изображен на переднем плане?

Что мы видим слева?

Задний план картины

Теперь давайте рассмотрим задний план картины.

Какие краски преобладают там?

Да, он сделал так неспроста. Он хотел путем контраста заднего и переднего плана подчеркнуть нежность и красоту снега на поляне. Зима и весна ещё ведут борьбу за царствование в мире природы. Оба эти времени года по-своему хороши.

Можно ли назвать этот пейзаж красивым?

А что вы ощущаете, глядя на этот пейзаж?

А можем мы услышать какие-то звуки?

После рассматривания картины ваше настроение улучшилось? Если да, то почему?

Давайте ещё раз вернемся к началу урока. После подробного рассматривания картины, что вы можете сказать о замысле художника? Что-то добавить, дополнить?

Давайте ещё раз наметим основные моменты того, что мы будем описывать:

Дом

Снег

Берёзы и ели

Лыжники

Кур и петуха

Я для облегчения вашей работы составила вам свой план описания и подобрала опорные слова, которые помогут нам вспомнить, что мы говорили, как описывали. Ведь нам надо учиться делать красивые и правильные описания, придерживаться структуры сочинения.

Прочтите внимательно. Вы согласны с моим планом, или я может быть что-то упустила, надо что-то ещё дописать. Посмотрите внимательно.

Вы, наверное, заметили, что я вам предложила два варианта для начала описания. Вы можете ими воспользоваться, а можете начать писать по-своему. Я могу предложить еще несколько предложений для начала:

-Передо мной картина художника Юона.

-Картина К.Ф. Юона переносит нас на окраину деревни

Ребята, а в какой части плана я не написала опорных слов? Как вы думаете, почему?

А какие у вас возникли мысли и чувства?

Но я всё-таки хочу вам помочь. На доске я записала начало предложений. Они вам помогут, когда вы будете писать заключительную часть вашего сочинения.

-Эта картина вызывает у меня…

-Глядя на эту картину…

-Когда смотришь на картину…

-У меня появляется…

-Картина создает…

Давайте попробуем закончить эти предложения.

Радостное!

Нам тоже хочется выйти покататься на лыжах вместе с ребятами.

Да, мы такое наблюдали в конце зимы.

«Солнечный денёк», «Поездка в лес», «Конец зимы».

Да, подходит, мы ведь говорили о приходе весны.

Это полдень, потому что тени от берез очень глубокие и выразительные.

На картине мы видим большую заснеженную поляну. На ней стоит большой дом. Видимо, это небольшая деревня. На поля не куры и петух деловито капают снег. Берёзы тянут свои ветки к солнцу, рядом растут ели.

Это солнечный день.

Снег освещен солнцем, от берез падают глубокие тени.

Он стоит напротив него.

Мы догадались по положению теней.

Наверное, он хотел показать нам красоту весенней природы, освещенной солнцем, особенно красоту снега.

Снег на картине подтаивает, стал рыхлым, влажным, ноздреватым, на снегу видны глубокие синие человеческие следы, на снегу глубокие тени от берез.

Нет, нельзя, он играет самыми разными оттенками.

Розовые, голубые, светло-зеленые.

Перламутровый.

Да, похож.

На снегу мы видим кур и петуха.

Они что-то ищут в снегу. Может быть прошлогодние зёрна. Возможно, их выпустили на улицу в первый раз после долгой зимы.

Петух, у него очень красивый ярко-красный хвост.

У ёлок стоят лыжники, они собираются отправиться на лыжах в лес, а может быть уже приехали с лыжной прогулки.

Слева на картине находится старый бревенчатый дом. Около него стоит развалившаяся поленница. На крыше дома лежит снег.

За домом поднимаются невысокие холмы, поросшие лесом. Солнце ещё не проникло в чащу, снега ещё не тронуты.

Автор взял для заднего плана холодные темные цвета.

Он простой, скромный, деревенский.

Легкий ветерок, пригревает ласковое весеннее солнышко, в воздухе очень свежо.

Шелест веток от теплого ветерка, щебет птиц, крик петуха, кудахтанье кур, смех лыжника.

Нам стало радостно, передалось настроение лыжников, захотелось выбежать на улицу, прокатиться на лыжах.

Эта картина о красоте пробуждения природы весной, о красоте весеннего снега, о том, что все ждут весну, радуются ей.

Мы должны описывать свои чувства и мысли.

Картина создает весеннее радостное настроение. Все с нетерпением ждут приход весны.

Посмотришь на картину Юона -сразу радостно становится. Чувствуется приближение весны и тепла.

Мне нравится эта картина. Она поднимает моё настроение. Хочется долго смотреть на картину, побывать на этом месте, полюбоваться красотой природы.

Постановка учебных задач к уроку

Коммуникативные: совместно одноклассниками сформулировать учебные задачи.

Регулятивные: выбрать критерии оценивания работы.

Предметные: совершенствовать умения описывать передний и задний план картины, подбирать красивые слова и выражения.

Коллективная.

5) Словарная работа

При описании картины мы должны правильно строить предложения. Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной. Нельзя повторять одни и те же слова. Давайте подумаем, какими синонимами мы можем заменить слова:

Художник — живописец, пейзажист, мастер кисти.

Создаёт — пишет, изображает (но не рисует и не описывает).

Картина – полотно, репродукция.

Блестит – искрится, сияет, сверкает.

Поражает – удивляет, изумляет.

Найдите неточно употребляемые слова и замените их:

-Солнце окрасило снег в розоватые, голубоватые, зеленоватые оттенки. (надо — тона)

-Снег отсвечивает нежными красками розоватого, голубого, зеленого. (надо — оттенками)

-Полотно оставляет радостное настроение. (создаёт)

-Снег переливается в разные цвета. (разными цветами)

Тема весны, красоты оживающей природы, прелести весеннего снега волновала не только художников. Внимательно послушайте стихотворение, может быть какие-то слова и выражения пригодятся вам в вашем сочинении.

На доске слова: справа, слева, здесь

Правильное употребление слов и выражений в сочинении – описании.

Предметные: правильное построение выражений и предложений в тексте сочинений, подбор синонимов.

Фронтальная.

6)Физминутка.

7)Примерные образцы сочинений

Перед нами на картине К.Ф. Юона широко раскинулась большая снежная поляна. Слева стоит большой деревянный дом, около него сложены дрова. С крыши сползает огромная шапка снега, она вот-вот рухнет вниз. И стена дома, и поленница освещены золотистым светом.

На снегу возле дома важно похаживают куры и петух. Их в первый раз после долгой зимы выпустили на улицу. Они радостно роются в снегу. Пытаются отыскать там прошлогодние зёрна. Возле дома растут высокие берёзы. Их стволы ослепительно белеют. Длинные темно-синие тени от берез падают на снег. Поодаль зеленеют красавицы – ели. Они и после зимы пышные и красивые.

Около забора стоят лыжники. Они подставляют лица солнцу. Наверное, они только что приехали прогулки. Сейчас они зайдут в дом и будут пить чай с блинами.

Но больше всего на картине нас привлекает весенний снег. Он занимает самое большое место. Он уже подтаивает. Снег стал рыхлым, влажным, ноздреватым. Снег отсвечивает от неба перламутровыми оттенками, голубого, зеленого, розового, как морская раковина.

На заднем плане виднеется темный лес. Там ещё царство зимы. Она не спешит уступать место весне.

Художник, наверное, когда писал эту картину, хотел показать красоту природы в первые весенние дни. Хотел показать период, когда зима и весна на равных царят в природе.

Мне эта картина понравилась. Захотелось вместе с лыжниками покататься в лесу, подышать свежим весенним воздухом, послушать пение птиц.

Предметные: работа по алгоритму.

Познавательные: освоить способ выполнения творческого задания.

Индивидуальная.

8) Самостоятельная работа учащихся

А теперь приступайте к работе, пользуйтесь памятками и планом.

Готовое сочинение – описание по картине

Регулятивные: анализ своих возможностей.

Личностные: использовать приобретенные на уроке знания при составлении описания картины по коллективно составленному плану.

Индивидуальная.

9)Подведение итогов.

После проверки сочинений учитель выбирает лучшие и зачитывает вслух перед классом.