Сочетание различных видов деятельности на занятиях хора и сольфеджио с детьми 6-7 лет

План-конспект открытого занятия «Сочетание различных видов деятельности на занятиях хора и сольфеджио с детьми 6-7 лет»

Оборудование и материалы:

Для педагога: Фортепиано

Нотный материал

Для детей: Столбица, указка, нотный стан, магнитный ключ и ноты (большие)

Музыкальные инструменты – ложки, бубны, бубенчики, глекеншпили

(сопрано и альт)

Ширма

Пособия «Магнитные нотки» — доски с нотками и ритмическими карточками

Пособия «Пальчиковые нотки» — пальчиковые куклы с изображением нот

Форма: Итоговое полугодовое занятие.

Цель: Показать успешное овладение детьми различными видами музыкальной деятельности, которые в комплексе способствуют развитию как общих музыкально-исполнительских способностей, так и вокально-хоровых навыков в частности.

Задачи:

Обучающие:

Изучение музыкальной грамоты (ноты, длительности и их сочетания);

Формирование и развитие ступеневых представлений в системе относительной сольмизации;

Изучение предмета с помощью разнообразного дидактического материала;

Развивающие:

Формирование правильных певческих навыков;

Развитие чувства ритма;

Развитие музыкального звуковысотного и тембрового слуха;

Развитие эмоциональной сферы детей;

Воспитывающие:

Создание творческой атмосферы на занятии – атмосферы открытости и доверия;

Развитие коммуникативных навыков;

Активное взаимодействие учащихся друг с другом;

Обеспечение мотивации к дальнейшим занятиям;

Воспитание интереса к музыкально-ритмической театрализованной деятельности;

Ход занятия:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ТЕМЫ УРОКА.

Педагог: Здравствуйте, дети. Садитесь на свои места, пожалуйста.

Дети занимают места на лавочках, как обычно на занятии.

Педагог: Сегодня мы покажем родителям, чему мы научились за прошедшие полгода. Покажем все виды работы, какие мы делаем на наших занятиях.

Давайте подготовим наш рот и язычок к работе.

Артикуляционная разминка – традиционно ее проводят сами дети.

Теперь нам нужно разогреть наш голос.

Распевание «Жуки-комарики».

II. ДЕМОНСТРАЦИЯ БЛОКА 1 – ПРОРАБОТКА СТУПЕНЯМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИТОГОВЫЙ ПОКАЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С СОЛИСТАМИ И ОРКЕСТРОВКОЙ.

Педагог: Я буду сейчас показывать ступени на столбице, концертмейстер будет играть эту же мелодию, а вы должны вспомнить, что это за песенка и начать показывать ручными знаками ступеньки, как я.

Затем показывает последовательность ступеней на столбице, концертмейстер играет мелодию на инструменте.

Дети вспоминают: Это украинская колядка «Ой, ти, коляда».

Педагог объясняет, для чего поем ступенями – для активизации муз. памяти. Один из важнейших видов работы над произведениями именно пропевание ступенями.

Педагог: Давайте вспомним нашу украинскую колядку, какие инструменты помогают нам украсить музыку в проигрыше?

Дети: Ложки и бубны.

Педагог: Какой ритм исполняют наши инструменты?

Дети вспоминают — закрепляется недавно изученная ритмоформула – ти-та. Выкладывают на доске ритм ложек и бубнов.

Далее украинская колядка «Ой, ти, коляда» исполняется в концертном варианте с солистами и оркестровкой.

III. БЛОК 2 – РАБОТА СО СТОЛБИЦЕЙ (УСТОИ-НЕУСТОИ), МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА. РАБОТА С ПОСОБИЯМИ «МАГНИТНЫЕ НОТКИ», «ПАЛЬЧИКОВЫЕ НОТКИ»

Педагог: Дети, кто мне скажет, что это такое? (показывает на столбицу).

Дети называют: Столбица, или музыкальное королевство.

Педагог: Мы видим на столбице красные ступеньки и синие, кто вспомнит, что это значит?

Дети: Красные – устойчивые (I-король, III-королева, V-принцесса), синие – неустойчивые (слуги II, IV, VI, VII).

Педагог: Какая у нас есть песенка про разные ступени?

Дети: Песенка «Про бабушку».

Педагог: Как двигается мелодия в этой песенке?

Дети вспоминают (с помощью наводящих вопросов педагога), что мелодия первой фразы двигается только по устойчивым ступеням, а мелодия второй – по неустойчивым.

Далее поем песню ступенями по подгруппам 1гр.- 1 фразу на устоях, 2 гр. – ответ на неустоях. Затем дети показывают мелодию ступенями на столбице, в то время как остальные поют песенку со словами.

Педагог: Давайте вспомним жителей нашего музыкального королевства, какие нотки там живут?

Дети вспоминают, что ноты живут на нотном стане, и у каждого из ребят есть собственный нотный стан – рука (5 пальчиков = 5 линеек нотного стана).

Дети проговаривают хором нотную считалочку, показывая каждую нотку на руке:

«Ми- соль-си» — на линеечках сидят,

«Фа-ля-до» — те в окошечки глядят,

Под скамейкой во дворе притаилась нотка «Ре»,

«До» сидела на скамейке на добавочной линейке.

Далее дети выкладывают загаданные педагогом ноты на магнитной доске.

Педагог: Давайте вспомним про музыкальный ключ. Что он показывает?

Дети объясняют, что воротики музыкального ключа указывают на ту нотку, которая является первой ступенью в песне.

Вспомнили про муз.ключ – угадываем ступени-ноты (ищем от первой ступени вторую).

Когда ключ остановится на «ми»:

Педагог: Вспоминаем нашу попевку «Божья коровка», она в ключе «ми».

Пропеваем песенку ступенями, выясняем, какие ступени в песне (V и III), какие будут нотки, если мы в ключе «ми», выкладываем на доске, поем «Божью коровку» нотами.

Далее песенка исполняется на глекеншпилях. Затем попевается двухголосным каноном с движениями в хороводах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Игра «Вот гуляем мы с дружком».

Дети делятся на пары, исполняют песню с движениями.

IV. БЛОК 3 – ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА НАД ЧЕШСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ «СОЧЕЛЬНИК НАСТУПИЛ» (ПРОИЗВЕДЕНИЕ ГОТОВИТСЯ К ПОКАЗУ НА КОНКУРСЕ). РАБОТА НАД ОРКЕСТРОМ.

Педагог рассказывает о проведенной работе над произведением, объясняет, какими инструментами украшено произведение. Затем песня исполняется хором и солистами в концертном варианте.

Оркестр «Заиграл оркестр наш».

Дети по усмотрению педагога делятся на 3 группы: ложки, бубны, бубенчики.

Каждая группа инструментов исполняет свой ритм (предварительно ритм исполняется хлопками, выкладывается карточками на доске).

В 1 куплете – ложки, во 2-м – бубны, в 3-м — бубенчики, в 4-м куплете – все инструменты.

V. БЛОК 4 — МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ «ЕДЕТ, ЕДЕТ».

Музыкальная театрализация «Едет, едет».

Исполняется всеми детьми и солистом – театрализованная сценка из деревенской жизни. Девочки (две группы) поют с подражательными движениями фразы песни по очереди. Мальчик-солист исполняет сольную роль.

VI. БЛОК 5 – ЖЕСТОВЫЕ И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

Исполняется пальчиковая игра «Перчатка», жестовая игра «Я хочу построить дом».

VII. ИТОГ УРОКА.

Педагог: Дети, вы были большие молодцы! Мне очень приятно, что вы так хорошо работали сегодня на нашем занятии!