Состав слова_8916

Урок русского языка 3 класс

Учитель: Латунова Надежда Анатольевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак

Тема: Состав слова.

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова.

Задачи:

Предметные

-выяснить, зачем нужно знать состав слова;

- отрабатывать умение разбора слов по составу;

- развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

-воспитывать интерес к русскому языку;

- развивать чувство коллективизма и индивидуальности учащихся, взаимопомощи.

Планируемые результаты

- умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Оборудование:

для учителя: компьютер, интерактивная доска, презентация урока.

для учащихся: учебники «Русский язык», тетради, ручки, карандаши, линейки.

Ход урока:

Этапы урока

Предметные универсальные действия

Формирование универсальных действий

Самоопределение к учебной деятельности

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока

Минутка чистописания

Постановка цели

Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений

Составление алгоритма действия

Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии

Физминутка

Творческое применение знаний и умений

Упражнение по отработке навыков

Объяснение д/з

Итог урока

Рефлексия

Слайд №2

«Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем!» — высказывание немецкого философа Фихте Иоганна Готлиба.

-Если мы будем действовать сегодня дружно, сообща, то достигнем цели урока. Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

Часть слова, которая служит для образования слов в предложении, называется…

Общая часть родственных слов называется…

Как называется последний месяц осени…

Что находится между городом и селом?

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов…

Часть слова без окончания называется…

Назовите слово, противоположное слову враг

Чем кончается лето и начинается осень?

Сколько гласных букв в алфавите?

Слайд № 3

Посмотрите на доску, что вы видите?

Назовите гласные, встречающиеся в этой группе.

Оиау Иауо Ауои Уоиа

- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца стоки.

- Что образуют гласные вместе с согласными?

- Что образуют слоги?

- Какие слова вы увидели?

- Какие слова остались? (приставка, суффикс)

-Какие части слова вы знаете?

- Расскажите, что вы знаете о каждой части слова.

Часть слова, которая изменяется, Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Натворил он дел.

Помни при разборе слова окончанье и основу

Первым делом находи,

После корня будет суффикс,

А приставка впереди

Слайд № 4

- Отгадайте, о ком загадка.

Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. (Кот)

Слайд № 5

-Давайте вспомним порядок разбора слова по составу.

Слайд № 6

- Рассмотрите рисунок.

-Запишите слова, которые получились, разберите их по составу.

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

- Запишите домашнее задание.

Слайд № 10

Слайд № 11

- Составьте слово по подсказкам.

1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей

2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.

3. В приставке две буквы «е».

4. суффикс тот же, что в словах травка, шубка.

5. Окончание — первая буква алфавита.

Перемена

А сейчас — перемена, урок окончен, отдыхайте.

- Почему сегодня у нас такой девиз?

- А можно ли это высказывание отнести к вам?

- Как связаны эти слова с нашим уроком?

В каком порядке следуют элементы в данном ряду?

-Какая тема нашего урока? Отыщите её в ребусе. (Состав слова)

-Чем будем заниматься на уроке?

-Что вы видите?

- Чем необычен этот поезд?

- Значит, какой это поезд? (словесный).

- Какие слова можно составить?

- Почему паровозик и первые два вагончика соединены, а два вагончика — стоят на запасном пути?

-Что происходит со словом «кот»?

- Что общего у этих слов?

- Из каких частей может состоять основа слова?

- Для чего выполняли это задание?

- Что вы видите?

- Что это за таблица?

-Какое задание будете выполнять? (составить слова и разобрать их по составу).

- Для чего нужны суффиксы и приставки?

- Какой будет наша речь, если слова будут состоять только из корня и окончания?

-Как вы думаете, что надо сделать в этом задании?

- С какой целью мы выполняли это упражнение?

- Какова была тема урока?

- Для чего надо знать части слова?

- Что запомнилось на уроке?