Статья Личностно-ориентированный подход на уроках иностранного языка

Личностно-ориентированный подход.

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Под личностно-ориентированным подходом принято понимать: обучение и воспитание направленное на развитие личности (в узком смысле), и в широком понимании: Процесс обучения и воспитания позволяющий посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развитие его индивидуальности.

Какая же цель данного подхода?

Заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самовоспитания, необходимые для становления самобытной личности.

Личностно-ориентированный подход строится на следующих принципах:

самоактуализация;

индивидуальность;

субъективность;

выбор;

творчество и успех.

На основе личностно-ориентированного подхода можно выделить ряд педагогических технологий, которыми учитель должен владеть при проведении урока.

Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся (в группах, парах) с целью совместного решения коммуникативных задач;

Проблемно-поисковая технология предполагает создание в учебном процессе таких речевых ситуаций, в которых учащемуся необходимо решать проблемно-поисковые задачи с целью освоения и использования изучаемого языка, создание собственных произведений проблемного, творческого характера, что позволяет максимально реализовать личностный потенциал учащегося;

Игровая технология включает такие методические приёмы, которые используют элементы игры или полностью организуют учебный процесс в форме языковых, ролевых игр, драматизаций, разыгрывание ролевых ситуаций, тем самым повышает мотивацию у учащихся;

Сценарно-контекстная технология основана на принципах делового общения (например, интервью, дискуссия, школьные деловые ситуации). При этом ученик поставлен в условиях самостоятельного принятия решения и использование языка как средства решения деловой ситуации;

Проектная технология основана на совместном выполнении учащимися проектных заданий различного характера, связанных с изучением языка, культуры и функциональным использованием изучаемого языка;

Рефлексивное обучение и воспитание обеспечивает целенаправленное формирование учебной компетенции в данной области.

Говоря о личностно-ориентированном подходе, уместно этот термин сочетать со словом технология. Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания объединяет начала других технологий. Можно представить в образе руки или ствола дерева, где пальцы или ветви дерева – это конкретные технологии, составляющие с рукой (стволом дерева) единое целое и выполняющие замыслы целого. Объединение структурировано: Технологии расположены в определённой последовательности, дополняя и усиливая друг друга. (вставить картинку)

В чём же сущность технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания (таблица): Она обобщает теоретический подход к понятию личностно – ориентированное обучение и воспитание. Остановимся на некоторых понятия, которые содержит данная таблица.

Обеспечение развивающей направленности педагогического процесса – создание условий для реализации главной цели – развитие человека- через обучение и воспитание.

Принцип научности- технология опирается на научные, достоверные факты, современные достижение в области развития человека.

Принцип интеграции – комплексный подход к развитию человека (синтез философских, психологических, педагогических знаний).

Принцип креативности – творческий подход педагога к развитию учащихся.

Концептуальное осмысление обучения и воспитания – осознанный и системный подход учителя к развитию учащихся через разработку концепции преподавания предмета.

Отбор и применение специальных технологий и методик, реализующих развитие личностных качеств на уроке процесс использование педагогом определённых «механизмов» превращение ЗУНов в средство развития.

Разработка специального конспекта урока эффективный способ отслеживания развития личностных качеств учащихся от начала урока и до его завершения.

Мониторинг процесса развития – измерение вклада педагога в развитие учащихся.

Диагностика и мониторинг результатов развития использование психологических измерений результатов развития, знания предмета, предметные и надпредметные умения.

Понимание ценности развития человека – обучение и воспитание являются способами развития человека.

Построение педагогического процесса на развивающей основе –продуманная деятельность учителя по развитию учащихся на каждом уроке.

Готовясь, к семинару мы изучили и провели анализ литературы по данной теме, который позволил нам выделить основные отличительные черты личностно-ориентированного урока от традиционного.

Личностно-ориентированный урок:

Опора на субъектный опыт; (раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым)

Знание психофизиологических особенностей; (избирательность в работе с учебным материалом)

Роль равноправных партнеров; (учитель координатор, организатор самостоятельной работы класса)

Исходя от особенностей личностно-ориентированного урока, теоретических основ и тех проблем, с которыми мы сталкиваемся на уроках английского языка, мы попытались создать рекомендации к проведению личностно-ориентированного урока, которые позволят осознать наши ошибки и найти пути разрешения проблем.

Рекомендации к проведению урока:

Использование разнообразных форм и методов организации работы учащихся; (Давайте зададим себе вопрос, какие формы работы мы используем на уроках английского языка? Конечно, мы перечислим фронтальная, парная, групповая. А затем увидим, что на практике мы чаще используем фронтальную форму работы, реже парную и групповую. А наша задача состоит в том, чтобы мы максимально использовали разнообразные формы работы, начиная от интерактивных и заканчивая самостоятельной. Проблема в том, что на уроках страдает групповая работа, взаимодействие ученик-ученик –ученики, самостоятельное общение на языке в группах, поэтому готовясь к уроку очень важно продумать, каких формы работы вы будете использовать, на каких этапах урока и почему).

Создание атмосферы заинтересованности в работе класса; ( Ещё один очень важный аспект. Проблема – умение удерживать мотивацию в течение всего урока. В начале урока мы ставим цель, навязываем её ученику, а наша задача научиться согласовывать цель, так чтобы ученик её принял, заинтересовался. Набор заданий, который выбрал учитель, а если они ещё только репродуктивного характера, то опять возникает проблема, как удержать внимание учеников. Прежде всего, мы считаем, что учитель должен хорошо знать класс, в котором он работает, уметь дать характеристику каждому ученику).

Дифференцированный подход. На уроках английского языка мы работаем в малых группах, в отличие от других предметов и учитель, как правило, имеет богатый дидактический материал. Проблема как рационально использовать данный материал. Он должен быть, прежде всего дифференцированным и ориентированным на всех детей класса, учитывать разную степень обученности. Это значит, учитель должен знать психофизиологические особенности ученика, например: тип восприятия аудиал, визуал, кинестетик; тип мышления, темперамент и т.д. Применения заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала; (словесную, графическую, условно-символическую). Установление объема заданий для каждого ученика;

Стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке; (Типы заданий. Если мы посмотрим, что нам предлагают наши УМК, то мы с трудом можем найти разнообразные способы выполнения заданий, конечно в иностранных пособиях выбор побогаче, но и тоне всегда. Поэтому , готовясь к уроку учитель подбирает разные типы заданий из разных источников).

Создание педагогической ситуации общения; Проблема – доминирование учителя на уроке. Соотношение речи учителя и учащихся на уроке. Необходимо создавать разнообразные ситуации , в которых ученик мог бы себя проявить, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Например, применяя технологию сотрудничества, даже слабый ученик будет принимать активное участие в общении со сверстниками, зная, что он получит от них поддержку.

Рефлексия в конце урока; ( На открытых уроках ещё есть ряд таких вопросов: что узнали, что прошли, если говорить о рабочем уроке, как часто вы задаете эти вопросы? Зачем вообще нужна рефлексия? Она необходима, чтобы шло развитие. Если постоянно проводить рефлексию, то ученики самостоятельно научатся ставить цель урока, увидят, что нового они узнали, как меняется их представление об этом предмете, давать самооценку, творчески проявлять себя на уроках. Существуют разнообразные формы рефлексии, которые можно применять на уроках. ( например: синквеин.) При опросе на уроке анализировать не только правильность или неправильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность; ( Оценивание, один из важнейших аспектов, особенно для ученика, который ждёт оценку в конце урока.)

При задании на дом необходимо называть не только содержание и объем, но и давать рекомендации по организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания. (Проблема – домашнее задание. Домашнее задание должно быть также вариативным).

Критерии анализа урока:

Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу;

Сообщение ученикам темы урока, цели, форм организации их деятельности;

Гибкая организация деятельности школьников в зависимости от этапа урока; (сообщение материала, выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учётом их индивидуальных особенностей)

Стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий;

Использование разнообразного дидактического материала;

Активация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;

Анализ ответа ученика не только с позиции правильности, но и с учётом того, как рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения;

Преобладающая форма общения (диалог, полилог);

Предпочитаемые учителем формы работы с классом. (проверка домашнего задания, изложение знаний. Самостоятельная работа, коллективное решение творческих задач, взаимопроверка, анализ разных способов решения и т.п.)