Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

В условиях модернизации системы образования основная цель массовой школы должна состоять в развитии личности, формировании у учащихся потребности в самостоятельной познавательной деятельности, обучении навыкам самостоятельного поиска и получения новой информации и знаний. Это влечёт за собой необходимость изменения традиционных форм организации учебного процесса. В связи с этим перед педагогическим коллективом встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио, кино, видео).

МТБ школы в этом году пополнилась новым оборудованием: 1 класс информатики, 2 класса оборудованы интерактивными досками, 8 кабинетов – компьютерами, 4 из них мультимедийными проекторами. В настоящее время в нашей школе оборудовано АРМ директора, заместителей директора по УВР, ВР, педагога – организатора, библиотекаря.

34 компьютера с лицензионным программным обеспечением

Internet, локальная сеть, сервер

8 мультимедиапроекторов с экранами

2 интерактивных доски

2 цифровых видеокамеры

цифровой фотоаппарат

телевизор

3 DVD проигрывателя

Синтезатор

сканеры, копировальная техника, цветной и лазерный принтеры и др.

Социологический опрос, проведенный среди учащихся нашей школы, показал, что каждый 3 ученик имеет дома компьютер, причем работают в учебных, обучающих программах только 50% опрошенных, остальные же используют его для просмотра кинофильмов, прослушивания музыки, игр. Результаты анкетирования показали, что ребята засиживаются за компьютером и по два, и по три часа и более. Можно отметить то, что сидя за компьютерами, не все ребята забывают про каток, горку, спортзал, футбольное или хоккейное поле. Наша задача состоит в том, чтобы научить ребят работать и отдыхать за компьютером без вреда для здоровья дома и в школе.

Компьютер — это катализатор развития интеллекта в целом. Но речь идет не только об улучшении академических знаний, то есть школьных предметов, но и о физическом и психическом здоровье ребенка. Родители стремятся развить в своих детях самое лучшее, научить их многому, но, к сожалению, не всегда это желание идет на пользу ребенку.

Родители, приобретая своим детям компьютеры, открывают для них путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути, конечно же, лучше вместе. И мы, взрослые, должны научить ребят делать физпаузы, снимать напряжение с мышц спины, кистей, глаз, строго следить за длительностью общения ребенка с компьютером. В школе занятия строго регламентируются, а дома?

Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. На близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штрихи. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, приходится постоянно перестраивать систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана.

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Любой современный урок строится с учетом принципов здоровьесбережения, т.е. учитель должен подобрать такие методы и приемы, которые будут способствовать высокой эффективности учебного процесса.

Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

строгая дозировка учебной нагрузки;

построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

благоприятный эмоциональный настрой.

При составлении расписания (по таблице Сивкова распределения баллов трудности — 11) информатика, наравне с математикой, занимает самые высокие позиции. Поэтому информатика никогда не ставится первым или последним уроками, проводится в самое продуктивное время.

Выбор методов, способствует активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. К таким методам относятся: проблемное изложение материала, исследовательский, выполнение практических, творческих заданий различного уровня сложности, индивидуальная работа учителя с учеником.

Благодаря использования элементов технологии Шаталова можно добиться внимания и сосредоточенности учащихся на уроке:

- работа в парах и мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую;

- использование мультимедиапроектора и ПК, когда учащиеся совершают поневоле повороты, тем самым, сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

Смена видов учебной деятельности во время урока: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, презентаций, ответы на вопросы, решение задач, практическая работа и т.д (4 – 7 за урок) благотворно влияют на работоспособность учащихся.

В содержательной части уроков вводятся вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. По программе в 10 – 11 классах при изучении офисной программы MS PowerPoint проводятся уроки создания социального проекта. Главной целью которых являются: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Выработка понимания здорового образа жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения.

Активное внедрение в практику игровых технологий (среди учащихся 5 – 6 классов), помогает решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и сбережения и социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому предмету. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.

На уроке необходимо создавать ситуацию успеха. Ребята должны знать, о чем пойдет речь на следующем уроке и какой материал необходимо повторить.

При текущем контроле знаний проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии.

При тематическом контроле подлежат проверке знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами (стандартом).

Итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.

Каждый из видов контроля предполагает творческие задания, прикладные.

Одна из важнейших технологий здоровьесбережения – школьная оценка:

- ребенок постоянно должен ощущать себя счастливым;

- каждый урок должен оставлять в душе в душе ребенка только положительные эмоции;

-дети должны испытывать интерес к уроку.

Необходимо обращать внимание на психологический климат на уроке во взаимоотношениях между учителем и учениками, между учащимися. Применяются различные эмоциональные «разрядки»: шутки, поговорки, известные высказывания с обсуждениями и комментариями и т.д. Учитель постоянно должен повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.

На каждом уроке для увеличения работоспособности и подавления утомляемости необходимо включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

На уроках информатики мы разучиваем с ребятами различные упражнения для мышц спины, пальчиков, гимнастику для глаз. Эффективная профилактическая мера — зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика — около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы — двигаться должны только глаза! Есть, конечно, и другие нехитрые правила. Необходимо обучить им ребенка, чтобы он выполнял их самостоятельно. Польза от этого будет немалая (см. приложение). Для развития мышц спины существует множество упражнений, в основном это наклоны в разные стороны. Очень полезно плавание и упражнения на турнике. Рассказываем о последствиях длительного пребывания за компьютером. По мнению ученых, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут — у 25% детей были зафиксированы неприятные явления, как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

В помещении с работающим компьютером, изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26-27 градусов, относительная влажность — снижаться ниже нормы, то есть до 40-60%, а содержание двуокиси углерода — увеличиваться. Наряду с этим воздух ионизируется, увеличивающееся число положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути. Поэтому необходимо проветривать комнату и, конечно, больше бывать на улице, заниматься спортом.

Длительность работы на компьютерах применяется в строгом соответствии с нормами.

Время занятий за компьютером: ученики 2-3 класса — 15 минут, 4-6 класса — 20 минут, 8-9 класса — 25 минут, 10-11 класса — 30 минут. Эти нормы были разработаны для занятий в компьютерных классах, но их надо придерживаться и дома.

В нашей школе один кабинет информатики. В нем выдерживаются все требования для сохранения здоровья учащихся. Компьютеры располагаются по периметру кабинета, задней поверхностью к стене. В помещении, проводится ежедневная влажная уборка. До и после работы экраны мониторов протираются слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой. Имеются зеленые растения, в том числе и кактусы, считают, что они тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера. В планах поставить аквариум для увеличения влажности воздуха. В кабинете ученические столы заменены на специальные – компьютерные. Кабинет проветривается. На родительских собраниях уделяется время для консультации: как правильно организовать рабочее место ученика дома. Сделать это не трудно, а сохранению здоровья ребенка помочь может.

Так, мебель должна соответствовать его росту. Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 — 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке. Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.

Итак, для профилактики заболеваний необходимо как можно чаще менять позу или вставать из-за компьютера и, конечно же, по возможности делать гимнастику, заниматься спортом и всячески развивать мышцы спины.

Хорошее здоровье — основа долгой, счастливой жизни. Одна их первостепенных задач каждого человека – сохранение и укрепление здоровья. Поэтому школа должна выпускать из своих стен здорового выпускника, рассматривающего свое здоровье как высшую ценность. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.