Статья Формирование самообразовательной компетенции на уроках английского языка

Дубинина С.В.,

преподаватель английского языка

Формирование самообразовательной компетенции на уроках

английского языка.

Выступление на научно-практической конференции

«Компетентностный подход и профессиональная культура учителя»

2011 год.

В педагогике под самообразованием понимается специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно-значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации [1].

   Успешное овладение иностранным языком, так же как и другими учебными предметами, возможно лишь при активной самостоятельной познавательной деятельности cтудентов. Согласно современным требованиям федерального компонента Государственного образовательного стандарта и учебной программы основной целью обучения иностранным языкам является формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции. Сформированность коммуникативной компетенции предоставляет студентам возможность активно участвовать в межкультурном общении. В современном обществе социальная и профессиональная деятельность требует от личности наличия следующих качеств: активность, мобильность, умение планировать свою деятельность самостоятельно по собственной инициативе, умение определять объективно качественный уровень результатов своей деятельности, умение организовать жизненную траекторию и собственные ресурсы на достижение социальных и профессиональных целей. Все эти качества находят отражение в интегральной качественной характеристике личности – компетентности, которая в настоящее время определяется как результат образования. Личность представляется как совокупность компетенций, выступающих как мера способности человека включаться в различные виды деятельности. [12].

Шалашова М.М. под компетентностью понимает интегральное качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, индивидуальных способностей. [11].

   В последнее время в методике преподавания иностранных языков большую значимость приобретает необходимость формирования у студентов «самообразовательной компетенции» [8]. Этот термин употребляется для обозначения способности личности поддерживать и повышать в процессе самообразования уровень владения иностранным языком.   Самообразовательная компетентность является одной из наиболее актуальных компетентностей, которые должны быть сформированы у учащихся, студентов в образовательном процессе школы, колледжа, вуза. По мнению Е.Н.Фоминой, самообразовательная компетентность – это качество личности, характеризующее ее способность к систематической, самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах. [10]. Самообразовательная компетентность формируется и развивается в процессе деятельности, направленной на выработку определенных сценариев поведения и только создание определенных условий – среды будет способствовать формированию и развитию самообразовательной компетентности.

самообразовательные компетенции

социально-правовая компетенция

          Взаимосвязь процессов самообразования и формирование ключевых компетенций можно представить следующим образом:

                   ценностно-смысловая компетенция – ценностная установка студента на развитие самообразовательной деятельности, осознание студентом необходимости дополнительных знаний и придание им личностного смысла; ориентация на саморазвитие и профессиональное совершенствование;

                   общекультурная компетенция – самообразовательная деятельность направлена на общекультурное развитие личности связанное с общим духовным ростом;

           учебно-познавательная компетенция — перевод обучения в  самообучение,  работа с самим собой – навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, владение эвристическими методами решения проблем;

        информационная компетенция — способность при помощи информационных технологий  самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и предавать необходимую информацию;

        аналитическая компетенция — навыки проектно-исследовательской деятельности, практические навыки;

        социально-правовая компетенция — способность самостоятельно решать проблемы социального плана, умения в области профессионального самоопределения. [1].

Необходимость формирования у студентов самообразовательной компетентности обусловлена современными требованиями образовательной системы к повышению эффективности самостоятельной работы студента, доля которой все время возрастает. Следовательно, возрастают и требования к организации учебного процесса, смещаются с контроля и самоконтроля на формирование подлинного интереса к учебному материалу, активной, инициативной позиции учащихся в обучении, развиваются исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения

Метод проектов, как один из методов интерактивной методики, соответствует всем эти требованиям. Проектное обучение соответствует современным требованиям подготовки специалиста. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных каждому. При малом количестве часов и довольно обширной программе он позволяет сделать преподавание интересным, наглядным, а изучаемый материал — запоминающимся надолго.

Строго говоря, учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых студентами самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) при организационной и консультативной поддержке данного процесса педагогом с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. [5]. Проекты ориентируются на интересы студента, ставят его в активную позицию — человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, получает продукт и его защищает.

Отличительная черта проектной деятельности самостоятельная исследовательская работа по определенной проблеме, т.е. поиск определенной информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участником (участниками проектной группы). Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт требует презентации, представленной достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения поставленной проблемы. [2].

Например, при изучении темы «Еда» студентам предлагалось разработать творческий проект по теме «Национальная кухня». Студенты делились на группы, и каждая группа выполняла определенное задание: находила материал по своей теме, оформляла его и представляла для защиты. Группам предлагались следующие задания: правила этикета за столом, сервировка стола, рецепты национальных блюд, история национальной кухни, меню для праздничного стола, используя блюда национальной кухни, пословицы и поговорки о еде. Интересно был проведен творческий проект по теме «Экстремальные виды спорта».

При изучении текста «A friend in need» by W.S.Maugham студентам был предложен ролево-игровой проект «Судебное разбирательство по делу Бёртона». Между студентами были распределены роли судьи, адвоката, прокурора, присяжных заседателей, секретаря судебного заседания, обвиняемого, представителя потерпевшего. Стороне обвинения нужно было доказать, что Бёртон был виновен в смерти его тёзки, стороне защиты – что это был несчастный случай. После тщательной подготовки, детального изучения текста был разыгран спектакль, где студенты показали уровень владения языком, творческие, артистические способности.

Исследовательский проект проводился по теме «Здоровье, где студентам необходимо было найти информацию о нетрадиционных методах лечения, о методах лечения в старину.

В результате совместной работы получался один общий проект. Впроцессе работы группы общались друг с другом, участвовали в коллективном обсуждении, уточняли детали, предлагали свои варианты. Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками группы, а при проектной работе она выходит за пределы, и студенты работают с большей долей самостоятельности.

С педагогической точки зрения, более целесообразными и плодотворными являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекаются практически все студенты. Но коллективные проекты требуют больших усилий не только от студентов, а также и от преподавателя.

Преимущества проектной работы известны уже давно и используются в западной методике. Отвечая на вопрос, для чего нужно использовать проекты при обучении иностранного языка, автор УМК «Hotline» Том Хитчинсон отмечает следующие положительные стороны этого вида работы:

повышение общей мотивации учащихся;

повышение значимости английского языка как средства общения;

образовательная и воспитательная ценность. [6].

Опыт реализации описанного подхода показывает его результативность в организации учебного процесса. Работа над проектами позволяет: расширить представления о проблемах и современном состоянии науки и практики; ориентироваться в информационном пространстве; развивать умения критически мыслить, планировать и контролировать свою деятельность, прогнозировать ее результаты, в том числе в новых неизвестных условиях; формирует опыт самостоятельной продуктивной деятельности и личной ответственности, умения работать в коллективе, т.е. способствует профессионально-личностному росту студента.

Таким образом, формирование самообразовательной компетентности может осуществляться непосредственно в самостоятельной работе студентов, адекватной указанным целям, которые также являются системообразующей основой для самообразовательной компетенции. [9].

Литература:

Баликаева М.Б. Развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода: Автореферат дис. канд.пед.наук — Омск, 2007 — 22 с.

Гшиатуллин, И. А. Самостоятельная работа по практическому курсу иностранного языка / И. А. Гшиатуллин // Иностранные языки в школе. — 1990. — № 1. — с 74-79

Зимняя И.А. Самостоятельная работа – условия эффективности. Иностранные языки в школе. № 4, 1988.

Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку. Иностранные языки в школе. № 3, 1991.

Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.

Ломакина О.Н. Этапы проектирования деятельности//Высшее образование в России. – 2003. – № 3. – 168 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Разинов, П. А. Проблема самообразования и самообучения иностранному языку в школе / П. А. Разинов// Иностранные языки в школе. — 1989. -№ 4. — С. 8-14.

Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». – 2004.– № 12. – 110 с.

Фомина Е.Н. Формирование самообразовательной компетентности средствами модульной технологии // СПО №12, 2006. — с.50-52.

Шалашова М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов // Педагогика, №7, 2008. – 54-59.

Шишов С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. -№ 2. — С. 58-62.