Сочинение — описание по картине ААПластова Первый снег_8809

Атясевская ООШ.

План – конспект по русскому языку.

Сочинение — описание
по картине

А. А. Пластова

«Первый снег»

Составила учительница начальных классов:

Мирзаянова Рамиля Мехаматнуровна.

Тема. Сочинение – описание по картине А.А.Пластова “Первый

снег” (Развитие речи)

Урок- презентация.

Цель: развивать умение составлять рассказ по картине под руководством учителя, развитие умения последовательно строить своё высказывание, выделять части текста и устанавливать между ними связь; развивать речь, мышление, память учащихся;

воспитать любовь, интерес, восхищение к зимней природе.

Оборудование:портрет А.А.Пластова, его картины “Фашист пролетел”, “Летом”, ”Первый снег”, компьютер, магнитафон, касета А.Вивальди “Времена года” (Зима), карточки с опорными словами.

Цитата. “Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно,- утверждал А.А.Пластов. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия – на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись”.

Ход урока.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Постановка учебной задачи.

Отгадайте загадку.

Хоть сама

И снег и лёд,

А уходит –

Слёзы льёт. (зима)

- Значит, о чём мы будем беседовать на уроке ? (о зиме)

III. Решение учебной задачи.

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» (Зима)

Вопросы.

- Послушав эту музыку, что вы представили?

- Перечислите приметы зимы.

3. Ребята, сегодня на уроке мы напишем сочинение – описание по картине А.А.Пластова «Первый снег»

Эпиграф: Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима! (П.Вяземский)

4. Вступительное слово учителя.

Аркадий Александрович Пластов родился 1893 году. А.А.Пластов — сын крестьянина-иконописца. Любовь к рисованию проявилось с самого детства. А когда мальчику исполнилось 15лет, он дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более».

В 1917 году он закончил скульптурное отделение Московского училища живописи.

В1932 году пожар уничтожил вместе с домом всю его творческую лабораторию, все заготовки к картинам.

Он создал множество ярких картин, написанных в бытовом жанре. Сюжеты для них он брал из деревенской жизни.

Выдающимися признаны работы А.А.Пластова, созданные им во время Великой Отечественной войны: «Жатва», «Сенокос», «Фашист пролетел» и др.

Деревне Пластов посвятил и своё послевоенное творчество. В этот период появились его известные картины: «Весна», «Летом», «Первый снег», «Ужин тракториста» и др. Лирическое звучание его картинам придаёт изображение детей. Однажды Пластов заметил: «Я во все картины правдами и неправдами ребятишек вписываю».

Знакомство с содержанием картины.

А) Рассматривание картины.

Б) Беседа по вопросам.

Вопросы.

Художник А.А.Пластов на картине «Первый снег» что изобразил?

2) Кто встречает приход зимы?

3)Кто из них выбежал раньше, кто позже? Почему?

4) Радуются ли дети первому снегу?

5) Что нарисовал художник около дома?

6) Чем она покрылась?

7) Первый снег какой?

8) Как падают снежинки?

9) Какие тона или цвета использовал художник?

10) Ваше отношение к картине?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

6. Составление плана.

План.

Первый день зимы.

2. Радость детей.

3. Цвет и настроение картины.

4. Моё отношение к картине

7. Пересказ по плану. Опорные слова на экране.

(Для пересказа, учитель раздает карточки, в которых написаны опорные слова)

Материал к сочинению.

Снег: белый, пушистый, падает хлопьями, укутал всю землю белым ковром, медленно кружится в воздухе.

Девочка: в бело-розовом платьице, тапочки, без пальто выбежала на крыльцо, с удивлением наблюдает, восхищённо смотрит.

Мальчик: в пальто с меховым воротником, на голове – шапка – ушанка, валенки, мечтает покататься на санках.

Берёза: старая, могучая, с белым стволом, покрылась снегом, как белой шубой.

Настроение детей: радость, восторг, восхищение, интерес.

Тона картины: светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато- розовый фон.

8. Орфографическая подготовка.

— Объяснить выделенные орфограммы.

9. Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадях текст сочинения.

IV. Моделирование.

Рассматривание картины.

Беседа.

Составление плана.

Пересказ по плану.

Запись содержания.

V. Рефлексия.

- Что делали? — Как делали? Самооценка.

VI. Домашняя работа.

*Творческое задание: написать стихотворение или загадку о зиме.