Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты Лабораторная работа по химии

Преподаватель химии Костромина Елена Владимировна.

Тема: « Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты» Лабораторная работа №8.

Цель: Раскрыть свойства органических кислот, на примере уксусной кислоты сравнив со свойствами неорганических кислот.

Задачи:

Образовательная: подтверждение, закрепление, применение научных знаний на практике, уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности.

Развивающая: развивать навыки практической работы с хим. оборудованием и реактивами, развивать операции логического мышления (анализ, прогнозирование, умение делать выводы) развивать познавательный интерес к предмету ,развивать самостоятельность учащихся .

Воспитательная: воспитание активного взаимодействия студента с объектом познания.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, лабораторная работа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; парами.

Оборудование: пробирки, штатив, хим. ложка, инструкция по выполнению лабораторной работы

Реактивы: две полоски индикаторной бумаги, раствор соляной кислоты концентрацией 3 моль/л (3 Н), раствор уксусной кислоты концентрацией 3 моль/л (3 Н), магний, раствор гидроксида калия концентрацией КOH 1 моль/л (1 Н), фенолфталеин , раствор карбоната натрия.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Виды деятельности.

1орг. момент

2. актуализация субъектного опыта студентов

3.лабораторная работа

3.подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов.

1.1 .Приветствие

1.2.Проверка посещаемости.

2.

2.1 постановка темы занятий и определение задач лабораторной работы.

Тема: « Свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты»

Уксусная кислота была единственной, которую знали древние греки. Отсюда и ее название: «оксос» — кислое, кислый вкус. Уксусная кислота — это простейший

вид органических кислот, которые являются неотъемлемой частью растительных и

животных жиров. В небольших концентрациях она присутствует в продуктах питания и напитках и участвует в метаболических процессах при созревании

фруктов. Уксусная кислота часто встречается в растениях, в выделениях животных.

Цель: Раскрыть свойства органических кислот, на примере уксусной кислоты сравнив со свойствами неорганических кислот.

Сегодня мы будем работать с кислотами. Поэтому особо необходимо вспомнить правила техники безопасности.

Какие правила необходимо соблюдать при работе с кислотами?

3.1 определение порядка лабораторной работы и отдельных ее этапов.

инструктаж по ходу работы.

. Теоретическая часть.

Контрольные вопросы.

1.Какие вещества называют кислотами?

2. К какому классу соединений относится уксусная кислота? Почему?

3. Назовите основные химические свойства кислот.

4. Что показывает рН растворов?

5. Каково значение уксусной кислоты и где она используется?

3.2. выполнение лабораторной работы студентами и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности.

Ознакомление с ходом работы.

Опыт 1. Сравнение свойств органической и неорганической кислот.

В этом опыте сравним силу (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной и неорганической – на примере соляной. Для этого определим рН растворов этих кислот с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Приготовить две полоски индикаторной бумаги и нанести на одну полоску каплю раствора соляной кислоты концентрацией 3 моль/л (3 Н), а на другую каплю раствора уксусной кислоты такой же концентрации 3 моль/л (3 Н). Сразу же сравнить изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН. Сделать вывод о том, какая из кислот является боле сильной.

Опыт2. Отношение уксусной и соляной кислот к металлам.

Для опыта приготовить две пробирки. В одну поместить 1 мл уксусной кислоты 3 моль/л (3 Н), а в другую 1 мл соляной кислоты. В каждую из пробирок насыпать на кончике ложечки стружку магния. В каком случае реакция протекает интенсивнее? Какой газ выделяется из раствора. Записать уравнения соответствующих реакций.

Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.

Поместите в пробирку 1 мл раствора гидроксида калия концентрацией КOH 1 моль/л (1 Н) и прибавить несколько капель фенолфталеина. Объясните изменение окраски раствора. Затем в пробирку по каплям прибавляйте раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора. Чем вызвано исчезновение окраски раствора? Записать уравнение соответствующей реакции.

Опыт №4 Взаимодействие уксусной кислоты с солями слабых неорганических кислот.

В пробирку поместить раствор карбоната натрия и приливать по каплям уксусную кислоту концентрацией CH3COOH 3моль/л (3 Н). Описать наблюдаемые явления. Записать уравнение соответствующей реакции. Какой газ выделяется из раствора?

Результаты опытов занести в таблицу.

подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов.

Вывод по работе.

Какова сила карбоновых кислот (на примере уксусной кислоты)? Каковы сходные признаки между органическими и неорганическими кислотами?

Фронтальная работа

Вводное слово

мотивация занятия

Фронтальный опрос

Инструктаж по ТБ

Фронтальный опрос

Инструктаж по проведению работы

Выполнение лабораторной работы студентами.

Фронтальная беседа