Состояние и перспективы различных форм работы с одаренными детьми

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «Надежда» муниципального образования «Холмский городской округ Сахалинской области

Выступление на тему:

«Состояние и перспективы различных форм работы с одаренными детьми»

Докладчик: учитель математики

МБОУ лицея «Надежда

Гулика Валентина Ивановна

г. Холмск, 2013

Содержание

1. Организация образовательной деятельности одаренных детей

2. Формы дифференциации образовательной деятельности одаренных детей

3. Состояние различных форм работы с одаренными детьми

4. Перспективы различных форм работы с одаренными детьми.

5. Заключение

1. Организация образовательной деятельности одаренных детей.

В современной педагогике и образовательной практике обучение одаренных детей все чаще рассматривается как глобальная педагогическая задача. В соответствии с философией этого подхода гений, талант не принадлежат отдельному человеку или стране, где он родился, — они достояния планеты. Поэтому все одаренные дети должны находить поддержку в сфере образования, где бы они ни родились и не жили. В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и дистанционного обучения, позволит вывести решение проблемы объединения, глобализации образования одаренных детей во всем мире на качественно иной уровень.

2. Формы дифференциации обучения одаренных детей.

Можно выделить три основные формы дифференциации обучения одаренных детей: селективная, элективная и переходная. Селективная форма дифференциации обучения предполагает создание для одаренных детей специальных учебных заведений: специальные школы для детей, отобранных по уровню общей одаренности ( их очень мало ), школы для талантливых детей ( значительно больше ). Среди популярных учебных заведений такого рода можно назвать физико-математическую школу при Новосибирском университете. Из лицея «Надежда» в эту школу почти ежегодно уезжают учиться дети. В этом году Большаков Никита ученик 9а класса пополнил ряды новосибирской физмат школы. Переходная форма дифференциации обучения предполагает наличие в одной параллели классов с разным уровнем и характером обучения. В современном исполнении организационный механизм выглядит довольно просто: на одной параллели, в одной школе один из классов составлен их одаренных детей, в другом классе дети со средним уровнем развития. Эта форма дифференциации обучения внедрена в образовательную практику в начале XX века. Элективная форма дифференциации обучения предполагает обучение одаренных детей совместно с их «нормальными» сверстниками, не выделяя их в особый класс и не создавая для них особой школы.

3. Состояние различных форм работы с одаренными детьми:

- индивидуальная и групповая;

- профильные летние лагеря;

- каникулярные сессии;

— дистанционные олимпиады;

- муниципальная программа «Одаренные дети»;

- участие в муниципальных и областных конкурсах ученических исследовательских работ;

- практические и учебные занятия на базе учебного центра в г. Южно-Сахалинска Хабаровского государственного университета железнодорожного транспорта;

- заочное обучение школьников на электронных сайтах школ и мини сайтах учителей.

Расскажу немного подробнее о формах работы в этом направлении в лицее «Надежда».

Изначально, придя работать в лицей «Надежда», администрацией лицея была поставлена перед математиками задача: выявление одаренных детей и работа с ними для получения призовых мест на районном и областном уровне в олимпиадном движении.

В 2004 году мне дали 8 а класс. С детьми я проработала 4 года, выпустив их с хорошими результатами и показателями из лицея по завершению обучения. Помимо 11а класса параллельно у меня был 11б класс. Из этих двух классов получили золотые медали 6 учащихся и серебряные медали 5 учащихся: Хе Николай, Холод Максим, Савченко Мария, Тищенко Ксения, Райчук Дарья, Толстых Алеся, Роот Мария, Глебова Ульяна, Кохановская Света, Кошева Карина, Фролов Дмитрий.

Кроме того на тот момент времени была решена и задача по олимпиадному движению. В 9-м, 10-м и 11- м классах по математике Хе Николай и Кошева Карина на районном уровне занимали призовые места. В 2007 и 2008 годах на областной олимпиаде по математике Хе Николай занял первое призовое место. В 2008 году я сопровождала Хе Николая в г. Уфу на XXXIV Всероссийскую математическую олимпиаду школьников. Кроме того Хе Николай в 2007 году стал лауреатом премии государственной поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

В своей работе с одаренными детьми я использовала следующие методы: поисковый, проблемный исследовательский.

Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

При работе с одаренными детьми необходимо развивать их креативные качества и вести специальную работу по развитию всех личностных качеств в целом. Только на этой основе необходимо целенаправленно развивать индивидуальные способности. Креативность возможна в любых видах творчества – технического, научного, художественного, а также при условии сформированности выбора, решения.

Одаренным детям интересна любая область науки. Я замечала, что одаренный ребенок участвует в предметных неделях и олимпиадах по многим предметам, работает над проектом по выбранной им теме, поет, занимается спортом и танцами на профессиональных уровнях, учиться хорошо и отлично.

Задача педагога заключается в поддержке таких детей и в оказании им помощи в самореализации. Работа с такими школьниками диктует определенные требования к личности педагога:- желание работать нестандартно; поисковая активность, любознательность; знание психологии подростка и психологии одаренных детей.

Я работаю в классе, где некоторые дети в силу не развитого математического мышления не могут достичь высоких результатов. Поэтому возникает вопрос о том, как занять отдельных учащихся, имеющих повышенный уровень способностей, увлеченных исследованиями в определенной области, обладающих наклонностями к самообразованию и самообучению.

Заставлять их наравне со всеми остальными присутствовать на уроках не всегда имеет смысл, так как может привести к снижению их интеллектуального потенциала. Можно найти выход из ситуации в форме «творческого отпуска учащегося». Такой отпуск предполагает освобождение от посещения занятий по одному или нескольким предметам от 2 недель до 2 месяцев. Утверждается программа творческого отпуска, который проводится в 4 этапа:

- определение цели, составление программы;

- подготовительный этап (подбор литературы, определение вопросов исследования, планирования);

- творческая работа (самообразование);

- отчетный этап.

Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных недель, в конкурсах научно-исследовательских работ. Ежегодно в III четверти мы проводим в лицее математические недели, включающие игровые уроки, КВН между классами, выпуск красочных газет, театрализованные представления по математике, конкурсы на лучшую мультимедийную презентацию, брейн-ринги и многое другое .Учащиеся лицея «Надежда» принимают участие в муниципальной научно-практической конференции школьников «Инициатива молодых», а также в в областном конкурсе ученических исследовательских работ. Для реализации и развития способностей учащихся в лицее «Надежда» в летнее время работает профильный лагерь для одаренных детей «Умники и умницы», где я в 2012 и 2013 году преподавала математику. Также у нас практикуются каникулярные сессии, где разбираем с детьми неусвоенный материал на уроках и материал повышенной сложности по математике и олимпиадные задачи. В октябре 2012 года наш лицей принял участие в дистанционной олимпиаде: «Центр поддержки талантливой молодежи» по математике и другим предметам. Мои ученики показали неплохие результаты. Онищенко Алексей ученик 7а класса набрал 86 баллов из 100 баллов и занял по региону 1 место и по России 7 место. Мною в лицее впервые была внедрена опробация инновационной программы углубленного изучения математики по учебнику Никольского С. М. 10 и 11 классы 2007-2008 г. В 2013 году с учащимися 9а класса вела дополнительные часы в рамках «одаренные дети». Один из детей: Большаков Никита, продолжит обучение в 2013-2014 учебном году в физико-математической школе для одаренных детей при государственном университете г. Новосибирска. С 2013-2014 учебного года через лицейский сайт наметила проводить заочное обучение одаренных детей 10а класса. Используя личный сайт, продолжу с ребятами решать задачи повышенной сложности.

Один из важных моментов в работе учителя состоит в том, чтобы научить ребенка находить нестандартные решения задач.

Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности – от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать, все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. Начинать такое развитие надо заранее. Для этого можно использовать отдельные элементы теории и методики решения изобретательных задач (ТРИЗ).

В жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать знаниями. Чтобы оживить знания, надо научить ребенка почувствовать свои творческие возможности. Технология обучения создана.

Основная цель: - используя ТРИЗ, дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества – доступные, сильные, изящные;

- выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация.

В этом немалую роль играет ситуация выбора – это этап урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности, индивидуальности. Надо учитывать следующие обстоятельства при проектировании выбора:- готовность учителя к выбору от урока к уроку, постепенно увеличивать количество вариантов для выбора, усложнять задачи; целесообразность создания ситуации выбора; стимулирование учащихся к выбору (значимость и критерии оценок); аргументация выбора (уметь обосновывать свой выбор); ощущение степени свободы выбора; успешность деятельности (достаточный объем знаний, умений, навыков и имеющиеся источники информации для успешных решений); защищенность учеников от собственных ошибок (ученики имеют право на неудачу, объяснить и отметить то, что правильно!); оценка результатов решения выбранного варианта (не только оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика).

Алгоритм действий по построению ситуаций выбора: — определить цели и задачи применения ситуации выбора; определение этапов урока, на которых создавать ситуации выбора; выявление содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуации выбора; разработка определенного множества вариантов заданий для свободы выбора; продумывание всех деталей эффективного использования свободы выбора (критерии оценки, время, степень свободы); включение свободы выбора в план урока; определение в ходе урока оптимального момента для создания свободы выбора; реализация своего плана; анализ и оценка эффективности.

Способность адекватно действовать в свободе выбора развивается постепенно. Задачи учителя: формирование у учащихся успешно делать выбор, принимать самостоятельно решения. Необходимо создавать свободу выбора не от случая к случаю, а сделать их неотъемлемой частью большинства учебных занятий.

В работе IV- (окружного) этапа XXXIV Всероссийской математической олимпиады школьников в 2007-2008 учебном году многие представители из разных областей Российской Федерации говорили о затухании олимпиадного движения. Озабоченность проявили в этом плане и руководители служб образования Холмского района. В 2012-2013 учебном году вышел приказ управлением образования г. Холмска «О работе предметных лабораторий». Это очень нужное и важное дело. К работе в лабораториях по многим предметам были привлечены грамотные специалисты. В модуле математика 10 класс я работала по теме: «Технология решения трансцендентных уравнений и неравенств».

Поскольку лицей «Надежда» богат одаренными детьми, то каждый год мы гордимся выпускниками медалистами. Медалисты – блестящие ученики. Эта проблема заслуживает самого серьезного внимания. Сегодня в обществе широко обсуждается судьба элиты в стране. Медалисты в перспективе – это будущая наша элита, в том числе, возможно, и политическая. Если она ущербна в творческом плане и социальной активности, значит, школе стоит подумать, как сделать «блестящих» учеников еще и творческими людьми. Учеными и педагогами исследуются закономерности развития детской одаренности и интеллектуального творчества. Такая работа ведется в нескольких направлениях, в том числе научно-аналитическом и информационно-методическом. Психологическая поддержка одаренных детей, и в том числе интеллектуально одаренных, к которым относятся потенциальные медалисты – учащиеся 9-11 классов, — органическая часть современного образования высокого уровня. Медалисты – это группа академически одаренных учеников, у которых личностные проблемы, как правило, минимизированы. У них адекватная самооценка, они комфортно чувствуют себя в школьном социуме и с оптимальными затратами когнитивных и личностных ресурсов реагируют на любые изменения в нем.

Многолетняя практика работы с интеллектуально одаренными подростками и с претендентами на медаль позволяет сделать вывод об основных критериях успешности медалистов, которую недостаточно объяснить только высокими способностями. Эти ребята, кроме свойств, присущих интеллектуально-одаренным детям, имеют и свои особенные качества Они социально пластичны и компетентны, легко включаются в общение, имеют широкий круг знакомств и очень доброжелательны. Получение аттестата с отличием – личностно значимый аспект для этих учеников.

Медалисты, которые изначально не обладают высокой продуктивностью мышления, компенсируют ее сформированностью волевых навыков, большим трудолюбием, желанием или потребностью выполнять любые задания с наилучшим качеством, высокой личностной значимостью получения аттестата с отличием. Как правило, эти ребята, никогда не станут отвечать на вопрос по собственному желанию без твердой уверенности, что ответ абсолютно верен. Как правило, большинство всех наших медалистов относятся именно к этой группе.

Большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость и сверхчувствительность эмоциональной сферы одаренных детей. По данным тестирования, личность «идеального» ученика по своим характеристикам противоположна личности творческой. Способность к обучению в школе определяют такие черты, как дисциплинированность, исполнительность, доверие к авторитетам. А параметры креативности (творчества) включают в себя самостоятельность и независимость мышления, оригинальность, способность к нешаблонным решениям.

У большинства медалистов в связи с их высоким академическим интеллектом и в силу их возраста уже сформировались такие черты, как исполнительность, эмоциональная уравновешенность и практичность. Творческая же личность обладает широтой интересов и увлечений, мечтательностью и чувствительностью, богатым внутренним миром и эстетической восприимчивостью, непосредственностью, эмоциональностью. Это один из факторов, подтверждающий, что слишком высокий интеллект может даже препятствовать креативности. В реальной учебной деятельности акценты делаются на интеллект, а творчеству отводится второстепенная роль. Конечно, медалисты обладают большим багажом знаний. Но сегодня этого уже недостаточно. Необходимо умение, при работе с будущими медалистами, творчески подойти к решению любой проблемной ситуации. По данным современных генетических исследований, интеллект в большей степени зависит от наследственных факторов, а креативность зависит от срезовых факторов. Полноценное развитие интеллекта возможна только тогда, если в раннем возрасте внимание в равной степени уделяется как формированию разнообразных навыков, так и развитию творческих способностей. Помочь заинтересованным родителям раскрыть творческий потенциал ребенка в детстве, показать им основные направления для занятий дома – одна из наших задач.

IV. Перспективы различных форм работы с одаренными детьми:

классно-урочная форма организации обучения и развитие детской одаренности; коллективная форма организации учебной деятельности в работе с одаренными детьми; класс – лаборатория; предметно – пространственная среда; использование учебного времени; программирование содержания; индивидуальная форма организации обучения.

1. Классно-урочная форма организации обучения приспособлена к передаче учащимся готовых знаний, воспринимаемых на веру. С ее помощью у детей воспитывается не критическое, не творческое мышление, а более всего пассивное подчинение авторитету и не критичность мысли. Она не дает никаких шансов продуктивной работы с одаренными детьми.

2. Коллективное творчество и обучение относят к числу «популярных» в отечественной педагогике. В практику все активнее входят методы и приемы коллективной творческой образовательной деятельности, как метод мозгового штурма, метод учебных, деловых игр и т.д. Не только продуктивность коллективного творческого процесса, но и его педагогическая результативность возрастает, если учитывать соотношение позиций участников и присущий каждому стиль мышления при решении коллективных творческих задач. Коллективное обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения группы принимают активное и систематическое участие все ее члены. В этом случае группа становится самообучаемой.

Особенности коллективной формы организации учебной работы:

- минимальное количество человек – 4. В каждый момент работы половина учащихся говорит, половина слушает;

- каждый участник занятий попеременно является то учеником, то учителем;

- ближайшая цель каждого участника занятий – учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам;

- деятельность каждого ученика является общественно полезной, так как он не только учится, но и обучает других;

- коллектив обучает каждого своего члена под руководством педагога-специалиста;

- каждый ученик отвечает не только за свои знания, но и за успехи товарищей;

- каждую изучаемую тему участник занятий может излагать другим участникам, работая с каждым по очереди до полного прочного и всестороннего овладения ею;

- важнейшая задача педагога руководителя – формировать мастерство, искусство преподавания у каждого ребенка.

Коллективная форма организации учебной деятельности скорее дело будущего, а педагогическая модель «класс-лаборатория» успешно работала в школах прошлого века и работает в настоящее время в учебных заведениях для одаренных детей.

3. Класс – лаборатория предполагает создание специальной развивающей среды, в которой ребенок находит стимулы для самообучения и развития. Отсюда и основные требования: опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, побуждение ребенка к наблюдению и экспериментированию, чередование индивидуальной и коллективной работы.

4. Предметно-пространственная среда и использование учебного времени.

Основной чертой данной формы организации является гибкое использование учебного помещения. Создаются укромные уголки в школьной комнате, где ребенок может уединиться, обдумать собственные планы, просто почитать, посмотреть книги или поработать. Ребенок сам решает, как долго ему заниматься выбранной им деятельностью. Педагог внимательно наблюдает за работой детей, помогает им советами, наводящими вопросами, направляет их деятельность.

5. Программирование содержания.

Обучение ведется на основе использования технологий исследовательского обучения. Тематический диапазон занятий в этих условиях разнообразен и необычайно широк и определяется набором самих мини-центров и их информационными возможностями. Задача педагога – помочь каждому ребенку приобрести базовые знания, умения и навыки.

6. Индивидуальный способ организации обучения.

Для максимального учета личностных особенностей ребенка в обучении идеальным может считаться индивидуальное обучение и способ организации такого обучения должен быть самым эффективным. Известный специалист в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли считает, что учитель, работающий в данном направлении:

- определяет уровень развития ребенка (в том числе его качества и способности);

- очерчивает долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;

- определяет время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;

- предусматривает участие родителей;

- определяет способы оценки успехов ребенка.

Эта форма организации обучения известна, в данном случае исключается работа в группе, а это обедняет учебную деятельность.

Заключение

Проблема обучения одаренных детей не столько новое, сколько хорошо забытое старое. Во всем мире растет интерес к решению проблемы обучения одаренных детей, где необходимо решать вопросы, связанные с диагностикой и тесно примыкающей к ней проблемой селекции в образовании; вопросы модернизации содержания, форм и методов организации учебной деятельности. Этот путь представляется еще более важным в связи с пониманием того, что одаренным детям впоследствии придется жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обыкновенных людей.

Список литературы

1. А. И. Савенков. Одаренный ребенок в массовой школе. Библиотека журнала «Директор школы». Издательская фирма «Сентябрь», москва,2001

2. И. Г. Норенко. Педагогические советы. Издательство «Учитель», 2008

3. В. И. Гулика. Материалы из опыта работы в лицее «Надежда»