Статья Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку на уроке

ГОУ СОШ №79 Калининского района Санкт-Петербурга

Учитель английского языка Королева Наталья АнатольевнаСтатья

Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку на уроке

Неотъемлемой частью процесса обучения является формирование у учащихся «умения учиться» — это включает овладение совокупностью способов и приемов организации школьником своей деятельности, на основе которой формируются рефлексивная способность, умение осуществлять выбор, принимать решения.

Для меня, как учителя, задача научить ученика означает формирование познавательно-коммуникативных компетенций, становление и развитие личности.

Как я решаю эти задачи в своей практической деятельности на уроках английского языка?

Мой опыт базируется на обучении детей начального, среднего и старшего школьного возраста. В своей работе я учитываю как общие особенности того возрастного периода, к которому относятся мои учащиеся, так и конкретную специфику каждого из них. Прежде всего, я стараюсь создать на уроке атмосферу доверия и сотрудничества, когда учащиеся оказываются вовлечены в процесс обучения и активизировать работу на уроке, которая способствует более интенсивному общению на английском языке.

При развитии ключевых компетенций предпочтение отдаю тем формам организации учебной деятельности, которые ориентированы на самостоятельность учащихся, где может быть представлен «продукт» работы:- даю проблемные задания, развивающие мышление (игры «Ассоциации», “Bingo”, “Naughty Names”; головоломки, викторины);- прошу выразить собственное мнение, чувства, поделиться опытом;- стараюсь предлагать им приближенные к реальной жизни задания (имитирующие реальные ситуации), в ходе выполнения которых развиваются иноязычные речевые умения (аудирование, говорение, чтение, письмо);- поощряю совместную работу учащихся.

В зависимости от вида работы, которая проводится в данный момент на уроке я выступаю в различных ролях:- носителя информации (при объяснении материала, когда требуются пояснения к заданиям, при смене этапов урока, либо когда необходимо исправить ошибки),- наблюдателя (когда учащиеся работают самостоятельно в парах или группах),- консультанта (когда учащимся при самостоятельном выполнении задания требуется или совет, или определенные источники информации).

Для активизации работы на уроке в начальной школе я использую мимику и жесты наиболее распространенных вербальных инструкций, что является испытанным способом объяснения значений новых слов для начинающих и позволяет избежать постоянного перевода на русский язык. Например:

Значение

Слушай(те)!

Повторяем хором.

Работа парами.

Хватит!/ Внимание!

Неправильно.

Попытайся еще раз.

Жест учителя

Ладонь около уха

Рука обводит класс

Две руки ладонями к себе

Рука поднята ладонью вверх или хлопок

Помахать из стороны в сторону головой, рукой или пальцем

Утвердительный кивок или поощрительный жест «к себе»

Для того, чтобы учащиеся как можно больше говорили по-английски, я с самого начала обучения стремлюсь к тому, чтобы говорить на уроке только по-английски, обращаясь к учащимся использую простые и короткие английские фразы, даю по-английски простые команды и учу учащихся задавать простые вопросы по поводу значения слов, правописания или пунктуации (Listen and repeat. What do the letters p.m. mean in English? Now ask and answer). Использую одни и те же указания из урока в урок, чтобы учащиеся к ним привыкли. В начале учебного года отрабатываю несколько постоянно используемых простых команд: listen, all together, look, say…, say it again, now in pairs и т.п. и по возможности показываю, как выполнить команду или задание.

Но я стараюсь слишком много сама не говорить, потому что если учащимся не давать возможности как можно больше говорить на английском и не поощрять их к этому, то у них исчезает интерес к обучению, они могут потерять концентрацию внимания и в дальнейшем не могут запомнить или воспроизвести то, что они услышали. Я считаю, что работа парами или в группах дает оптимальное соотношение продолжительности речи учителя и учащихся. Например, в 3-м классе при изучении темы «Еда»/ «Привычки» я делю группу на пары и объясняю всей группе задание, в качестве партнера взяв сильного ученика.Учитель: Do you like Coke?Ученик: Yes, I do.Учитель: Do you like hamburgers?Ученик: No, I don’t.Затем прошу одну из пар повторить наши действия перед классом.1-й ученик: Do you like ice-cream?2-й ученик: Yes, I do.1-й ученик: Do you like coffee?2-й ученик: Yes, I do.3-й ученик: Do you like fish?4-й ученик: No, I don’t.3-й ученик: Do you like hamburgers?4-й ученик: Yes, I do.

Прошу других учащихся сказать то же самое своим партнерам. Подобным образом организую и работу в группах. После того, как учащиеся поняли, что от них требуется, они могут работать самостоятельно.

Во время выполнения задания хожу по классу, слежу за тем, что происходит, не вмешиваясь в работу после ее начала, а отмечая хорошую работу одних и записывая серьезные ошибки других. Стараюсь не останавливаться надолго, чтобы не мешать работе, т.е. выполняю роль наблюдателя, хотя могу и вмешаться, если увижу, что без моей помощи учащиеся не могут выполнить задание до конца, а также если дети попросят меня об этом. После окончания задания даю оценку работы. В первую очередь я считаю, что важно похвалить учащихся, если они справились с заданием. Это даст им стимул в следующий раз сделать задание еще лучше. Разбирая допущенные ошибки, я сначала даю возможность учащимся исправить их самостоятельно. Случается, что учащиеся допускают ошибки вследствие спешки или невнимательности.Учитель: Where did you go yesterday, Andrew?Андрей: I go to the cinema.Учитель: Go to the cinema?Андрей: No… I went to the cinema.

Если ученик не может самостоятельно исправить ошибку, я прошу других учащихся дать правильный ответ. Этот прием позволяет удерживать внимание учащихся и способствует их мотивации.

Если остальные не могут дать правильный ответ, то я еще раз объясняю материал, вызвавший затруднения. Такая обратная связь полезна и для учащихся и для меня. После того, как я ввела и закрепила правильную модель со всем классом, я еще раз обращаюсь к ученику, который изначально допустил ошибку, чтобы убедиться в том, что теперь все учащиеся понимают, в чем заключалась ошибка.

Учащиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи, которые возникают на уроке английского языка (поздороваться, попрощаться, поздравить с праздником, попросить объяснить правило, уточнить домашнее задание и т.д.). Поэтому необходимо постоянно стимулировать реальное общение в классе. Вот как выглядит диалог ученика и учителя, задачей которого является стимуляция реального общения:

-В 6-м классе при уточнении домашнего задания:Учитель: Your homework is ex. 5.Ученик: Повторите, пожалуйста. Учитель: Say, “Could you repeat that, please?”Ученик: Could you repeat that, please?Учитель: Of course? I could. At home you should do ex.5.

- В 7-м классе, в ситуации, когда надо подсказать учащимся новое словосочетание – “a news programme”,которое они уже встречали, но не могут вспомнить:Учитель: Last night I was watching TV I saw something very interesting. What do you think it was?1-й ученик: A film?Учитель: No, it wasn’t a film. It’s on every night.2-й ученик: Adverts?Учитель: No, not adverts! More interesting than that!3-й ученик: A programme…Учитель: Yes, a programme. What kind of programme?4-й ученик: News?Учитель: Yes, good! Put it together. What do we call in English? A n-…?5-й ученик: A news programme!Учитель: Very good, yes – a news programme.

В то время, когда пять учащихся пытаются догадаться, что это была за передача, остальные слушают, думают, вспоминают слова и готовят свой вариант, другими словами, они вовлечены в процесс обучения и должны использовать тот словарный запас, который у них есть.

В 6-м классе, изучая диалоги-расспросы по теме «Где находиться театр/больница/кафе/и др.», итоговый урок я провожу в виде заочной прогулки по центру Петербурга (используя компьютерную презентацию). Заранее прошу старшеклассников быть в роли «прохожих», которые расспрашивают о местонахождении какого-либо объекта в города. Роль прохожих могут выполнять и сами шестиклассники. Затем ученики выполняют самостоятельную работу с заданиями типа: написать о том как пройти от… до …; ответить на вопрос по содержанию нового материала; выполнить задания в трех ситуациях: по образцу, в измененной ситуации и в новой ситуации.

Вот еще несколько приемов активизации речи учащихся, которые я использую6- составить рассказ по картинке;- выбрать правильные утверждения, высказанные учащимися, и предложить исправить друг друга;- подсказать первую букву ключевого слова.

Преимущества этих приемов в том, что учащиеся активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал. А я, таким образом узнаю, какой объем материала учащиеся действительно усвоили и как они могут использовать его в речи.