Статья Культуроведческая образовательная среда как средство формирования интереса учащ

Культуроведческая образовательная среда как средство формирования интереса учащихся к изучению английского языка.

Однажды великий учёный А. Эйнштейн в шутку сказал: «Образование – это то, что остаётся у человека, после того, как он забудет всё, чему его учили».

Перефразируя Эйнштейна, можно сказать, что если у ученика останется интерес к языку после того, как он забудет всё, чему его учили, то значит, он не зря учился в школе.

В целях формирования интереса к английскому языку я использую разные формы работы, в основу которых положен принцип диалога культур.

Роль диалога культур в современном образовании.

«Любое обучение есть передача культуры» (Лернер). Конец XX века и начало XXI века – это период глобальных инноваций во всех областях культуры. В период высоких технологий и стремительном развитии Интернета термин “глобализация” прочно вошел в наш словарь. Становится очевидным, что в наш век изучение иностранного языка как средства межкультурного общения в условиях диалога культур становится важной задачей. В современных условиях постоянного расширения международных контактов одного умения правильно говорить и писать на иностранном языке уже недостаточно. Необходимо грамотное использование норм поведения – как речевого, так и неречевого, которое должно быть основано на знании особенностей культуры страны изучаемого языка.

На принципе диалога культур строятся все современные учебники. Причём неважно, для какого класса они предназначены: знакомство и иноязычной культурой начинается уже с самого начала изучения иностранного языка.

В 5-9 классах я работаю по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для общеобразовательных учреждений. В 10 и 11 классе – по УМК Кузовлева В.П. УМК Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В. отвечают современным образовательным стандартам. Принцип диалога культур реализован в них достаточно полно. Начиная работать по данному УМК с 5 класса, учащиеся знакомятся с особенностями жизни людей в Великобритании, США, Австралии и других англоговорящих странах, их поведением, манерами, праздниками, традициями и обычаями.

УМК Кузовлева В.П. не менее культурологически насыщен. Там можно почерпнуть интересную информацию о географическом положении и политическом устройстве стран изучаемого языка. Несомненный интерес у учащихся вызывают слова “outback”, “prairie”, “canyon” и другие, интересные факты (разница во временах года в Австралии и Европе), неофициальные названия и символы американских штатов. При знакомстве с политическим устройством Великобритании и США учащиеся выстраивают параллель с политической системой России. Также можно познакомиться с социальной стороной жизни людей при изучении темы «Социальное обеспечение в Великобритании и США», сравнить жизнь разных категорий людей в этих странах и России.

Типы проводимых работ.

Я практикую проведение следующих видов работ:

доклад;

проектная работа;

презентация;

составление сравнительных таблиц;

реферат;

географическая (культурологическая) викторина;

виртуальная экскурсия.

Таким образом, на старшей ступени в обучение включены самые разнообразные сведения о тех сферах жизни англоязычных стран, которые не освещались или освещались в недостаточной степени в предыдущих классах:

государственное устройство стран;

сфера социального обеспечения;

географическое положение и его влияние на образ жизни и формирование некоторых черт национального характера;

положение и права молодежи в современном мире.

Диалог культур приобщает учащихся к культуре страны изучаемого языка. Параллельно происходит лучшее осознание культуры своей собственной страны. На уроках я предлагаю учащимся представить себя в той или иной моделированной ситуации, отвечающей тематике диалога культур.

Например:

Imagine you are a member of Greenpeace (or any ecological organization). Tell your foreign colleagues about the ecological situation in your country.

Nowadays many youngsters face such a problem that is called “generation gap”. Tell your foreign friend how you understand it and ask if he/she has any problems with parents and how teenagers who live in the USA (or the UK) try to cope with their problems.

You are staying at the International Language Camp. Your friend from America wants to know about current interests of young people from Russia. Answer his questions and find out about interests and preferences of American youth.

Хочется отметить, что подобные типовые задания не только расширяют культурологический кругозор учащихся, но и являются одним из способов подготовки к выпускным экзаменам по английскому языку, в том числе в формате ЕГЭ. Темы данных заданий должны быть близки и интересны учащимся.

Очень популярны у учащихся уроки-презентации. Они предлагают учителю практически безграничные возможности познакомить учащихся с иноязычной культурой.

Примеры уроков-презентаций.

Заочная экскурсия в Британский музей. Сравнение с Эрмитажем.

Знакомство с понятием «Английский сад». Флора Англии и России.

Знакомство с искусством выдающихся английских художников (У. Тернером, Т. Гейнсборо, Дж. Доу и др.). Беседа о русских художниках, чьи картины представлены в Русском музее. Работа с репродукциями. Например: tell about… . Describe… . Did you like the picture or not? Why? What can you say about…?

В результате необходимо отметить, что реализация принципа диалога культур способствует формированию у школьников следующих необходимых для межкультурного общения качеств:

толерантность;

стремление к коммуникации с представителями иной культуры;

социокультурный такт;

интерес к странам изучаемого языка.

Домашнее чтение в контексте диалога культур.

Данный вид учебной деятельности также способствует повышению интереса к английскому языку. Основная проблема, с которой здесь сталкивается учитель – малое количество интересных текстов в современных учебниках и книгах для чтения (особенно следует отметить УМК Кузовлева В.П.). Поэтому при подготовке к урокам я использую дополнительную литературу.

Например:

«Читай и говори» — сборник рассказов для обучения устной речи (автор-составитель Чичерова Л.Г.). К каждому рассказу прилагается: подробный словарь с транскрипцией и переводом слов, различные упражнения (в основном на закрепление лексического материала, встречающегося в рассказах). Рассказы снабжены грамматическим комментарием и соответствующими упражнениями.

«Страницы Британской истории» — книга для чтения по английскому языку в 7-11 классах общеобразовательной школы (авторы Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.). В данной книге история Британии представлена последовательно в интересной и доступной форме, начиная с доисторических времен и заканчивая эпохой Тюдоров. Ребята узнают о том, как римляне завоевали Англию, о подвиге королевы Бодисии, о том, почему Вильям Уоллес считается народным героем Шотландии, она также узнают, кто послужил прототипом принца, когда М. Твен написал книгу «Принц и нищий», и о многом другом. Каждый рассказ сопровождается заданиями различного характера: ответы на вопросы, пересказ с опорой на картинки, перевод на английский язык краткого фрагмента текста, инсценировка понравившегося рассказа. По мере изучения материала трудность текстов возрастает.

«Глубоки корни…: Очерки по краткой истории Британии»/ “Deep are the Roots…” (под ред. Гурьевой Ю.Ф.). Данная книга знакомит учащихся с жизнью современного британского общества, государственности, английской нации и других народов, населяющих Британские острова. В каждом разделе выделены ключевые слова и термины, предложены вопросы для проверки понимания и усвоения материала по каждому историческому периоду.

«Санкт-Петербург / St. Petersburg. Учебное пособие. 10-11 классы» (под ред. И.В. Ларионовой и др.). Пособие способствует развитию общеучебных умений, формирует информационную компетенцию, воспитывает чувство патриотизма и гордости за родной город. Тексты и упражнения знакомят учащихся с географией и историей Санкт-Петербурга, учат рассказывать о достопримечательностях родного города на английском языке.

Дистанционное образование и диалог культур.

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация обучения в школе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с сохранным интеллектом предусматривает развитие личности учащихся с учётом индивидуальных способностей их умственного и физического развития.

Дистанционное обучение — это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий, позволяющих реализовать обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучаемым. Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.

Образовательная среда организуется непосредственно на дому у ребёнка. Каждому ученику на время обучения предоставляется учебное оборудование (компьютер, принтер, сканер, планшет, веб-камера), высокоскоростной доступ во Всемирную Сеть. У учащихся появляется возможность участия в творческих, практико-ориентированных и исследовательских проектах, а также живое общение со своими учителями, одноклассниками и друзьями.

Особенностью данного вида обучения является строго индивидуальный подход к каждому учащемуся. С одной стороны, это несомненный плюс в работе учителя, так как ему предоставляется неограниченная возможность подбора учебного материала при подготовке к уроку в соответствии с уровнем знаний того или иного учащегося. С другой стороны, учитель должен очень внимательно выбирать учебный материал, исходя из специфики дистанционного обучения, особенно обучения детей-инвалидов с различного рода заболеваниями.

Диалог культур, обмен полезной информацией может состояться на английском языке лишь в том случае, если его участники умеют воспринимать и понимать иноязычные тексты на слух и для чтения, умеют излагать свои мысли в монологической и диалогической форме, а также выражать их на письме.

Я провожу онлайн-уроки с учащимися 7,8 и 11 класса. В 7 и 8 классах я работаю по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для общеобразовательных учреждений. В 11 классе – по УМК Кузовлева В.П.

Темы уроков разнообразны. Так, например, в 7 классе мы изучаем следующие темы:

«Путешествие по России».

«Путешествие по зарубежным странам».

«Добро пожаловать в Британию».

«Моя биография».

«Традиции, праздники и фестивали Великобритании».

«Традиции, праздники и фестивали России».

«Какой прекрасный мир!»

«Внешность. Манеры и поведение».

«В школе и дома».

На дистанционных уроках я даю задания разноуровневого характера.

Например, при изучении темы «Добро пожаловать в Британию», характер заданий можно варьировать следующим образом:

Работа с текстами с разной степенью лексической и грамматической насыщенности.

Мини-диалоги и более развёрнутые диалоги.

Аудирование с различной стратегией (от вставки пропущенных слов до ответов на вопросы и выбора вариантов ответа).

Задания творческого характера (от написания открытки другу в Великобритании или личного письма до проектной деятельности и написания эссе).

Пример задания на написание личного письма:

You got a letter from your English pen-friend Robin who writes:

… At school we are doing projects about people’s traditions in different countries of the world. Tell me about the traditions that Russian people have.

Write a letter to Robin. Tell him about the traditions of the people in Russia. Remember the rules of the letter writing.

Следует отметить, что задание данного характера представляет собой упрощённую модель стандартного задания, предлагаемого при сдаче ГИА и ЕГЭ по английскому языку. Так как целью учителя является подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена по английскому языку в формате ГИА и ЕГЭ, данное задание несёт несомненную пользу. Учащиеся привыкают к подобным заданиям и отрабатывают навыки написания письма личного характера.

Проектная деятельность также варьируется по степени сложности.

Например, детям-инвалидам со слабым багажом знаний или в силу характера их заболевания можно предложить следующие виды проектов:

Начальный уровень (изучение темы «Моя биография»).

Fill in the missing information.

MY FAMILY.

(A PLACE FOR PHOTO)

My name is ______________________________________________ .

My address is _____________________________________________ .

My father _________________________________________________.

My mother ________________________________________________.

Grandparents______________________________________________.

Brother(s)/sister(s)__________________________________________.

Hobbies _________________________________________________.

________________________________________________________ .

Продвинутый уровень (изучение темы «Путешествие по зарубежным странам»).

Prepare for your project. Choose between the UK, the USA or another English speaking country. Concentrate on subject that interests you: its people and traditions, its geography and climate, its cities or achievements. Illustrate your presentation with pictures.

Пример задания на написание эссе:

Write an essay of 100-150 words.

Start your essay with the words: “Although every culture is different? There are universal values”. Give reasons for and against this position.

Задания, приведённые выше, также имеют непосредственную связь с экзаменом в формате ГИА и ЕГЭ и являются эффективным способом подготовки к нему.

В 8 классе изучаются следующие темы:

«США».

«Английский – глобальный язык».

«Природа. Растительный и животный мир России и стран изучаемого языка».

«Экология».

«Здоровый образ жизни».

«Как я провожу свободное время».

В 11 классе:

«Система социального обеспечения в США и Великобритании».

«Система социального обеспечения в России».

«Кино».

«Театр».

«Современные изобретения».

В 8 и 11 классах также происходит варьирование заданий, предлагаемых на уроке.

В заключение хочу отметить, что организация диалога культур на уроке является одновременно и условием успешного овладения английским языком и ознакомлением с культурой страны изучаемого языка.

Диалог культур предоставляет учащимся больше возможностей для расширения их кругозора, поддерживает интерес к английскому языку, а, следовательно, и мотивацию. Все это вместе способствует решению целого ряда задач: коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих, обеспечивая повышение эффективности обучения.