Сотрудничество классного руководителя с родителями

Залогом успешной учебной и воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка, а следовательно сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Всю работу по взаимодействию классного руководителя с родителями можно условно разделить на 3 этапа (адаптационный, основной, переход из начальной школы в основную) Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в школе, начиная с момента их поступления. На этом этапе я использую такие формы работы: — посещение семей — формирование банка данных о семье — анкетирование — организационное родительское собрание Все это позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями. Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами, с основными моментами пребывания ребенка в школе и, конечно же, выбор родительского комитета. Входить в него должны инициативные, работоспособные, творческие родители. Сделав правильный выбор, мы обеспечиваем половину успеха в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними. Родительский комитет совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании детей класса, а также в укреплении материально-технической базы школы (объяснить, как это можно сделать). Родителей принимающих активное участие в жизни класса и школы, надо обязательно отмечать (говорить слова благодарности на родительских собраниях, поздравлять с праздниками, делая подарки). Они должны чувствовать, что их работа нужна и приносит пользу. Второй этап охватывает период до выпуска школьника из начальной школы. Он является основным в работе с семьями младших школьников. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей: — родительские собрания — консультации — совместные праздники, экскурсии — родительские вечера или вечерние посиделки. Если первые три формы работы нам хорошо известны, и все мы их используем в своей работе, то родительские вечера — это достаточно новая и интересная форма работы с родителями. Эту форму работы я стала использовать в своей работе с 2009 года и могу с уверенность сказать, что она приносит хорошие результаты. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы. В 1 классе важно поощрять родителей познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами. Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них. Непринужденная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик. Родительский вечер — это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива. Замечательно, если итогом родительского вечера станет выпуск родителями газеты ,в которой они обратятся к детям с предложением или просьбой, вызовут своих ребят на какое-то соревнование, объявят интересный конкурс, организуют экскурсию или праздник. С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

Третий этап работы учителя начальных классов с родителями охватывает временной период после выпуска школьника из начальной школы. На этом этапе педагогу начальных классов важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в старшей школе. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями. И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей. Правила эффективного взаимодействия с родителями:

Не разговаривайте с родителями второпях, на бегу. Если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время.

Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию

Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

Не спешите с выводами. Обдумайте хорошо, что вы услышали от родителей.

То о чем вы услышали, не должно стать достоянием других родителей и педагогов.

Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, необходимо поставить об этом в известность.

Родитель хочет услышать о ребёнке в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее.

Каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

Если педагог, в какой – то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить обратиться за консультацией к специалистам.