Сотрудничество учителя и родителей

Сотрудничество учителя и родителей.

О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В тоже время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, низкие моральные качества. Оказавшись между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться, что приводит к тому – дома ребенок один, а в школе – другой. Изменилась и сегодняшняя семья. Многие родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Однако большинство родителей заранее определяют, каким должен быть ребенок, как он должен учиться, какую профессию ему желательно иметь. Такое прогнозирование к собственному ребенку тоже иногда приводит к большим разногласиям и непониманию между родителями и детьми.

Все труднее учителю, педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается неприличным советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители просто боятся выносить свои проблемы за порог дома, опасаясь, что это станет доступно всем учителям и администрации школы.

Эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где ценности понимаются как основа жизни.

Как же должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка? В. А. Сухомлинских, на этот вопрос говорил: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость родителям. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание.»

Все начинается с детства. И манера поведения, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания. Семью можно сравнивать с началом маршрута, который определяет жизненный путь человека. Каждый родитель в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми встретится ребенок на своем пути, умел преодолевать. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно, если взрослый является авторитетом, и не важно, кто это родители или его учитель, которому он откроет свою душу. Огромна роль классного руководителя – он может стать объединяющей силой и поддержкой для детей и родителей.