Семинар.Экономика

Дискреционной фискальной политикой государства называется механизм регулирования налогами и бюджетными расходами в целях достижения динамичного рыночного равновесия и максимизации производства доходов общества для повышения жизненного уровня населения.Дискреционная фискальная политика в большинстве развитых стран признана объективно необходимой и закреплена законодательно. Так, в США в 1978 г. был принят закон о полной занятости и сбалансированном росте экономики, известный как закон Хемфри-Хоукинса(№2,с. 542). Он требует от правительства выработки целей экономики на каждые пять лет и формулирования плановой программы их достижения. Еще ранее, начиная с 60-х годов, аналогичные программы планового развития экономики разрабатывались и реализовывались во Франции, Англии, Германии и других странах Европы. Хотя на разных этапах значение дискреционной фискальной политики и плановых государственных программ менялось, тем не менее они постоянно используются для регулирования рыночной экономики. Характер этих программ различается в зависимости от того. находится ли экономика страны в фазе спада и депрессии или оживления и подъема.Вначале возьмем государственные расходы как некую автономную, независимую величину G, воздействующую на рыночное равновесие. Графически это показано на базе в кейнсианской модели «расходы-доходы» на рис. 33-1.Как видим, государственные затраты, увеличивая общую величину рыночных расходов с АЕ2 до AE3 сдвигают точку равновесия вправо из e2 в точку e3 лежащую на вертикальной линии N. Как и при частных инвестициях, государственные расходы воздействуют на рыночное равновесие, перемещая его вправо и увеличивая производство дохода в обществе с учетом воздействия мультипликативного эффекта, то есть .Но при этом государственные расходы имеют своим источником средства, формируемые в бюджете за счет взимания налогов с домашних хозяйств и предпринимателей. В этом случае налоги уменьшают размеры потребления населения, сокращая его рыночные расходы и совокупный доход общества. Правда, часть отчисленных в государственный бюджет налогов Tx, снова возвращается населению в виде так называемых трансфертных платежей Tr. Следовательно, потребление с учетом выплаты трансфертных платежей будет сокращаться лишь на величину чистых налогов Tn, определяемых разностью Tn = Тx Тr. В странах с развитой рыночной экономикой существует множество налогов. Нередко их количество превышает несколько десятков. Есть аккордные, взимаемые с имущества домашних хозяйств независимо от их доходов, налоги на добавленную предприятиями стоимость (НДС), взимаемые от продаж, или косвенные и т.д. Но большая их часть взимается с личных доходов граждан по прогрессивно возрастающим ставкам пропорционально росту доходов.

Автоматическая

Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для неё автоматически снизились.

 Встроенный (автоматический) стабилизатор  это экономический механизм , позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в экономически развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства парламента.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (профицит) государственного бюджета возникает в результате автоматического сокращения (увеличения) налоговых поступлений и увеличения (сокращения) государственных трансфертов в условиях спада (роста) ВНП.

Это прямо следует из функций налоговых поступлений и государственных расходов, имеющих вид: Т = Т а + t х Y , где

Та  автономные налоги, не зависящие от величины текущего дохода Y (например, налоги на имущество, наследство и т.д.); t — предельная налоговая ставка.

а  автономные государственные расходы, не зависящие от величины текущего дохода Y (например, стипендии, пособия на рождение ребенка и т.п.);

y- коэффициент, связывающий величину трансфертов с уровнем доходов населения.

Правильно продуманные система налогообложения и система адресной социальной помощи, в соответствии с которой государственные трансферты растут при уменьшении доходов граждан (например, если доходы на одного члена семьи опускаются ниже величины прожиточного минимума) позволяют создать эффективный механизм встроенных стабилизаторов экономики, действие которых показано на рис. 14.4.

В фазе циклического подъема Y2>Yo, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате накапливается профицит бюджета, который замораживается. Последнее связано с тем, что рост бюджетного профицита происходит на подъеме экономики, который нередко сопровождается усилением инфляционного напряжения. В этих условиях любые выплаты населению (в виде погашения облигаций, увеличения пособий малообеспеченным семьям и т.д.) будут способствовать дальнейшему увеличению совокупных расходов и нарастанию инфляции. Напротив, замораживание бюджетного профицита ограничивает избыточное давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум в экономике.

Величины циклических дефицитов и излишков определяются степенью крутизны графиков налоговой и бюджетной функций. Угол

В фазе циклического спада Y1 и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге возникает бюджетный дефицит, посредством которого стимулируется совокупный спрос, вызывающий активизацию экономической активности с последующим ростом ВНП.

наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t , а угол наклона функции государственных расходов G — величиной у, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.

Степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок. В то же время, увеличение налогов вызывает, как известно, снижение совокупного предложения товаров и услуг. В этой связи правительство постоянно стоит перед выбором конкретной модели фискальной политики, которая должна преследовать как текущие цели выхода из экономического спада, так и более долгосрочные цели роста инвестиционной активности в стране.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов. При полной занятости ресурсов тоже могут возникать бюджетные дефициты (профициты), которые называются структурными. Таким образом, структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — это разность между его доходами и расходами в условиях полной занятости экономических ресурсов. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.